Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Основная особенность психодиагностики – измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого психического явления.
Выделяют три основных психодиагностических подхода, которые охватывают все множество имеющихся диагностических методик.
Психодиагностика
3.1. Основные диагностические подходы
Основная особенность
Выделяют три основных психодиагностических подхода, которые охватывают все множество имеющихся диагностических методик.
1. “Объективный” подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений индивидуальности привел к появлению тестов личности, тестов интеллекта, тестов специальных достижений и тестов способностей.
2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Подход представлен опросниками, которые могут быть подразделены на опросники личностные (опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники установок, опросники интересов, опросники ценностей), опросники состояния и настроения и опросники-анкеты.
3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.
Различают следующие группы проективных методик:
конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);
интерпретативные – истолкование события, ситуации (тест Тематической апперцепции, ТАТ);
катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (“Дом – дерево – человек”);
импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест Сонди, тест Люшера)
3.2. Классификация диагностических методик
Сегодня существует несколько
классификаций
Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления индивидуальных различий. В состав теста кроме системы заданий входят стандартизованная процедура проведения и технология обработки результатов. Тесты применяют главным образом для изучения познавательных процессов, восприятия, мышления, памяти и т. п.
Опросники и анкеты - обычно предназначены для описания и оценки человеком самого себя. К ним обращаются тогда, когда необходимо изучить такие стороны человеческой психики, как мотивы, установки, интересы, отношения и т.д.
По форме опросники могут быть открытыми (предполагаются ответы в свободной форме) и закрытыми (ответы: “да”, “нет”, “не знаю” или иного типа). При подготовке опросника закрытого типа проводится большая работа по формулированию вопросов. Необходимо дублирование вопросов по каждому признаку. Это связано с тем, что респондент (отвечающий) иногда невольно пытается представить себя в лучшем или худшем свете. Это так называемый “эффект фасада”, который испытуемым может не осознаваться.
Проективные методики не адресуются познавательной стороне психики и предназначены для диагностики личности. В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний (тест Роршаха), интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест ТАТ), нарисовать человека или животное и т.д. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции. Предполагается, что характер ответов испытуемого и его реакции выявляют особенности его личности, которые дают проекцию в его ответах. Диагностика с использованием проективной техники изучает результаты деятельности испытуемого, который обычно не подозревает, какие стороны его личности диагностируются. Проективная методика требует широкой теоретической подготовки психолога и большого опыта по применению методики.
Психофизиологические методики выявляют формально-динамические особенности психики и поведения человека. Согласно сложившимся в современной дифференциальной психофизиологии представлениям, темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики человека определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, лабильностью, подвижностью, динамичностью).
В каждом из указанных типов методик могут быть выделены классы, которые можно разделить по способам проведения на индивидуальные и групповые методы.
3.3. Параметры эффективности тестов
Для того чтобы тест считался научно-эффективным, он должен пройти проверку по четырем специальным критериям. Эти критерии - стандартизация, нормы, надежность, валидность.
Стандартизация- это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах:
1) как выработка единых
требований к процедуре
и 2) как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
Надежность - означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его проведении на одних и тех же испытуемых.
Валидность теста - понятие, указывающее нам, ч т о тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность. Поэтому нет универсального подхода к определению валидности (какую сторону валидности исследователь рассматривает, такие же он использует для этого способы доказательства).