Период раннего детства и его характеристика

Автор: Екатерина Волкова, 05 Октября 2010 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.
В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). В данной классификации зрелый возраст, который нас больше всего интересует, представлен двумя периодами, первый из которых охватывает 14 лет жизни у мужчин и 15 - у женщин, а второй - 25 лет у мужчин и 20 - у женщин. В то время как детский, подростковый и юношеский периоды составляют лишь 4-5 лет жизни. Чем дальше отстоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды. То же самое наблюдается и в других классификациях. В данном курсовом проекте будет рассмотрена тема ''Возрастная психология'', в первой главе будет описано психическое развитие людей разных возрастов. Вторая глава будет посвящена изучению вопроса особенности развития ребенка и формирования личности в юношеском возрасте.

Содержание

Введение 3
1.Развитие речи у детей раннего возраста 5
1.1. Этапы речевого развития. 5
1.2.Функции детской речи 7
2. Развитие познавательных процессов 9
2.1.Восприятие 9
2.2. Память 9
2.3. Мышление 10
3. Предметная деятельность 12
5.1. Эмоциональная сфера 15
5.2. Общение 16
5.3. Самосознание 17
5.4. Деловые качества 18
6. Кризис трех лет 18

Работа содержит 1 файл

Период раннего детства, тема 19.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

     6. Кризис трех лет

     Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

     Изменение позиции ребенка, возрастание его  самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления.

     Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Первая из них — негативизм. Главным мотивом действия ребенка в этом случае становится сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

     Негативизм  избирателен: ребенок итерирует  требования одного члена семьи или  одной воспитательницы, а с другими  достаточно послушен.

     На  первый взгляд кажется, что так ведет  себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать и не хочется — возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе.

     Например, мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему  хочется, с другой — еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок.

     Вторая  характеристика кризиса 3 лет —  упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может.

     Упрямство — не настойчивость, с которой  ребенок добивается желаемого. Упрямый  ребенок настаивает на том, чего ему  не так уж сильно хочется, или совсем не   хочется,   или   давно   расхотелось.   Допустим,   ребенка   зовут   домой   и   он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

     В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

     Ярко  проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать н  решать сам. В принципе, это положительное  явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности  приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

     У некоторых детей конфликты с  родителями становятся регулярными, они  как бы постоянно находятся в  состоянии войны со взрослыми. В  этих случаях говорят о протесте-бунте.

     В семье с единственным ребенком может  появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

     Интересная  характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. в глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

     Все эти явления свидетельствуют  о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и  к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем — в подростковом возрасте.

     Заключение

     К возрасту около трех лет у ребенка  можно заметить проявления внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в лидировании. В этом возрасте заметным бывает проявление воли некоторыми детьми.

     В раннем детстве ребенок активно  познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.

     С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

     Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для полноценного психического развития маленького растущего человека.

     Таким образом, к трем годам ребенок, несмотря на то, что он явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспособленным  к самостоятельной жизни, уже  во всех отношениях является человеком  с явными первыми признаками индивидуальности. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систему движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную речь. 

     Литература

1. Возрастная и педагогическая психология (под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик). -М., 1984.

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд. УРАО, 1997. - 176 с.
  2. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Изд. Академия,  1998.-456 с.
  4. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М., 1994.

6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная)   психология. - М.: Роспедагентство,  1996.-374 с. 

Информация о работе Период раннего детства и его характеристика