Понимание родителями особенностей юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Юность – одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Юность эмоциональна, она бурно увлекается новыми людьми, идеями, делами.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3
1. Юность как стадия жизненного пути …………………………. 4
2. Общение в юности……………………………. ………………... 7
3. Взаимоотношения со взрослыми ……………………………… 8
4. Понимание родителями особенностей
юношеского возраста………………………………………………
8
Заключение…………………………………………………………. 10
Список используемой литературы………………………………... 11

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.doc

— 91.50 Кб (Скачать)


2

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Ишимский государственный педагогический институт

им. П.П.Ершова"

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

Понимание родителями особенностей юношеского возраста                          

 

 

 

Контрольная работа по возрастной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ишим 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….

3

 

1. Юность как стадия жизненного пути ………………………….

4

 

2. Общение в юности……………………………. ………………...

7

 

3. Взаимоотношения со взрослыми ………………………………

8

 

4. Понимание родителями особенностей

юношеского возраста………………………………………………

 

8

 

Заключение………………………………………………………….

10

 

Список используемой литературы………………………………...

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Психология юношеского возраста – один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Юность – период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Юношеский возраст длится с 14-15 до 18-20 лет. Эта граница очень условна, зависит от личностных особенностей человека. В одном классе за партой могут сидеть и подростки и юноши. Чем они отличаются друг от друга? Подростки более эмоциональны, импульсивны, а юноша сдержан, сам в себе, своих мыслях и раздумьях.

Юношескому возрасту характерен этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

              Этот возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое, физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность.

Юность является не только этапом формирования личности, но и становления личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни. Выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т. п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

              «Мы и взрослые» - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров – детского и взрослого – и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся.

              Советские психологи, начиная с Л.С.Выготского, единодушно считают главным новообразованием юношеского  возраста чувство взрослости.              Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установления ими правил и порядка.

              Больше всего в юношеском возрасте старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Семья остается тем местом, где дети чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

Юность – одновременно  самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Юность эмоциональна, она бурно увлекается новыми людьми, идеями, делами.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».               Одна из главных особенностей юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

             

1.      Юность как стадия жизненного пути

 

На протяжении истории человечества процесс взросления удлиняется по мере роста требований (профессиональных, правовых, нравственных и т.д.) предъявляемых к члену социума, и с учетом возможностей общества нести дополнительные затраты на длительное содержание и обучение подрастающего поколения. Юношеский возраст выделился исторически недавно, а универсальным феноменом, охватывающим и мальчиков и девочек, все слои общества, стал только с конца XIX в. Хотя психология юношеского возраста - один за старейших разделов возрастной психологии (сегодня ее более точно называют психологией развития), Л. С. Выготский в конце 1920-х годов справедливо заметил, что общих теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов.

Общие контуры  романтической концепции юности были сформулированы еще Ж.-Ж. Руссо. Хотя одни авторы развивали, а другие опровергали ее, они не сомневались в стадиальном характере развития человека и в том, что юность занимает в этом процессе особое, привилегированное место.

Родоначальник этого направления стал американский психолог Стэнли Холл (1884-1923) - главным законом психологии развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие - онтогенез - повторяет главные стадии филогенеза.

Американский психолог Арнольд Гезелл (1880-1961), как и Холл, ориентируется на биологическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции и равновесия. «Рост» и «развитие» для Гезелла синонимы, обозначающие процесс прогрессивной дифференциации и интеграции способов поведения.

По мнению немецкого философа и психолога Эдуарда Шпрангера (1882-1963), автора влиятельной книги «Психология юношеского возраста», главная задача психологии - познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей. Он утверждает, что юношеский возраст, который тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет, - прежде всего стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру,- открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств.

Теория Шпрангера была конкретизирована и развита Шарлоттой Бюлер (1893-1982), уделившей особое внимание разграничению биологического и культурного созревания, которые не совпадают ни по срокам, ни по содержанию. Ш. Бюлер выделяет две фазы юношеского возраста: негативную и позитивную.

Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) - не создал систематической теории юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста особенно был известный американский психолог Эрик Эриксон (1902-1982). Он подразделил весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития [1, c.32-38].

Юность,  на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый Теоретический интерес Эриксона к юношескому возрасту и характерным для него проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем другие стадии развития эго.  Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что юноши и девушки  выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют [3, c. 227-229].

Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность – относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах периодизации возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других – относят к юности [4, с.262-263].

Верхняя граница периода юности еще более размыта, поскольку исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива. Очень трудно определить момент пересечения границы взрослости.

              Сам термин «взрослость» многозначен. Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению; социальная – экономической независимостью. Критерием достижения взросления в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм. Социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда.

              Трактовка юности как периода онтогенетического развития зависит от принципиальных установок авторов того или иного подхода. Разнообразие индивидуальных вариантов перехода к взрослости привело к тому, что в последние десятилетия исследователи все чаще используют понятие задачи развития. В первую очередь они были сформулированы в области юношеской психологии. Решение возрастных задач определяется как появление способности человека решать те или иные проблемы.

              Так американский психолог  Р.Хавигхерст  в период взросления выделил такие возрастные задачи:

-  принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела, необходимость осознания его особенностей и научение осмысленно управлять своим телом;

-  усвоение мужской или женской роли: необходимость индивидуально выбрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.

-  установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы;

-  завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых при объективно существующем сопротивлении взрослых;

-  подготовка к профессиональной карьере;

-  подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей;

-  формирование социально – ответственного поведения: подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина;

-  построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию собственной системы ценностей, которая регулировала бы поведение[2, c.148-149].

              Задачи развития включают ориентировку в определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование преодоления трудностей.

Информация о работе Понимание родителями особенностей юношеского возраста