Почему мышление называют обобщенным познанием мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:20, доклад

Описание работы

Ощущения и восприятие дают возможность непосред¬ственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно.
Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем дан¬ную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло.

Работа содержит 1 файл

Почему мышление называют обобщенным познанием мира.docx

— 22.59 Кб (Скачать)

Почему  мышление называют обобщенным познанием мира

     Ощущения  и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно.

     Например, мы смотрим на стену и видим  ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем данную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно определить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, использовав с этой целью термометр. Видя, на каком делении стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сейчас на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, например, и температурой воздуха связи нет). 

      Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам ответить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и восприятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь между атмосферным давлением и показанием стрелки барометра. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, а является опосредованным познанием.

     Если  в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятии - в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств.

     Еще один пример. Можно измерить высоту дерева? Можно, но непосредственно измерить его высоту линейкой - и трудно, и долго. Тогда человек в час, когда длина его тени равна его росту, измеряет тень дерева и таким способом, посредством длины тени, узнает о высоте дерева, т.е. узнает опосредствованно. И знание, полученное этим путем, является опосредствованным знанием, а процесс приобретения этого знания, представляющий собой процесс мышления, оказывается опосредствованным познанием действительности.

     Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.

     Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мышления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опытаОпосредованный характер мышления дает нам возможность значительно расширить познание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприятие, но выходя за его пределы, мы познаем в итоге мышления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем новые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление - это опосредственное познание (или отражение) действительности.

     Но  мышление не только опосредованное, но и обобщенное познание (отражение) окружающего мира.

     Ощущения  и восприятия дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют умения предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод требует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Общее свойство применяется и к данному случаю. Вот, например, лист бумаги. Что с ним произойдет, если его бросить в огонь? Сгорит. Почему мы это знаем, ведь этот лист мы не бросали в огонь. Но мы много раз видели, как горит бумага. Обобщили эти факты и теперь знаем. А если бы нам показали лист из неизвестного материала? Мы бы так уверенно не ответили. Следовательно, чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других подобных единичных предметов, явлений и фактов. 

     Обобщенное  отражение (познание) действительности - важнейший признак  мышления.  

     Не  всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно  опираются на общий опыт, усвоенный  от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие  и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность предмета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей.

     Итак, мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. 

Определение суждений. 

        Суждение представляет собой  форму мысли, устанавливающую  логическую связь между двумя и более понятиями. Между понятиями, как  вышеперечисленно, устанавливаются  отношения  тождества,  подчинения,  частичного  совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть». Отношения  противоречия, противоположности и соподчинения могут  выражаться  логической  связкой  «не есть». Эти отношения, выраженные в форме грамматических  предложений,  будут суждениями разного вида.

     Представители номиналистической  логики рассматривают логику  как  науку о языке. “Логика, - говорит английский номиналист Р.  Уэтли,  -  имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели  он  не  служил,  составляет

предмет  грамматики,  язык   же,   насколько   он   служит   средством   для умозаключения,  составляет  предмет  логики».  Исходя  из  такого  понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для  них суждение – это сочетание слов или имен. “Предложение, -  говорит  номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между  собой связкой имен…». Таким образом, согласно номиналистам, то о чем мы,  что–либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть  определенная  связь  этих  слов. Такое истолкование природы суждения неправильно.  Конечно,  всякое  суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая  оболочка суждения, а не само суждение.

    Любое суждение можно выразить  в предложении, но не  всякое  предложение может  выражать  суждение.  Так   не   выражают   суждений   вопросительные, побудительные предложения, поскольку они не отражают ни истины, ни  лжи,  не устанавливают логических отношений. Хотя они и являются формами мысли.

   Суждения, реально отражающие предмет и  его  свойства,  будут  являться истинными, а неадекватно отражающие – ложными.

    Как  форма  мысли  суждение  идеальное  отражение  предмета,  процесса, явления,  поэтому  оно  материально  выражается  в   предложении.   Признаки предложений и признаки суждений не совпадают и не тождественны  друг  другу. Элементами   предложений   являются   подлежащее,   сказуемое,   дополнение, обстоятельство, а элементами суждений –  предмет  мысли  (субъект),  признак предмета  мысли  (предикат)  и  логическая  связка  между  ними.  Логическое №подлежащее» – это понятие, отражающее предмет, оно  обозначается  латинской буквой «S». Логическое «сказуемое» – это понятие, которое отражает  присущие или не присущие субъекту признаки,  и  обозначается  латинской  буквой  «Р».

Связка  может выражать в русском языке  словами «есть»-«не  есть»,  «суть»-«не суть», «является»-«не  является»,  помимо  этого  она  может  и  опускаться. Например, суждение «береза есть дерево», как  правило,  выражается  «береза- дерево». Кроме названных элементов в суждениях имеется не  всегда  выразимый элемент, отражающую количественную характеристику,  его  называют  «квантор» суждения. В языке он выражается словами «все», «без  исключения»,  «каждый», «многие»,  «часть».  Например,  «Часть  S  есть  Р»,  «Все  S  суть  Р».   В соответствии  с  количественными  и  качественными  показателями   элементов суждений, последние подразделяются на несколько видов. По числу субъектов и предикатов суждения делятся на простые и сложные.  
 

Информация о работе Почему мышление называют обобщенным познанием мира