Автор: Ксения Панова, 14 Ноября 2010 в 20:50, контрольная работа
В работе исследуется феномен подражания знаменитости (американскому фигуристу Дж. Вейру). Выделены конкретные направления подражания, проанализированы согласно теоретическим данным, также сделаны выводы
Подражание как социально-психологический феномен (на примере подражания Дж. Вейру)
Общая характеристика подражания как социально-психологического феномена
Биографические данные и общие сведения об образе Джонни Вейра
Подражание Джонни Вейру. Анализ данных и общие выводы
В июле 2010 года, после нескольких месяцев раздумий, Вейр официально заявил, что пропустит сезон 2010—2011, но надеется «заново открыть себя как спортсмена и артиста» и, возможно, вернуться в большой спорт в сезоне 2011—2012. «Я хочу создать себе новый имидж, чтобы, когда я вернусь к соревнованиям, я мог кататься уникально и вдохновляющее… Я уже даже выбрал музыку для моей следующей соревновательной программы и уже мечтаю о костюмах. В то время как мои глаза сосредоточены на множестве разных проектов, я никогда не забуду об Олимпиаде 2014 в Сочи. Это для меня мечта — принять участие в Олимпийских играх в России», — говорится в официальном пресс-релизе. В то же время ряд обозревателей и журналистов полагают, что сезон 2009—2010 был последним, и Джонни Вейр будет заниматься другими проектами.
Джонни Вейр считает себя русофилом и говорит, что восхищается русской школой фигурного катания и культурой России. Он самостоятельно научился говорить и читать по-русски, некоторое время занимался с профессиональным преподавателем.
Фигурист коллекционирует
Кроме русского, Вейр знает французский и японский языки. Он интересуется дизайном модной одежды, работал моделью и появлялся на страницах модных журналов. Фигурист придумывал костюмы не только для своих выступлений, но и для танцоров Мелиссы Грегори и Дениса Петухова, а также для Оксаны Баюл, катавшейся в ледовом шоу. Он признавался, что любит заниматься дизайном, потому что, по его мнению, исторически сложилось так, что костюмы в фигурном катании «безумные, чрезмерные, напыщенные и искрящиеся».
Ходят
слухи о возможной
Компания по производству документальных фильмов Idea Factory сняла документальный фильм, посвященный этому фигуристу — «Поп-звезда на льду» (англ. Pop Star on Ice), — который снимался с 2006 по весну 2008 года. Премьера состоялась 24 мая 2009 года на фестивале в Сиэтле. В декабре того же года фильм был показан по телеканалу Sundance Channel. В нём рассказывается о Вейре как о молодом спортсмене, который завоевал первый серьезный титул в 16 лет, но затем не оправдал возложенные на него ожидания на Олимпиаде-2006, а также об отношениях Вейра с тренером Присциллой Хилл. Создатели фильма сняли о Вейре телесериал, трансляция которого на канале Sundance Channel состоялась зимой-весной 2010 года. Сериал носит название «Be Good Johnny Weir». Он посвящен тренировкам спортсмена с Галиной Змиевской, его жизни в быту, соперничеству с фигуристом Эваном Лайсачеком. Последняя серия была показана в июне 2010 года. Вейр и раньше появлялся на телевидении: участвовал в реалити-шоу Kathy Griffin: My Life on the D-List, где учил главную героиню кататься на коньках.
Свободное
время фигурист обычно проводит вместе
с семьей — родителями и братом Брайаном,
который младше его на четыре года» [Википедия
Джонни Вейр http://ru.wikipedia.org/wiki/
В заключение хотелось бы привести несколько цитат Джонни Вейра, чтобы глубже понять то, как он позиционирует себя в обществе.
«If
you had to articulate what you’d like your brand to stand for, what
would that be? - Being unique no matter what that entails. If unique
to you is wearing a football jersey that’s torn into pieces with rhinestones
all over it, then that’s unique. If being unique to you is wearing
a three-button suit with a pink pinstripe tie, then that’s your unique.
I think the only thing people can do to set themselves apart any more
is to be unique and to fly your freak flag, and be everything that makes
you, you. You should show that and never be afraid. And that’s my
brand – whatever it may turn out to be, even if it’s ice cream.
(Вопрос: Раскрой содержание своего брэнда/девиза.
Ответ: Быть неповторимым, что бы это под
собой ни подразумевало. Если для тебя
уникальность - это надеть разорванную,
расшитую стразами футболку или костюм
на трех пуговицах с розовым полосатым
галстуком, то пусть будет так. Это твое
представление об уникальности. Думаю,
если ты хочешь еще больше отличаться
от других, то единственный выход - это
быть уникальным, не скрывать свою непохожесть,
быть собой. Ты никогда не должен бояться
это показывать. И это мой девиз - неважно
для чего, пусть даже для мороженого)»
[Вконтакте группа Johnny Weir - king on ice
http://vkontakte.ru/topic-
Об
Эване Лайсачеке: «He’s easy for people to wrap their
heads around. He’s easy to put on a Wheaties box or on Dancing With
the Stars. He’s the great American Olympic champion. While he’s
considered this all-American boy, I’m considered like this Russian
spy ring that just got caught. (Он тот, кто легко завоевывает
симпатию людей. Он подходящий человек
для рекламы хлопьев или для проекта «Танцы
со звездами». Он великий Американский
Олимпийский чемпион. Он свой парень в
Америке, а я будто только что пойманный
русский шпион)» [Вконтакте группа Johnny
Weir - king on ice http://vkontakte.ru/topic-
Подражание Джонни Вейру. Анализ данных и общие выводы
Вне всякого сомнения, Вейр, будучи яркой фигурой в мировом спорте, не мог не повлиять определенным образом на людей, следящих за его жизнью и карьерой, смотрящих сериал о нем «Be Good Johnny Weir». Мы ознакомились с соответствующими отзывами о Вейре (все они были взяты из группы Johnny Weir - king on ice Вконтакте, там они были размещены С. Лапко, в свою очередь взявшей их с различных сайтов, преимущественно с facebook.com) Это отзывы реальных людей, поклонников Джонни Вейра. Также С. Лапко приводит в одном из обсуждений в группе статью «Признаки вейромании» (автор - Julie Hazard), взятую с facebook.com, которая также будет использована в нашем анализе.
Все отзывы были нами классифицированы по отдельным темам. Всего таких категорий оказалось 9. Далее они будут приведены в качестве направлений подражания и каждая будет снабжена соответствующими цитатами и комментарием.
«I
was channeling my inner Johnny yesterday and bought a pair of insanely
expensive but gorgeous sparkly shoes. (Вчера я общался
с моим «внутренним Джонни» и купил пару
дико дорогих, но бесподобных блестящих
туфель)» [Вконтакте группа Johnny Weir - king
on ice http://vkontakte.ru/topic-
«My
15 year old son and I went shopping yesterday, we were trying on sunglasses
and he put some on and hit a total Paris pose. I cracked up and told
him he looked just like Paris, so he started hamming it up posing like
Paris does with sun glasses. I also looked for an orange purse like
that B. one that Johnny has been carrying lately, and ended up getting
a gorgeous butter-yellow one instead. Johnny would approve. =) (Мы
с моим 15-летним сыном вчера пошли в магазин,
примеряли там солнечные очки, сын надел
очки и встал в такую же позу, как Пэрис.
Я рассмеялась и сказала, что он прямо
как Пэрис, а сын начал позировать. Я еще
искала оранжевую Баленсиагу, с которой
Джонни недавно вышел в свет, но в итоге
купила замечательное масло - желтое. Джонни
бы одобрил)» [Вконтакте группа Johnny Weir
- king on ice http://vkontakte.ru/topic-
«I
probably shouldn't have signed up for Balenciaga's email list. I am
in LOVE with a pair of sunglasses now! Ack! (Мне не надо было
подписываться на электронную рассылку
Баленсиаги!!! Я влюбилась в солнечные
очки! Эх!)» [Вконтакте группа Johnny Weir - king
on ice http://vkontakte.ru/topic-
«The
more Johnny shows me FEATHERS the more I'm aware I recently bought a
dress that has black feathers on it. OH JOHNNY WHY YOU MANIPULATING
MY TASTE SO MUCH (Чем чаще я вижу на нем перья,
тем больше я осознаю, что я недавно купила
платье с черными перьями. О, Джонни, почему
ты так манипулируешь моим вкусом?)» [Вконтакте
группа Johnny Weir - king on ice
http://vkontakte.ru/topic-
«HE
MAKES ME WANT TO GO BUY HEELS (Из-за него я хочу купить
туфли на каблуках)» [Вконтакте группа
Johnny Weir - king on ice http://vkontakte.ru/topic-
«And he made me want to take care of myself better, like caring for my skin, and things like that. But I'm trying to keep myself in check. Like last week, I was very tempted to buy some Laura Mercier concealer, and more stuff like that, but I said to myself: "Don't be silly. He's 25 and gorgeous to boot. You will never, ever look anything like him, no matter what you buy." I did get a Diptyque candle, though. Not the same scent he had on BGJW, by the way. Maybe next time. Though those candles are frigging expensive. (Благодаря ему мне захотелось так же следить за своей внешностью (например, за кожей и т.д.). Но мне приходится ограничивать свои расходы. Например, на прошлой неделе мне так хотелось купить консилер от Laura Mercier и еще парочку подобных вещей, но я сказала себе: «Не будь глупой. Ему 25 и он великолепен до кончиков волос. Ты никогда в жизни не будешь так выглядеть, что бы ты ни купила!! =) В итоге я купила свечу Diptyque. Правда, не с таким ароматом, как у Джонни в BGJW. Может, куплю такую же в следующий раз. Но эти свечи чертовски дорогие!!=))
He
has inspired me to remember who I really am. He also inspires me to
be "me" with dignity and grace. ... And yeah, I just went
to the MAC counter at Nordy's and dropped a couple hundred on new makeup!
