Подходы к составлению профессиограмм

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:38, доклад

Описание работы

Распространенной является комплексная про-фессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиог-рамма (Е.М. Иванова, 3), в которой раскрываются «не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности».

Работа содержит 1 файл

оп.docx

— 19.77 Кб (Скачать)

    Распространенной является комплексная про-фессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиог-рамма (Е.М. Иванова, 3), в которой раскрываются «не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности». В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков и профессиограмме: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной (см. 6 в 1.1) в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования – направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные, процессы – воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

  Предлагаемый  нами подход к профессиограмме мы склонны условно назвать задачно-личностным, он состоит в следующем.

  Вначале мы выделяем единицы анализа профессии (по типу модулей, хотя сами модули понимаются несколько иначе, чем в описанном  выше подходе). Основой модуля в нашем  понимании является профессиональная задача, каждая из профессиональных задач  увязывается с профессиональными  личностными качествами. Мы видоизменили понимание модуля профессии и  рассмотрели его как совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Так, в характеристики типового элемента деятельности (левая  часть модуля) будем включать объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности. В психологические характеристики человека, необходимые для осуществления  этих задач и действий (правая часть  модуля), включим: психологические знания, психологические действия, психологические  личностные качества и др. Значит, в  состав модуля профессии в таком  понимании будет входить соединение не просто отдельного нормативного трудового  действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с  ней предмета труда, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств  человека (правая часть модуля). Любая  профессия включает в себя широкий  круг задач. Каждая из профессиональных задач является основой модуля в  данной профессии. Числу основных профессиональных задач будет соответствовать  число модулей.]При этом целесообразно  выделять приоритетные, ядерные, стрежневые профессиональные задачи и производные, вспомогательные. Перечень всех профессиональных задач, выстроенных по вертикали, образует каркас, матрицу модулей данной профессии  и ложится в основу как мы покажем  ниже, профессиограммы.

  Могут быть выделены межпрофессиональные  модули (профессиональные задачи, действия, необходимые для них психологические  качества), общие для пучка профессий. Например для ряда профессий актуальна  задача обновления профессиональной деятельности, поиска и внедрения инноваций, что  требует таких психологических  качеств личности как гибкость мышления, творческость, открытость к инновациям и др. Видимо, каждая профессия включает в себя как общие межпрофессиональные  модули, так и модули, специфические  для дан ной профессии. Модульное  представление о профессии имеет  практическое значение: оно может  облегчать позадачное освоение профессии  в ходе профессионального обучения; повышение квалификации (см. ниже) может  быть представлено как включение  нового модуля в ранее сформированную деятельности и т.д. При проведении аттестации важно оценить умение решать различные профессиональные задачи (например, у учителя –  изучать и диагностировать учащихся, стимулировать их умственное развитие и т.д.). Таким образом, при аттестации оценивается состояние отдельных  модулей профессии.

  На  основе описанного задачно-личностного  модульного подхода мы обратились к  построению профессиограммы. По вертикали  профессиограммы проводится перечисление модулей, «единиц» данной профессии  как указание на необходимые функциональные профессиональные задачи, Таких модулей  может быть столько, решения скольких задач общество ждет от специалиста. В традиционном понимании при  низких требованиях к профессионализму число этих задач минимально. Например, от учителя порой требуется решение  большого числа традиционных профессиональных задач (передача знаний, подготовка в  вуз), между тем как профессиональные задачи нового времени (развитие у выпускников  качеств личности, подготавливающих их к жизни в быстро меняющемся мире) нередко остаются в тени. Таким  образом, развертка профессиограммы  по вертикали требует тщательной разработки современных профессиональных задач, стоящих перед специалистом.

  По  горизонтали мы строим профессиограмму  как развертку каждого модуля через указание нормативно заданных профессиональных действий, средств, условий, результатов (мы столкнулись с неопределенностью  результата в ряде профессий или  со стремлением замаскировать подлинные, нужные сегодня для общества результаты), а также требуемых для этого  психологических качеств. Развертка  профессиограммы по горизонтали  требует точного вычленения того, какие психологические ресурсы  нужны человеку для решения поставленных обществом задач. Построение профессиограммы  по вертикали осуществляется с участием специалистов, знающих специфику  труда в данной области при  консультации психолога. Построение же профессиограммы по горизонтали  прямо требует участия психолога  при консультациях специалистов в данной области труда, которые  могут скорректировать те качества личности работника, которые ему  необходимы в реальном трудовом процессе. Наш подход см. ниже в табл. 2 и  табл.19.

  Степенью  развертки по вертикали и по горизонтали, по-видимому, могут отличаться типовая  профессиограмма рядового специалиста, успешного специалиста и творческого  специалиста. Профессиограмма может  включать разные профессиональные задачи – от простых, минимально необходимых  рядовому специалисту до усложненных  и творческих задач. Работая с  такой профессиограммой, человек  может выбирать, за решение каких  профессиональных задач он берется, каких высот профессионализма хочет  достичь. Построение профессиограммы  является задачей специалистов –  психологов, экспертов. Вместе с тем  каждый работающий человек вполне в  состоянии время от времени обдумывать круг профессиональных задач, которые  он выбирает для себя и оценивать  состояние своей личностной готовности к этим задачам.

  В целом профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:

  – четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

  – подчеркивать направленность каждого  труда в конечном счете на благо  конкретного человека (гуманистический  челове-коцентризм): все, в том числе  технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать  жизнь конкретного человека;

  – выделять не отдельные компоненты и  стороны профессии, а описывать  ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

  – показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в  ходе труда, из которых человек может  выбрать направления роста с  учетом своей индивидуальности;

  – показывать перспективы изменения  в самой профессии (каким может  быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

  – иметь направленность на решение  практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых  видов труда и др.);

  – описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические  Свойства человека, которые хотя и  отсутствуют у него, но могут быть компенсированы,


Информация о работе Подходы к составлению профессиограмм