Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:31, реферат
В связи с этим положением целью нашего исследования является рассмотреть влияние активных методов обучения на процесс подготовки специалистов в вузе.
Задачи:
1. Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения.
2. Разработать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения для дисциплины «Общие основы педагогики».
3. Апробировать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения в условиях Казахстанско-Российского Университета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. А-А, 1985
2. Барсукова . Блиц игры в системе преподавания педагогики. // Дошкольное воспитание №11 1991
3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000
5. Борисова Н.В. Контекстное обучение в системе повышения квалификации // Непрерывное образование: методология и практика. Серис: в помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. М.: «Знание», 1990
6. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Игра в обучении лекторов. М.: «Знание», 1989
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991
9. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа» №3 1982
10. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // «Вопросы психологии» № 5 1987
11. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: «Знание», 1987
12. Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. // Лекторское мастерство № 11 1990 / М. «Знание».
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: «Педагогика», 1991
14. Государственный стандарт
15. Гибш И.А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. М., 1961
16. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001
17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
18. Дакупин Использование активных методов обучения // «Вестник высшей школы» № 8 1993
19. Дидактика средней школы. / Под ред. Сластенина М.Н. М., 1982
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000
21. Ильин Е.П. Умение и навыки: нерешенные вопросы // «Вопросы психологии» № 2 1986
22. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // «Мысль» М., 1991
23. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условия развивающего обучения. М., 1980
24. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., 1991
25. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986
26. Маршев В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения управлению. Изд.: МГУ, 1991
27. Матюшкин А.М. Активные проблемы психологии высшей школы. М., 1977
28. Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М., 1980
29. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972
30. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975
31. Педагогическая энциклопедия. М., 1968
32. Педагогика / Под ред. Нойнера Г., Бабанского Ю.К. М., 1984
33. Педагогика / Под ред. Питкасистого П.И. М., 1996
34. Педагогика / Под ред. Харламова И.Ф. М., 1997
35. Петровский А.В., Ярошевский М.В. Психология. М., 2000
36. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991
37. Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: «Совершенство», 1998
38. Психология и педагогика. / Под ред. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. Москва – Новосибирск, 2000
39. Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. А.-А., 1991
40. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. Матирко В.И. М.: «Высшая школа», 1991
41. Скадкин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980
42. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991
43. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2000
44. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Москввва – Ростов на Дону, 1999. Стр. 439
45. Сулейменова Г.Е. Принципы построения и проведения деловых игр // «Семья и детский сад», Май – июнь 2000
46. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов на Дону, 1997
47. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. М., 1987
48. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998
49. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995
50. Чошаков М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М., 1996
Введение
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях гуманитарного вуза, что предопределило актуальность данной темы.
Объектом исследования является процесс подготовки будущих специалистов в условиях вуза.
Предмет исследования: использование активных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.
Гипотеза: если использовать активные методы в различных формах обучения, то подготовка специалистов в условиях Казахстанско-Российского Университета будет более эффективной.
В связи с этим положением целью нашего исследования является рассмотреть влияние активных методов обучения на процесс подготовки специалистов в вузе.
Задачи:
1. Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения.
2. Разработать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения для дисциплины «Общие основы педагогики».
3. Апробировать лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения в условиях Казахстанско-Российского Университета.
Методологической основой является теория познания, психологическая теория активной деятельности студента в формировании и развитии его личности; общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение; методы педагогики и психологии – непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом учебно-воспитательной деятельности студентов в вузе.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования активных методов для повышения эффективности процесса обучения с целью подготовки специалистов.
Практическая значимость исследования:
Разработанные лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения могут быть использованы в практике высшей школы, найти применение при составлении методических рекомендаций для студентов специальности «Педагогика и психология» Казахстанско-Российского Университета.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме учебных занятий по дисциплине «Общие основы педагогики» на базе Казахстанско-Российский Университет. Основные положения и результаты исследования были представлены в форме доклада на студенческой научной конференции и прослушаны во время предзащиты на кафедре «Педагогика и психология».
Структура работы: данная научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, рекомендаций, библиографии, приложения.
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения
1.1 Психолого-педагогические основы активных методов обучения
В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики.
Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и др., хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д.
Системно были разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В системе Л.В. Занкова были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний. Данная система обучения должна развивать мышление, эмоциональную сферу обучаемых, учить понимать и выделять общий смысл, основное содержание читаемого, но эта система повлекла за собой увеличение объема учебного образования и усложнила его теоретический уровень. Что привело к перегрузке обучения и отрицательно сказалось на качестве и успеваемости обучаемых. Акцент на овладение теоретическими знаниями в процессе обучения отрицательно сказался на выработке практических умений и навыков. В связи с этим не все из предложенных Л.В. Занковым принципов обучения утвердились в педагогической науке.[20,34]
Система развивающего обучения В.В. Давыдова, направлена на познание, познавательную деятельность обучающихся. Если в традиционном системе обучение направленно от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому, то в системе обучения В.В. Давыдова, наоборот, от общего к частному, от абстрактного к конкретному; знания усваиваются путем анализа условия их прохождения. Обучаемые учатся обнаруживать в учебном материале основное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний, это отношение они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучить свойства учебного материала в чистом виде; обучаемые учатся переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. Данная система получила всестороннее применение и внедрение в практику обучения.[20]
М.А. Данилов, В.П. Есипов в своей работе "Дидактика" сформулировали некоторые правила активизации процесса обучения, отражающие некоторые принципы организации проблемного обучения: вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовых определений, понятий; эпизодически знакомить обучающихся с методами науки; развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий. В этих направлениях была хорошо выражена цель преподавания, но не указан процесс обучения, средства и пути достижения цели. Далее, в 1965 году М.Н. Скаткин, анализируя исследования по активизации процесса обучения, акцентирует внимание на практику педагогов новаторов, и говорит о начале его исследования как нового направления в дидактике. [30]
Теория проблемного обучения разрабатывалась польскими дидактами Оконь, Купесевич, которые рассматривали ее в виде метода, но как систему. [30]
Как видно из вышесказанного проблемное и развивающее обучения включают в себя элементы друг друга. Применение в практике обучения этих видов привело к возникновению методов получивших название активные. В основе, которых лежит диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов.
Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Но данные исследования по активным методам проводились, прежде всего, на материале школьного обучения, что затруднило внедрение активных методов в вузе, так как требовалась определенная адаптация для теории активных методов к вузовскому дидактическому процессу. В связи с этим проводилась дискуссия в периодических изданиях, в частности, журналом "Вестник высшей школы", проводились и специальные исследования, раскрывающие специфику проблемного обучения в вузе. А.М. Матюшкин в своих работах обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов, ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов, их взаимной активности в рамках "субъект - субектных" - отношений.[см: 27]
Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А.Н.Леонтьевым. В которой, познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Следовательно, она есть предметная деятельность. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), так и воздействия на него.
Учебный процесс с использованием активных методов обучения в условия вуза опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А.Балаев, а именно: