Подражание (имитационное научение)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Подражание детей, подражание в процессе обучения основано на по-хожих вещах. Уровень сознания у детей, естественно, ниже, чем у взрослых людей. Когда ребенок не может чего-то сделать сам, ему значительно проще подражать взрослому. Более того, ребенок сам ждет и требует от взрослого образцов для подражания. Единственная проблема здесь — уровень контакта, доверия, эмпатии в их взаимоотношениях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Подражание как массовое социально-психологическое явле-ние…….4
2. Подражание как форма обучения……………….…………………….10
3. Имитационное научение……………………………………………….13
Заключе-ние………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

титул 

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Подражание как массовое социально-психологическое явление…….4

     2. Подражание как форма обучения……………….…………………….10

     3. Имитационное научение……………………………………………….13

     Заключение………………………………………………………………..16

     Список использованной литературы…………………………………….18

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

     Подражание  детей, подражание в процессе обучения основано на похожих вещах. Уровень сознания у детей, естественно, ниже, чем у взрослых людей. Когда ребенок не может чего-то сделать сам, ему значительно проще подражать взрослому. Более того, ребенок сам ждет и требует от взрослого образцов для подражания. Единственная проблема здесь — уровень контакта, доверия, эмпатии в их взаимоотношениях. Поэтому дети подражают не просто любому взрослому, а «значимому другому». Взрослые также подражают далеко не всякой, а прежде всего по каким-то причинам значимой для них, или референтной, группе.

     Таким образом, в основе феномена подражания лежат несколько факторов, определяющих наличие ряда его разновидностей. Во-первых, простая имитация наблюдается в экстремальных ситуациях, когда сознание «отключается», либо по причине дефицита времени для осмысления ситуации и для принятия собственного решения, либо же по причине действия автоматизированных физических реакций — «мышечной антиципации». Во-вторых, обыденное подражание часто наблюдается как результат действия повышенной «экономичности» сознания в бытовых, повседневных ситуациях. В-третьих, особое, как бы «уважительное» подражание достаточно очевидно в ситуациях повышенной значимости того, кому подражают. В-четвертых, принижающее себя подражание является следствием ощущения недостаточности собственного опыта или неуверенности в своих силах в тех или иных ситуациях, в ситуации заниженной самооценки. Наконец, в-пятых, достаточно расчетливое (хотя и необязательно осознанное) подражание вполне может быть связано с совпадением потребностей, интересов и целей подражающего с аналогичными характеристиками тех, кому он подражает. Выше мы говорили о том, что в определенных ситуациях у человека появляется особая потребность пребывания в массе ради регуляции своих эмоциональных состояний. В таких случаях именно разделение эмоций, сопереживание сходных эмоциональных состояний может восприниматься как подражание.

 

     

     1. ПОДРАЖЕНИЕ КАК МАССОВОЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

     Подражание - следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание - один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

     Усвоение  по подражанию предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае подражание превращается во внешнее, "тупиковое" повторение движений. Такой характер подражания встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.

     Нарушения в развитии подражания ведут к  возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.

     Подражание может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное подражание используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.

     Подражание  обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, подражание должно быть избирательным, т.е. реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других различных условий. Например, если ребенок улыбается, когда слышит голос отца, то его улыбка в ответ на улыбку отца не избирательна. И хотя ряд психологов утверждает, что младенцы первого месяца жизни могут подражать мимике взрослых, например, вслед за взрослыми открывать рот, остается спорным, можно ли отнести эти реакции к избирательному подражанию. Если показать двухмесячному младенцу, он тоже в ответ высунет язык, и это будет походить на подражание, но если поднести ко рту карандаш, ребенок тоже высунет язык. К 7-8 месяцам младенцы уже способны к избирательному подражанию, которое с возрастом ребенка становится все более частым и сложным. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным формам поведения.

     К началу второго года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, подражание, которое проявляется не сразу  вслед за определенными действиями взрослого.

     Социальная  психология изучает проявление психической деятельности в условиях групп, коллективов. На первый взгляд кажется, что сознание во всех его свойствах и особенностях индивидуально.

     Это верно, но верно также и другое - одновременное проявление одной из сторон сознания множества людей Это так называемые массовидные психические явления, к которым относятся общественное мнение, коллективное переживание, соревнование, подражание.

     В. И. Ленин, разрабатывая стратегию и  тактику партии коммунистов, много  внимания уделял психологии масс.

     Массовидные психические явления, преломляясь  через ближайшую социальную среду - коллектив, группу, - оказывают влияние на личности, их общение и взаимоотношения.

     Рассмотрим  некоторые проявления общественной психологии больших групп и их преломление в общении.

     Общественное  мнение - единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно приобретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное мнение опирается на информацию, передаваемую «из уст в уста» (слухи). Общественное мнение, отражающее господствующую идеологию, социально-экономический склад общества, государства, вырастает на данных массовой информации: прессы, радио, кино, телевидения, собраний, митингов и т.д. Общественное мнение порой имеет широкие масштабы: страну, континент, весь мир. О таких проблемах международной жизни, как война и мир, экономические вопросы, складывается определенное общественное мнение у многих миллионов людей. Но общественное мнение может охватывать и небольшой круг людей - коллектив предприятия, население района, города, села. В этом случае содержанием общественного мнения могут стать дела группы, отдельных личностей.

