Половые различия в способностях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 23:15, доклад

Описание работы

Общество убеждено в наличии четких различий между мужчиной и женщиной, и большинство людей примерно одинаково представляет себе эти различия. Убежденность такого рода, свойственная большой группе людей и основанная на примитивных представлениях и субъективных суждениях, называется стереотипом. Стереотипы могут быть вредны, поскольку являются источником неправильных суждений и выводов и неблагоприятно влияют на взаимоотношения людей.

Работа содержит 1 файл

Разные исследователи последовательно обнаруживали определенные половые различия в способностях.docx

— 33.84 Кб (Скачать)

В тестах технического понимания  женские оценки меньше мужских, чего можно было ожидать на основе половых  различий в техническом знании и  опыте. Это видно из результатов  обследования тестом технического понимания Беннета 390 женщин и 338 мужчин сопоставимого возраста и образования, включая среднюю школу и взрослые группы . В этом тесте средние мужские показатели были значительно выше женских, колебание двойных отношений расхождений составило от 7,2 до 10,5 в разных группах. Несмотря на существенное изменение половых различий в зависимости от проблемы, женщины как группа делали больше ошибок в каждом вопросе.

Можно также упомянуть  половые различия в выполнении тестов «интеллекта», в значительной степени  зависящих от пространственных, а  не вербальных способностей. Результаты таких тестов бывают обычно в пользу мальчиков. К примеру, в полной Шотландской  выборке 11 — летних детей в качестве дополнения к  Стэнфорд — Бине применялась батарея из 8 тестов, отобранных из общеизвестных шкал интеллекта . Общая оценка выполнения показала значительное различие в пользу мальчиков, несмотря на отсутствие расхождения коэффициента интеллекта Стэнфорд — Бине в той же самой выборке. Выполняя множественные тестовые батареи способностей, мальчики постоянно отличались в пространственных факторах .

Числовые способности. В числовых тестах вновь обнаруживаются величайшие различия в пользу мальчиков. Однако такое мужское преимущество не проявляется приблизительно до середины начальной школы. Наблюдения Гезелла за детьми дошкольного возраста показывают либо незначительные половые различия, либо небольшое превосходство девочек в раннем развитии числовых понятий . Обследования детей в детском саду и первом классе школы также не выявили существенного полового различия в арифметических способностях . На нижних уровнях Стэнфорд — Бине половые различия в тестах, содержащих счет и числовые понятия, также незначительны или непоследовательны.

Среди детей начальной  школы и более старших испытуемых тесты на вычисления показывают или  отсутствие половых различий, или, что  встречается более часто, расхождение в пользу девочек . С другой стороны, в арифметических задачах и других тестах числового мышления замечено довольно устойчивое мужское превосходство . В Стэнфорд — Бине 1937 года мальчики значительно выделяются в тестах арифметического мышления, изобретательности (более трудный тип числового мышления) и индукции (где надо найти обобщенное числовое правило). В большинстве групповых тестов на интеллект на уровне начальной, средней школы и колледжа мальчики превосходят девочек в арифметическом мышлении и завершении числового ряда. В многофакторных батареях девочки обгоняют мальчиков в тестах числового фактора , измеряющих скорость и точность механизмов вычисления , тогда как мальчики обычно получают более высокие оценки в тестах числового мышления.

Несколько исследований выявляют половые различия в общем способе  разрешения проблемы. Таким образом, их результаты помогают прояснить некоторые  из наблюдаемых половых различий в числовом мышлении, а также в  решении мыслительных задач, касающихся других областей. Работая со студентами колледжа, Свини обнаружил значительное превосходство мужчин в проблемах, требующих «переструктуризации», то есть отказа от первоначального подхода и организации фактов по-новому. Это половое различие сохранялось даже в группах, уравненных по общим умственным способностям, вербальным и математическим склонностям, соответствующим знаниям и факторам подготовки.

В исследовании выпускников  средней школы Костику удалось выявить, что мальчики отличаются способностью к переносу, или применению навыков и знаний к новым ситуациям. Кроме того, учитывались соответствующие факторы, такие как интеллект, предыдущие знания, способность к чтению, влияние практики и некоторые личностные черты. Мужское превосходство в переносе обучения получило подтверждение другими исследованиями средней школы и студентов колледжа . Все это дает многообещающие пути для дальнейшего изучения половых различий, особенно в связи с недавними исследованиями природы творческих и мыслительных процессов. Необходимо также изучить, насколько на интерпретацию этих половых различий может влиять изначальное отношение к решению проблемы.

Художественные  и музыкальные способности. Среди детей дошкольного возраста девочки, как правило, рисуют более детально, чем мальчики . Это подтверждается как спонтанными рисунками, так и различными контролируемыми тестами рисования, например, рисование человека или завершение фигур. Такие результаты можно объяснить различиями в скорости развития и в традиционной игровой активности мальчиков и девочек. В позднем детстве и зрелом возрасте половые различия в художественном произведении и оценке представляют даже больше трудностей в определении из-за очевидных различий в соответствующем обучении и опыте. В таких тестах оценки искусства, как Мак-Адори и тест суждения об искусстве Мейера, женщины в среднем превосходили мужчин на небольшую, но значимую величину53.

