1. Теократия. Проявляется
как форма правления, при которой
вся полнота власти в государстве
принадлежит главе церкви и
духовенству. Предусматривает отождествление
светской и духовной властей,
регламентацию функционирования
государства и ее институций,
всей общественной жизни господствующей
церковью и ее органами. Классическое
теократическое правление существовало
в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть
была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х
годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане,
где Папа римский является абсолютным
монархом.
2. Цезаропапизм. Показывает
себя как политика светской власти, направленная
на подчинение себе всей церковной жизни;
сочетание в лице государственного правителя
высшей светской духовной власти. Предусматривает
полную зависимость церкви от государства,
огосударствления и подчинения светской
власти церковных структур. Классическими
примерами такого правления является
Византия, где императоры собирали церковные
соборы, назначали и снимали митрополитов
и тому подобное.
3. Законодательная поддержка,
которая обеспечивает привилегированное
состояние определенной церкви
в государстве. Статус государственной
церкви предусматривает государственное
финансирование деятельности церковных
институций, возлагает на них
определенные государственнические
функции. Государственные церкви
в разных формах существуют
в Англии, Швеции, Дании, Иране,
Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде
и других странах.
4. Отделение церкви от
государства. На практике это
означает невозможность вмешательства
церкви в дела государства
при активном вмешательстве государственных
институций в дела церкви. Такая
модель была характерна для
прежних стран социалистичного лагеря,
где законодательство теоретически гарантировало
свободу совести, а реально верующие испытывали
дискриминацию.
5. Невмешательство государства
и церкви в дела друг друга.
Гарантирует максимальное обеспечение
свободы религии и толерантности
в государстве. Законодательно
закрепленную свободу веры и
неверия имеют граждане США,
Франции, Турции, Украины.
В зависимости от
традиций, модели государственно-церковных
отношений существует несколько
схем финансовой поддержки государством
церковных институций:
1. Прямое финансирование
государством религиозных организаций
и государственный контроль по
использованию средств (Ватикан,
Греция, Бельгия, Люксембург, Норвегия
и др.).
2. Сбор специального "церковного"
налога, который тратится согласно
с пожеланиями плательщиков налога
(Италия, Испания и др.)
3. Использование средств
"церковного" налога религиозными
организациями на собственное
усмотрение с минимальным контролем
государства (ФРГ, Австрия, Швейцария,
Швеция и др.)
4. Отсутствие финансовой
помощи государства конфессиям,
которые существуют за счет добровольных
пожертвований верующих, выручки от церковной
атрибутики и тому подобное. Это характерно
для стран, где церковь и государство отделены
одна от другой (США, Франция, Украина,
Нидерланды).
Таковыми являются
основные модели взаимодействия
церкви и государства.
Заключение
Современная политика
представляет собой сложное общественное
явление, влияние которого на
различные стороны общественной
жизни сложно оценить однозначно.
Тем не менее, это влияние
существует, и представления о
нем являются частичкой знания
об обществе. Чем больше человек
знает об обществе, в котором
он живет, о взаимодействии
его составных частей и явлений,
тем проще ему в этом обществе
жить.
Ранее религия понималась
слишком примитивно, и это мешало
правильному осмыслению некоторых
вопросов. Тем не менее, роль
религии в общественной жизни
возрастает, и ее нельзя недооценивать.
Религия заметно активизировалась,
и начинает играть все более
значительную роль и в форме
социального института, и как
субъект политики, и как кладезь
национальной культуры и истории,
и как колыбель философско-этического
учения, и в своем реальном
облике. Межрелигиозные отношения
ныне переходят в разряд стратегических
глобальных проблем, решение которых
должно стать предметом тщательного
и глубокого изучения и международного
урегулирования наравне с проблемами
разоружения, безопасности, прав человека,
экологии и других вопросов.
Самым существенным
моментом в отношениях религии
и политики должен стать вопрос
о наиболее эффективном, с точки
зрения общества, их сосуществовании,
о наиболее разумных методах
государственного управления населением,
исповедующем различные религии.
По результатам этой работы, самой
разумной является политика доброго
сожительства и равноправного
развития различных конфессий и государства.
Религия в наши дни
выступает в качестве своеобразного
морально-нравственного
регулятора, гуманистической системы
воспитания, ориентированной на
традиционные ценности.
Таким образом, в религии можно
увидеть механизм, позволяющий сохранить
как нравственные ценности, так
и национальное самосознание
и укрепить солидарность между
нациями и народами.