     Общественное  мнение отражается на жизни коллектива, группы, личности, на общении и межличностных отношениях. В школе, например в коллективе учителей, учащихся, создается общественное мнение о том или ином ученике. Если в нем правильно отражены факты о делах и поведении, это благотворно влияет на школьника, на психологический климат класса, в котором он учится. Если же мнение основывается на ложной информации и таким образом оказывается неверным, оно может глубоко ранить школьника, изменить к худшему его общение и взаимоотношения со сверстниками, учителями. Под влиянием общественного мнения порой круто меняются привязанности ученика, сфера его общения.

     Коллективное  переживание. Тождество эмоционального состояния людей, входящих в социальную общность, представляет собой коллективное переживание. Оно может захватить большие массы людей.

     Вспомним  день первого полета человека в космос. Радовались не только граждане Советского Союза, но и все прогрессивное человечество.

     Праздники вызывают у людей приподнятое настроение. Стихийные бедствия, печаль многих тысяч людей. Таким образом, коллективные переживания могут быть положительными и отрицательными по содержанию. Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Иногда она захватывает множество людей, дезорганизует, нарушает ритм жизни и работы, ломает устоявшиеся отношения.

     А. С. Макаренко считал, что для здорового, дееспособного коллектива характерно чувство бодрости, задора, делового энтузиазма, но, как показывает Практика воспитательной работы, эмоциональный подъем сменяется периодами спада, а порой и периодами минорного настроения. Горе одного члена коллектива отзывается в сердцах других. Потеря товарища ложится тяжким грузом на весь коллектив.

     Значение коллективных переживаний в жизни группы, коллектива. Влияние на общение и межличностные отношения.

     Эмоциональный настрой коллектива создает определенную атмосферу для решения коллективных задач. Там, где господствует жизнерадостный тон, где открыто и без ограничений выявляются чувства солидарности и участия, коллективизма и товарищества, легче выполняется трудная работа, менее утомительными становятся дела. И напротив, уныние и грусть, чувство одиночества, изолированности деморализуют личность и коллектив. На фоне коллективного переживания оформляются и существуют межличностные отношения. В коллективе с преобладанием положительного эмоционального настроя, как правило, не возникает эмоциональных конфликтов. Общение и межличностные отношения как бы входят в русло существующего эмоционального климата группы, коллектива. Равно и отрицательная атмосфера в коллективе порождает условия для натянутых межличностных отношений.

     Соревнование. Взаимодействие личностей, коллективов, групп, в ходе которого возникает и реализуется стремление сторон превзойти результат друг друга,  составляет соревнование. По своему характеру оно социально, т.е. его содержание связано с нуждами, запросами общества. Чем содержательней основа соревнования, тем оно ценнее: повышается качество учебы, качество и количество выпускаемой продукции, спортивных результатов и т. д. В отличие от конкуренции, соревнование не имеет антагонистических тенденций.

     Оно не предполагает, что перевес над  другой стороной будет достигнут  любой ценой. Соревнование создает  эмоциональную насыщенность, оно  затрагивает сферу переживаний, поскольку есть противоборство, стремление каждой стороны выйти вперед, занять более высокое место.

     Соревнование  есть форма взаимосвязи людей. Поэтому  оно определяет" и выявляет"  межличностные отношения, характер общения внутри коллектива, группы. При наличии соревнования сложившиеся межличностные отношения в коллективе не меняются по существу, но приобретают иной оттенок. Так, в коллективе, где деловые отношения сочетаются с взаимной симпатией, правильно организованное соревнование нисколько не снижает товарищеской атмосферы (хотя оно и предусматривает стремление каждой стороны превзойти другую). Напротив, общая эмоциональная атмосфера укрепляется, поскольку соревнование не мыслится без взаимопомощи, взаимовыручки для достижения общеколлективного результата.

     Соревнование  требует умственного, физического и эмоционального напряжения. Эмоциональный настрой колеблется в зависимости от хода соревнования. Так, эмоциональный накал усиливается, если возникает разрыв в результатах соревнующихся сторон. Напряжение борьбы увеличивается по мере сокращения срока, отведенного на соревновательную борьбу. В соревновательной борьбе особую важность приобретает спаянность, сработанность, взаимопонимание отдельных членов группы, коллектива. В этом случае единое стремление, единый порыв, единая эмоция выливаются в результат, невозможный без соревновательной борьбы. Разлад, несогласованность в действиях, взаимные упреки и разнотипные эмоции не приводят к успеху.

     Подражание. Сознательное или неосознанное копирование  образца называется подражанием. В общественной жизни оно занимает важное место. Так, школьник подражает полюбившемуся герою фильма, перенимает его манеру поведения, мимику, жесты. Распространение моды целиком основано на подражании. Одежда, прически, мебель в квартире, манеры общения - все это может явиться объектом для подражания.

     Подражание  как массовое социально-психологическое  явление так или иначе преломляется в общении. Оно позволяет выработать идентичные приемы поведения людей, составляющих группу, коллектив.

     Подражание  образцу осуществляется либо согласно инструкции (в официальной группе), либо по договоренности лиц, либо стихийно.

     Например, опыт работы производственной бригады  и складывающиеся в ней деловые отношения становятся объектом специального изучения и распространения. Бригады, которые перенимают этот опыт, вводят его путем подражания.

Информация о работе Подражание (имитационное научение)