Подходы психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Основная особенность психодиагностики – измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого психического явления.
Выделяют три основных психодиагностических подхода, которые охватывают все множество имеющихся диагностических методик.

Работа содержит 1 файл

основные подходы психодиагностики.docx

— 15.88 Кб (Скачать)

Психодиагностика

                                                    Основные подходы психодиагностики

3.1. Основные диагностические  подходы

Основная особенность психодиагностики – измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого психического явления.

Выделяют три основных психодиагностических подхода, которые  охватывают все множество имеющихся  диагностических методик.

1. “Объективный” подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений индивидуальности привел к появлению тестов личности, тестов интеллекта, тестов специальных достижений и тестов способностей.

2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Подход представлен опросниками, которые могут быть подразделены на опросники личностные (опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники установок, опросники интересов, опросники ценностей), опросники состояния и настроения и опросники-анкеты.

3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

 

Различают следующие группы проективных методик:

конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);

интерпретативные – истолкование события, ситуации (тест Тематической апперцепции, ТАТ);

катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);

экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему  (“Дом – дерево – человек”);

импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест Сонди, тест Люшера)

 

 

 

 

 

3.2. Классификация диагностических  методик

Сегодня существует несколько  классификаций психодиагностических методик. Выделяют четыре основных типа методик: тесты, опросники и анкеты, проективные техники и психофизиологические методики.

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления индивидуальных различий. В состав теста кроме системы заданий входят стандартизованная процедура проведения и технология обработки результатов. Тесты применяют главным образом для изучения познавательных процессов, восприятия, мышления, памяти и т. п.

 

Опросники и анкеты - обычно предназначены для описания и оценки человеком самого себя. К ним обращаются тогда, когда необходимо изучить такие стороны человеческой психики, как мотивы, установки, интересы, отношения и т.д.

 

По форме опросники могут быть открытыми (предполагаются ответы в свободной форме) и закрытыми (ответы: “да”, “нет”, “не знаю” или иного типа). При подготовке опросника закрытого типа проводится большая работа по формулированию вопросов. Необходимо дублирование вопросов по каждому признаку. Это связано с тем, что респондент (отвечающий) иногда невольно пытается представить себя в лучшем или худшем свете. Это так называемый “эффект фасада”, который испытуемым может не осознаваться.

 

Проективные методики не адресуются познавательной стороне психики и предназначены для диагностики личности. В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний (тест Роршаха), интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест ТАТ), нарисовать человека или животное и т.д. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции. Предполагается, что характер ответов испытуемого и его реакции выявляют особенности его личности, которые дают проекцию в его ответах. Диагностика с использованием проективной техники изучает результаты деятельности испытуемого, который обычно не подозревает, какие стороны его личности диагностируются. Проективная методика требует широкой теоретической подготовки психолога и большого опыта по применению методики.

Психофизиологические методики выявляют формально-динамические особенности психики и поведения человека. Согласно сложившимся в современной дифференциальной психофизиологии представлениям, темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики человека определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, лабильностью, подвижностью, динамичностью).

В каждом из указанных типов методик  могут быть выделены классы, которые  можно разделить по способам проведения на индивидуальные и групповые методы.

 

 

 

 

3.3. Параметры эффективности  тестов

Для того чтобы тест считался научно-эффективным, он должен пройти проверку по четырем  специальным критериям. Эти критерии - стандартизация, нормы, надежность, валидность.

 

Стандартизация- это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах:

1) как выработка единых  требований к процедуре тестирования

и 2) как определение единого  критерия оценки результатов диагностических  испытаний.

 

Надежность - означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его проведении на одних и тех же испытуемых.

 

Валидность теста - понятие, указывающее нам, ч т о тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Валидность - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность. Поэтому нет универсального подхода к определению валидности (какую сторону валидности исследователь рассматривает, такие же он использует для этого способы доказательства).

 

 


Информация о работе Подходы психодиагностики