Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:21, реферат
Цель исследования – изучить проблему подростковой наркомании, наметить основные пути ее предупреждения в условиях гимназии.
Задачи исследования:
1) выявить сущность понятия «наркомания», определить основные причины наркомании и особенности ее проявления в подростковой возрасте;
2) изучить отношение подростков-школьников к наркотикам и проблеме наркомании в среде подростков;
Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают “серьезные” и “несерьезные”», «наркотики делают человека “свободным”», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны быть легализованы».
Цель исследования – изучить проблему
подростковой наркомании, наметить основные
пути ее предупреждения в условиях гимназии.
Задачи исследования:
1) выявить сущность понятия «наркомания»,
определить основные причины наркомании
и особенности ее проявления в подростковой
возрасте;
2) изучить отношение подростков-школьников
к наркотикам и проблеме наркомании в
среде подростков;
3) изучить особенности деятельности социального
педагога по профилактике подростковой
наркомании;
4) разработать систему первичной профилактической
работы с подростками и родителями в условиях
гимназии.
Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария, а также рекомендаций по профилактике подростковой наркомании с учетом специфики их деятельности, типа воспитательной организации, контингента учащихся.
Обратимся к характеристике ведущего термина нашего исследования – «наркомания».
Традиционно «наркомания» – это медицинский термин, определяемый следующим образом Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – безумие) – болезненное непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и психических функций, приводящими к деградации личности и различным формам отклоняющегося поведения (Г.В. Осипов).
Наркомания – это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости (Г.В. Латышев, В.С. Битенский, А.Г. Макеева и др.).
Наркомания – это немедицинское потребление наркотиков, ведущее к быстрому разрушению здоровья, неадекватному поведению, искажению связей с обществом (Б.М. Левин и М.Б. Левин).
Наркомания – пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории (М.А. Галагузова).
Наркомания – заболевание, вызванное злоупотреблением лекарственными и нелекарственными наркотическими средствами и обусловленное зависимостью от них (Д.Д. Еникеева, В.И. Москалев, М.В.Фирсов).
Поэтому в нашей работе наравне с использованием традиционного толкования термина «наркомания», мы говорим о наркомании не только как о заболевании или болезненном влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности, в основе которого лежит зависимость от психоактивных веществ.
Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, по мнению Б.Г. Комиссарова и А.А. Роменко, можно разделить на личностные, семейные, социальные.
Личностные факторы включают:
К семейным факторам относят:
Остановимся более подробно на характеристике созависимости как одном из факторов наркотизации подростка.
Ученые считают, что в результате совместной жизни с наркоманом его родственники зарабатывают себе психическую патологию или созависимость.
Созависимость – это устойчивое состояние болезненной зависимости от форм поведения и мнения других людей, формирующееся при попытках обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность.
Общие признаки (симптомы) созависимости следующие:
Третья группа факторов наркотизации детей и подростков – социальные факторы – весьма обширна, она включает общесоциальные факторы, влияние среды сверстников (ближнее окружение) и школьные факторы.
Так, к общесоциальным факторам причисляют:
Для среды сверстников как фактора наркотизации существенными являются:
В контексте рассматриваемых нами вопросов, наиболее важно знание так называемых «школьных» факторов, к которым исследователи относят:
Подросток, начинающий
На констатирующем этапе использовались следующие диагностические методики:
Следует также отметить, что деятельность по профилактике подростковой наркомании в условиях гимназии № 2 реализуется в полной мере, что подтверждается разнообразием профилактических мероприятий, грамотным ведением документации, сотрудничеством с родителями учащихся, а также со специалистами различных профилей и низким уровнем вероятности приобщения подростков к наркотическим веществам.
Профилактика наркомании – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков.
До
настоящего времени вопрос о
том, усилиями каких
Старания учителей, психологов, социальных педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности о причинах наркотизации подрастающего поколения, а также в силу того, что практически отсутствуют адаптированные научно-обоснованные программы первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи в условиях общеобразовательной школы.
Опираясь
на взгляды отечественных исследователей
А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова,
под профилактикой
наркомании в условиях
общеобразовательной
школы мы понимаем комплекс социально-психолого-
Современная
концепция первичного, т.е. раннего
предупреждения употребления наркотиков
среди детей и подростков базируется на
положении о том, что в центре внимания
должна находиться личность несовершеннолетнего
и три основные сферы, в которых реализуется
его жизнедеятельность – семья, образовательное
учреждение и досуг, включая связанное
с ним макросоциальное окружение.
Данная концепция охватывает все стороны
жизнедеятельности подростка, что создает
условия для активного выявления и динамического
контроля над процессом предупреждения
употребления психоактивных веществ.
Она позволяет оценить эффективность
всей системы профилактических мероприятий,
то есть ее направленность на искоренение
источников дискомфорта как в самом ребенке,
так и в социальной и природной среде,
и одновременно создать условия для приобретения
несовершеннолетним необходимого опыта,
обучение ребенка новым навыкам, которые
помогут реализовать поставленные цели,
сохранить здоровье и предупредить возникновение
новых проблем. Однако важным для нас является
положение о витальной функции семьи –
жизненно необходимой среды для развития
и воспитания ребенка.
С целью усиления эффективности
работы по профилактике наркомании в условиях
гимназии (систематизация материала, разработка
новых механизмов деятельности социального
педагога и других специалистов и др.)
была разработана программа.
Деятельность социального педагога осуществляется
в тесном взаимодействии с администрацией
школы, педагогами, психологами, медицинским
работником, персоналом охраны. Непосредственное
участие в данной работе принимает добровольческая
служба, состоящая из числа учащихся школы
под руководством социального педагога.
К данному виду работы привлекаются семья,
микросоциальное окружение школьника
(сверстники, соседи). Немаловажное значение
имеет сотрудничество со службами, организациями
и учреждениями.
Главной целью программы является
формирование осознанных антинаркотических
убеждений у учащихся.
Программа действий состоит из четырех
блоков: