|
Хронология |
Предмет изучения |
Важнейшие итоги |
VI в.
до н.э. – V в. |
Душа |
Формирование двух
направлений – материализма и идеализма
— в объяснении происхождения и проявлений
души. Первые эмпирические знания о психических
процессах и явлениях — ощущении (восприятии),
памяти, воображении, мышлении,
аффектах,
воле, характере, особых состояниях (сон,
экстаз).
Выделение
проблем: “душа и тело”; “врожденное
- приобретенное”. Указание на внутреннее
чувство как способ познания души |
V –
XIII вв. |
Развитие учения
о душе в рамках философских учений
и на базе медицинских знаний |
Формирование
томистской психологии. Начало опытной
методологии исследования |
XIV –
XVI вв. |
Дальнейшее
развитие учения о душе в контексте
развития анатомофизиологических знаний
и великих открытий XIV-XVI вв. |
Отказ от души как
предмета исследования и объяснительного
принципа телесных и психических явлений.
Введение
термина “психология” |
XVII –
сер. XIX вв. |
Внутренний
опыт как данные самонаблюдению явления
сознания |
Формирование
эмпирической интроспективной и
асоцианистической психологии.
Понятие
о бессознательной психике. |
РАЗВИТИЕ
ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ |
Нач. XIX
– б0-е гг. XIX в. |
Деятельность
нервной системы и органов
чувств.
Соотношение
между физическим и психическим.
Измерение
скорости протекания психических процессов |
Формирование
естественно научных предпосылок
психологии как самостоятельной
науки.
Экспериментальный
метод.
Факты и
теории ощущений и восприятии.
Формирование
психофизики.
Формирование
психометрии.
Учение
о рефлексе |
60-е
гг. XIX в. – конец XIX в. |
Непосредственное
содержание опыта.
Психические
акты и психические функции.
Психика
и сознание в связи с их адаптивной
функцией в поведении |
Проникновение
экспериментальных методов в
психологию.
Формирование
теоретических программ психологии.
Раскол
психологии на индивидуальную физиологическую,
ориентированную
на естествознание,
и духовно-научную, ориентированную
на историю и культуру.
Возникновение
прикладных исследований в психологии.
Возникновение
новых областей психологии |
10-е
гг. – сер. 30-х гг. XX в. |
Поведение.
Целостные
психические структуры.
Бессознательное.
Сознание
в его общественно-
исторической
обусловленности.
Смысловая
структура душевной
жизни в
соотношении с исторически возникшими
ценностями.
Установка.
Развитие
высших психических функции.
Психологическое
исследование деятельности |
Открытый кризис
в психологии.
Возникновение
школ в зарубежной науке: бихевиоризм,
психоанализ, гештальтпсихология, французская
социологическая школа, понимающая
психология, индивидуальная психология,
аналитическая психология и др.
Возникновение
советской психологии: теория установки,
поведенческие направления, культурно-историческая
теория, теория деятельности.
Развитие
психотехники и педологии в отечественной
и зарубежной
психологии.
Развитие
естественно научных представлений
о физиологических механизмах психической
деятельности и двигательных актов.
Возникновение
проблемы “психология и марксизм” |
Конец
30-х – 50-е гг. XX в. |
Эволюция в
рамках базисных подходов предшествующего
периода |
Эволюция научных
школ периода открытого кризиса.
Необихевиоризм,
неофрейдизм. Возникновение новых
отраслей
и направлений: генетическая психология,
персоналистические
концепции личности и др.
Дискуссии
в советской психологии (о перестройке
науки на основе павловского учения,
о теории установки).
Развитие
теории деятельности в советской психологии |
60-е
гг. XX в. – конец XX в. |
Продолжение развития
ранее выявленных предметных областей.
Процесс
ориентировки.
Когнитивные
структуры и их роль в поведении.
Личность |
Возникновение
новых на правлений в зарубежной
психологии: гуманистическая психология,
логотерапия, когнитивная психология.
Возникновение
теории поэтапного формирования умственных
действий и понятий в советской
науке.
Дискуссии
в советской психологии о предмете
психологии, по проблемам бессознательного,
общения и др. |