Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:38, доклад
Распространенной является комплексная про-фессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиог-рамма (Е.М. Иванова, 3), в которой раскрываются «не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности».
Распространенной является комплексная про-фессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиог-рамма (Е.М. Иванова, 3), в которой раскрываются «не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности». В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков и профессиограмме: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной (см. 6 в 1.1) в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования – направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные, процессы – воля, внимание, память, мышление и психомоторика).
Предлагаемый
нами подход к профессиограмме мы
склонны условно назвать
Вначале
мы выделяем единицы анализа профессии
(по типу модулей, хотя сами модули понимаются
несколько иначе, чем в описанном
выше подходе). Основой модуля в нашем
понимании является профессиональная
задача, каждая из профессиональных задач
увязывается с
Могут
быть выделены межпрофессиональные
модули (профессиональные задачи, действия,
необходимые для них
На
основе описанного задачно-личностного
модульного подхода мы обратились к
построению профессиограммы. По вертикали
профессиограммы проводится перечисление
модулей, «единиц» данной профессии
как указание на необходимые функциональные
профессиональные задачи, Таких модулей
может быть столько, решения скольких
задач общество ждет от специалиста.
В традиционном понимании при
низких требованиях к профессионализму
число этих задач минимально. Например,
от учителя порой требуется
По
горизонтали мы строим профессиограмму
как развертку каждого модуля
через указание нормативно заданных
профессиональных действий, средств, условий,
результатов (мы столкнулись с
Степенью
развертки по вертикали и по горизонтали,
по-видимому, могут отличаться типовая
профессиограмма рядового специалиста,
успешного специалиста и
В целом профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:
– четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);
– подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический челове-коцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
– выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
– показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;
– показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
– иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
–
описывать необходимые