Thanks Johnny for renewing my interest in SHOPPING! (Он заставил
меня вспомнить, кто я на самом деле. Он
вдохновляет меня с достоинством и изяществом
быть собой. И, кстати, я потратила на новую
косметику от MAC пару сотен! Спасибо Джонни
за то, что он возродил мой интерес к шоппингу!)»
[Вконтакте группа Johnny Weir - king on ice http://vkontakte.ru/topic-
Также несколько цитат из «Признаков вейромании»:
«Если ты проявляешь резкий интерес к шоппингу и моде, чего раньше не наблюдалось».
«Если ты сделаешь ВСЕ ЧТО УГОДНО, чтобы получить сумку Баленсиага (начиная от ежедневного массажа ног своей маме до «приношения» ей кофе или уборки всего дома)».
«Если
мех для тебя – это сексуально
(особенно если он носится на голое
тело)» [Вконтакте группа Johnny Weir - king on ice http://vkontakte.ru/topic-
Таким образом, в данном случае мы видим явное желание подражать «эксклюзивному стилю» фигуриста путем приобретения похожих вещей. Подражание в данном случае является как произвольным («Я… искала оранжевую Баленсиагу, с которой Джонни недавно вышел в свет»), так и непроизвольным («О, Джонни, почему ты так манипулируешь моим вкусом?»). Это скорее внешнее подражание, т.к. копируются исключительно те поведенческие моменты, которые имеют отношение к внешнему образу и имиджу, создаваемому Джонни, а не его внутренние качества (приобретение сумок от Balenciaga, свеч Diptyque, косметики от MAC, блестящих туфель и проч.). Это, безусловно, подражание-мода, оно достаточно неустойчиво (спрос на эти вещи может упасть, если Джонни перестанет проявлять к ним такой интерес). На наш взгляд, последствия подражания в этой сфере вряд ли могут бы губительны, за исключением того, что все эти вещи достаточно дорогие, и их покупка может нанести значительный ущерб семейному бюджету.
«Cleaning
house and vacuuming… thinking of Johnny when I was trying to get the
lines on the rugs just right. (Делал уборку, чистил
пылесосом. Думал о Джонни, когда пытался
сделать полосочки на ковриках как положено)»
[Вконтакте группа Johnny Weir - king on ice
http://vkontakte.ru/topic-
Из «Признаков вейромании»:
«Если
твоя комната чистая, как буддистский
храм, а вокруг ароматические палочки
и свечи» [Вконтакте группа Johnny Weir - king
on ice http://vkontakte.ru/topic-
Данное
направление подражания не случайно. Джонни
признавался: «I vacuum, even if it's 4 a.m. in the morning
and I'm leaving for a flight. I will vacuum, so there are lines in the
carpet for when I return. I'm a clean freak. (Я убираю пылесосом
даже в 4 утра перед вылетом. Я это делаю
для того, чтобы, когда я вернусь, на ковре
были видны линии. Я помешан на чистоте)»
[Вконтакте группа Johnny Weir - king on ice http://vkontakte.ru/topic-
Данный вид подражания является произвольным («Думал о Джонни, когда пытался сделать полосочки на ковриках как положено»), внутренним (аккуратность все-таки является личностным качеством и, на наш взгляд, стремление сделать как положено полосочки на ковриках не ограничивается одним-единственным случаем, а со временем перерастает в привычку; т.е. подражают не конкретному действию, а скорее самому стилю поведения). Вероятно, это все же подражание-мода, поскольку при определенных обстоятельствах может быть неустойчиво. На наш взгляд, данное направление подражания во всех отношениях положительно. Сейчас не так много людей, готовых самостоятельно наводить чистоту в своем доме и действительно ее любить. Так что подражание примеру Джонни способно во многом изменить позицию тех, кто равнодушен к идеальному порядку.