 В исследовании Протро и Перри не было обнаружено значимых половых различий при выполнении теста искусства Мейера в объединенной выборке чернокожих и белых учащихся средней школы и студентов колледжа. Однако среди белых были немного выше женские оценки, а среди чернокожих — мужские.

В показателях музыкальных  талантов, измеряющих сравнительно простое  слуховое различение и память, не выявлено существенных половых различий. Усложненные тесты, обращающие больше внимания на эстетическую оценку, обычно показывают результаты в пользу женщин. Интересный ориентир для объяснения возможного происхождения некоторых из этих различий дает исследование студентов колледжей музыкальными тестами Квальвассера — Дикемы . В них были сопоставлены мужчины и женщины в группе из 1000 студентов двенадцати восточных колледжей. В общих недифференцированных группах женщины получили более высокую среднюю оценку. Однако при сопоставлении лишь тех испытуемых, кто не получал музыкальной подготовки, половое различие исчезало. Таким образом, результаты наводят на мысль, что описываемые в таких тестах половые различия могут являться результатами разного обучения, полученного двумя полами.

В младенчестве мальчики и  девочки одинаково реагируют  на звуковые и зрительные раздражители. Те и другие в равной степени различают  речевые интонации, разные звуки, форму  предметов и расстояние между  ними. Это сходство сохраняется по мере взросления.

Наиболее объективным  способом выявления различий между  полами является изучение мозга методом  электроэнцефалографии, путем оценки реакции мозга на различную стимуляцию. Применяя этот метод, Д. МакГиннесс и К. Прибрэм, выяснили, что у женщин лучше развиты чувства вкуса, осязания и слуха. У женщин выше подвижность кистей рук и пальцев, и им лучше удаются тонкие движения, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам.

Половые различия. Пубертатный период – это возрастной период, в течение которого происходит перестройка организма, завершающаяся наступлением половой зрелости, т.е. способности к размножению. В этот период в физическом состоянии подростка происходят резкие изменения, в частности рывок роста, формирование вторичных половых признаков; у девочек появляются менструации (менархе), у мальчиков – способность к эякуляции. Кроме того, пубертатный период характеризуется важными изменениями в психике. Подростковый рывок роста происходит благодаря усилению продукции половых гормонов.

У девочек этот рывок наблюдается  обычно 2 годами раньше (примерно в 12 лет), чем у мальчиков (в 14 лет). Подростковый рывок роста не всегда равномерно затрагивает все части тела. Так, например, рост стопы обычно опережает  рост голени, поэтому стопа подростка  кажется непропорционально большой. Корреляция между ранним рывком роста  и окончательным ростом взрослого  человека отсутствует (что отчасти  обусловлено особенностями генетической регуляции). Нередко подростки, которые  меньше всех ростом в классе, к 16–17 годам догоняют или даже перегоняют по росту своих сверстников.

Первым признаком полового созревания у девочек является развитие молочных желез, которое начинается в возрасте от 10 до 13 лет. В самом начале роста желез они имеют вид небольших возвышений («грудных почек»), но постепенно сосок и ареола увеличиваются в размерах, грудь становится более выпуклой и также увеличивается. У некоторых девочек молочные железы полностью развиваются уже к 12-летнему возрасту, хотя у других формирование молочных желез завершается к 19 годам и даже позже. Рост молочных желез контролируется количеством женских половых гормонов и наследственными факторами. Вскоре после начала роста молочных желез начинают расти волосы на лобке, сначала редкие и светлые, затем темные, жесткие и волнистые. К этому времени начинают развиваться также внутренние половые органы: влагалище удлиняется, матка увеличивается в размерах. К моменту завершения формирования молочных желез и после максимального рывка роста у девочек начинаются менструации.

Интересно, что еще в  XIXв. первые менструации появлялись обычно в возрасте 16 лет или старше. С тех пор возраст менархе непрерывно уменьшался, что связывают с ролью социально-экономических, климатических и наследственных факторов, размера семьи, характера питания и бытовых условий. В последние годы тенденция к снижению возраста менархе постепенно уменьшается.

 

Комплименты

Принято говорить женщинам комплименты, потому что они в  этом крайне нуждаются ("женщины  любят ушами"). Но мужчины реагируют  на комплименты в их адрес не менее  благожелательно, чем женщины, только внешние проявления у них скупее.

Критичность

Женщины критичнее относятся  к своей внешности, чем мужчины  к своим способностям. Мужчины  более критично относятся к собеседникам, нежели женщины.

Потребность в  общении

Средний объем общения  у женщин более чем в полтора  раза превосходит объем общения  мужчин.

Конфликты

Различная потребность мужчины  и женщины в общении служит источником многочисленных конфликтов в семьях. В большинстве случаев  муж в течение рабочего дня  вполне удовлетворяет свою потребность  в общении. Жена же далеко не всегда, ибо потребность ее значительно  больше. Поэтому она надеется восполнить дефицит общения дома.

Слушание

Женщина слушает внимательно  намного дольше, чем мужчина.

Мужчина в среднем слушает  женщину внимательно всего лишь 10-15 секунд, после чего склонен дать ответ, не уточняя информации.

 

 


Информация о работе Половые различия в способностях