Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

В своем подходе к изучению конфликтных явления К. Томас делал акцент на изменение традиционного тогда отношения к подобным ситуациям, заключавшееся в создании некоего бесконфликтного пространства, а не в умелом управлении ими, поскольку находил наравне с негативной стороной и позитивное влияние столкновения интересов и мнений.

Работа содержит 1 файл

КОНФЛИКТОЛОГИЯ.docx

— 54.82 Кб (Скачать)

Подход  К. Томаса к изучению конфликтных явлений 

В своем подходе  к изучению конфликтных явления  К. Томас делал акцент на изменение  традиционного тогда отношения  к подобным ситуациям, заключавшееся  в создании некоего бесконфликтного  пространства, а не в умелом управлении ими, поскольку находил наравне  с негативной стороной и позитивное влияние столкновения интересов  и мнений. В соответствии с этим К. Томас считал нужным сконцентрировать внимание на следующим аспектах изучения конфликтов и сопутствующих явлений: какие формы поведения в конфликтных  ситуациях наиболее характерны для  людей и по каким соображениям; какие из них являются более продуктивными  и разумными, а какие стоит  отнести к нерациональным и деструктивным; каким образом возможно стимулировать  продуктивное поведение .

Существуют пять основных стратегий поведения в конфликта. В основу их положена система, называемая методом Томаса - Килменна. Метод был разработан К.У. Томасом и Р.Х. Килменном в 1972 году. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта . Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой член коллектива хочет удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) - напористость и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально) - кооперация. Если воспользоваться прямоугольной системой координат, то получится сетка Томаса - Килменна, позволяющая определить место и название для каждого из пяти основных стратегий разрешения конфликта. На абсциссе мы фиксируем уровень направленности на интересы других людей, вовлеченных в конфликт, а на ординате - уровень направленности на собственные интересы (рис. 1).

 
 

При анализе  конфликтов на основе рассматриваемой  модели нужно иметь в виду, что  уровень направленности на собственные  интересы или интересы соперника  зависит от трех обстоятельств:

содержания предмета конфликта;

ценности межличностных  отношений;

индивидуально-психологических  особенностей личности.

Особое место в оценке моделей  и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для  нее межличностных отношений  с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные  отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку. С.М. Емельянов дополняет двухмерную модель Томаса-Килменна третьим измерением - ценностью межличностных отношений (МЛО) . Схематически она представлена на рис. 2

  
 
 
 
 

Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости  и желания кооперироваться с  другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится  стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда  человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует  себя неправым или когда другой человек  обладает большей властью. Использование  такого стиля может означать решение  индивида дать конфликту возможность  развиваться. Данный стиль также  может быть связан с неприятием напряженности  и расстройства. В отдельных случаях  попытка избежать конфликта может  снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может  вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту  проигрывают обе стороны.

Стиль конкуренции  или разрешения конфликта силой  характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью  в устранении конфликта, однако, без  учета позиций другой стороны. Это  стиль типа "выигрыш-проигрыш". Для применения данного стиля  необходимо обладать властью или  физическими преимуществами. Такой  стиль может в отдельных случаях  помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования  волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление  об индивиде, использующем этот стиль.

Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так  и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком  подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:

-рассматривают  конфликт как нормальное событие,  помогающее и даже если им  правильно управлять, ведущее  к более творческому решению;

- при этом  проявляют доверие и откровенность  в отношении других;

- признают, что  при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

- считают, что  каждый участник конфликта имеет  равные права в его разрешении  и точка зрения каждого имеет  право на существование;

- полагают, что  никто не должен быть принесен  в жертву в интересах всех.

Часто такие  индивиды считаются динамичными  натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.

Стиль приспособления, побуждающий войти в положение  другой стороны, представляет собой  поведение, в основе которого лежит  стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль  носит типа "невыигрыш - выигрыш" носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

Стиль компромисса  заключается в таком поведении  в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного  стиля связана с проведением  переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом  благоприятно. Это стиль типа "непроигрыш - невыигрыш". Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.

Таким образом, конфликт в трудовом коллективе - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией соперничества, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества. 
 

Стратегия поведения при конфликте 

     Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

     Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, характерным для деструктивной  модели. При такой стратегии активно  используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в  двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств  на них со стороны конфликтной  личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других. Во-вторых, при угрозе существованию  организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «кто кого». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

     Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.

     При анализе данной стратегии важно  учитывать два варианта ее проявления:

  1. когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
  2. когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

     В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

     Межличностные отношения при выборе данной стратегии  серьезным изменениям не подвергаются.

     Уступка.

       Человек, придерживающийся данной  стратегии, также стремится уйти  от конфликта. Но причины «ухода»  в этом случае иные. Направленность  на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника  высокая, т.е. человек, принимающий  стратегию уступки, жертвует личными  интересами в пользу интересов  соперника.

     Стратегия уступки имеет некоторое сходство со стратегией принуждения, заключающейся  в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных  отношений. В отличие от стратегии  борьбы в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

     При анализе данной стратегии следует  учитывать, что:

  • иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели;
  • уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта;
  • данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

     Важно иметь в виду, что стратегия  уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного  разрешения конфликтной ситуации.

     Компромисс.

     Компромиссная стратегия поведения характеризуется  балансом интересов конфликтующих  сторон на среднем уровне. Иначе  ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

     Стратегия компромисса не только не портит межличностные  отношения, но и способствует их положительному развитию.

     При анализе данной стратегии важно  иметь в виду следующие существенные моменты:

  • компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;
  • иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили, и предмет конфликта исчез;
  • компромисс может принимать как активную, так и пассивную форму. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Другими словами, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. Так, отсутствие ненужных «баталий» позволило сотрудникам в приведенном выше примере сохранить между собой нормальные отношения;
  • условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

     Понятие «компромисс» по содержанию близко к  понятию «консенсус». Сходство их заключается  в том, что и компромисс, и консенсус  отражают взаимные уступки субъектов  социального взаимодействия. Поэтому  при анализе и обосновании  стратегии компромисса важно  опираться на правила и механизмы  достижения консенсуса в социальной практике.

     Сотрудничество.

Информация о работе Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений