Политика и Религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:44, доклад

Описание работы

Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самых давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества.

Работа содержит 1 файл

доклад по социологии и политологии.docx

— 23.98 Кб (Скачать)

1. Теократия. Проявляется  как форма правления, при которой  вся полнота власти в государстве  принадлежит главе церкви и  духовенству. Предусматривает отождествление  светской и духовной властей,  регламентацию функционирования  государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей  церковью и ее органами. Классическое  теократическое правление существовало  в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом.

2. Цезаропапизм. Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.

3. Законодательная поддержка,  которая обеспечивает привилегированное  состояние определенной церкви  в государстве. Статус государственной  церкви предусматривает государственное  финансирование деятельности церковных  институций, возлагает на них  определенные государственнические  функции. Государственные церкви  в разных формах существуют  в Англии, Швеции, Дании, Иране,  Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде  и других странах.

4. Отделение церкви от  государства. На практике это  означает невозможность вмешательства  церкви в дела государства  при активном вмешательстве государственных  институций в дела церкви. Такая  модель была характерна для  прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.

5. Невмешательство государства  и церкви в дела друг друга.  Гарантирует максимальное обеспечение  свободы религии и толерантности  в государстве. Законодательно  закрепленную свободу веры и  неверия имеют граждане США,  Франции, Турции, Украины.

 В зависимости от  традиций, модели государственно-церковных  отношений существует несколько  схем финансовой поддержки государством  церковных институций:

1. Прямое финансирование  государством религиозных организаций  и государственный контроль по  использованию средств (Ватикан,  Греция, Бельгия, Люксембург, Норвегия  и др.).

2. Сбор специального "церковного" налога, который тратится согласно  с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)

3. Использование средств  "церковного" налога религиозными  организациями на собственное  усмотрение с минимальным контролем  государства (ФРГ, Австрия, Швейцария,  Швеция и др.)

4. Отсутствие финансовой  помощи государства конфессиям, которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки от церковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь и государство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды).

 Таковыми являются  основные модели взаимодействия  церкви и государства.

 

Заключение

 Современная политика  представляет собой сложное общественное  явление, влияние которого на  различные стороны общественной  жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние  существует, и представления о  нем являются частичкой знания  об обществе. Чем больше человек  знает об обществе, в котором  он живет, о взаимодействии  его составных частей и явлений,  тем проще ему в этом обществе  жить.

 Ранее религия понималась  слишком примитивно, и это мешало  правильному осмыслению некоторых  вопросов. Тем не менее, роль  религии в общественной жизни  возрастает, и ее нельзя недооценивать.  Религия заметно активизировалась, и начинает играть все более  значительную роль и в форме  социального института, и как  субъект политики, и как кладезь  национальной культуры и истории,  и как колыбель философско-этического  учения, и в своем реальном  облике. Межрелигиозные отношения  ныне переходят в разряд стратегических  глобальных проблем, решение которых  должно стать предметом тщательного  и глубокого изучения и международного  урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

 Самым существенным  моментом в отношениях религии  и политики должен стать вопрос  о наиболее эффективном, с точки  зрения общества, их сосуществовании,  о наиболее разумных методах  государственного управления населением, исповедующем различные религии.  По результатам этой работы, самой  разумной является политика доброго  сожительства и равноправного  развития различных конфессий и государства.

 Религия в наши дни  выступает в качестве своеобразного

 морально-нравственного  регулятора, гуманистической системы  воспитания, ориентированной на

 традиционные ценности. Таким образом, в религии можно  увидеть механизм, позволяющий сохранить  как нравственные ценности, так  и национальное самосознание  и укрепить солидарность между  нациями и народами.


Информация о работе Политика и Религия