Период поздней зрелости

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:01, реферат

Описание работы

Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении жизненного цикла человека, имеет определенную временную структуру. Ее рассмотрение имеет важное значение для понимания потенциальных возможностей развития. Хронологический подход позволяет выявить типический ход и временные закономерности индивидуального развития, составить представления о средней норме возрастной динамики психических форм и на основе этого судить

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 1.60 Мб (Скачать)

Введение 

 

           Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении жизненного цикла человека, имеет определенную временную структуру. Ее рассмотрение имеет важное значение для понимания потенциальных возможностей развития. Хронологический подход позволяет выявить типический ход и временные закономерности индивидуального развития, составить представления о средней норме возрастной динамики психических форм и на основе этого судить о вариациях их возрастной эволюции в зависимости от различных факторов. Хронологические характеристики включают в себя в качестве независимых переменных следующие основные параметры: темп, длительность и направленность, позволяющие в своей совокупности определять временную структуру индивидуального развития человека и его отдельных сторон.

  Старение – универсальный и закономерный биологический процесс, характеризующийся постепенностью, разновременностью и неуклонным прогрессированием, ведущий к понижению адаптационных возможностей, жизнеспособности индивида и в конечном итоге определяющий продолжительность жизни. Социальные и психологические проблемы пожилых людей, а также отдельные аспекты старения человека являются предметом изучения многих отраслей естественных и общественных наук. Однако для большинства из них эти проблемы не являются основными. Лишь геронтология - современная молодая наука - ставит проблемы старости и старения в центр исследований, используя одновременно с этим знания, накопленные в других научных сферах, специалистов различных «помогающих» профессий. Геронтология в этом плане находится как бы «на стыке» многих научных теоретических и практических знаний. Каждая дисциплина привносит в ее развитие собственные достижения и методы в решении проблем стареющего человека, способствуя постоянному совершенствованию.

Актуальность проблемы проявляется  в том, что выделение периода  старения и разработка проблем геронтогенеза связаны с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин, с возрастанием роли человеческого фактора в развитии общества, при этом все отчетливее проявляется тенденция к возрастанию доли пожилых людей в демографической структуре общества.

    Цель исследования - изучить основы и особенности теории старения в геронтопсихологии с учетом хронологического аспекта.

    Предмет исследования – теоретические характеристики психических процессов в период старения. Объект исследования – процесс старения.

    Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические подходы  к изучению возрастных изменений  психики человека;

- изучить понятие «старение», особенности  протекания этого процесса и  факторы на него влияющие;

- проанализировать влияние процесса  старения на основные психофизиологические  функции. 

 

          Период поздней зрелости(с 60 лет) часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Один из демографических признаков на планете Земля - это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в Лету представления о возрасте 50—60 лет как о возрасте старости. Смертность в этом возрасте сегодня., упала по сравнению с концом XVIII в. в четыре раза; смертность среди 70-летних в последнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15—20 лет вполне очевидна. Что же может представлять собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т.д.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

 

     Основная задача периода «поздней взрослости» по Э.Эриксону

    - убедиться в ценности прожитой жизни, принять свой жизненный путь как  

      единственно возможный без осуждения других людей(целостность против  

      отчаяния).

 

Задачи  «пожилого возраста» по Р. Хейвигхерсту

   -приспособление к убыванию физических сил и здоровья;

   -приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов;

   -приспособление к смерти супруга;

   -установление прочных связей со своей возрастной группой;

   -выполнение социальных и гражданских обязательств;

   -обеспечение удовлетворительных жизненных условий.

                                       

                                           ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРИОДА СТАРЕНИЯ

 

                                 Международная классификация ВОЗ:

 

 

           МУЖЧИНЫ

 

              ЖЕНЩИНЫ

      ПОЖИЛОЙ  

       ВОЗРАСТ

 

               60 – 74

 

                  55 - 74

   СТАРЧЕСКИЙ   

       ВОЗРАСТ

 

                                           75 - 90

 

  ДОЛГОЖИТЕЛИ

 

                                           90 лет и старше


 

           Периодизация Д. Бромлей

     65 -75 лет – удаление от дел, «отставка»

  • повышение впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении;
  • увеличивающаяся потребность в коммуникации, обострение чувства родства и привязанности к близким людям;
  • освобождение от служебной роли и общественных дел или продолжение некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти;
  • адаптация к новым условиям жизни без постоянных напряжений;
  • ухудшение физического и умственного состояния.

70 лет и более  – старость:

  • полная незанятость в обществе,
  • отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных
  • растущая социальная изоляция
  • постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников
  • физическая и умственная недостаточность.

Дряхлость, болезненная  старость и смерть (около 110 лет в  условиях Англии и Западной Европы):

  • нарастание явлений сенильности в поведении и психической сфере;
  • окончательное нарушение биологических функций;
  • хронические болезненные состояния;
  • смерть.

 

    Типы старения:

Конвергентный тип

-  Характеризуется снижением жизнеспособности  человека, ограничением его психической  деятельности.

Дивергентный тип

- Сопровождается активизацией  психического потенциала на фоне  умеренной жизнеспособности. Такой  человек имеет полную психическую  сохранность, повышение творческой  продуктивности.

 

Законы  геронтогенеза:

  • Усиление закона гетерохронности - в зависимости от роли функций, которую они играют в жизненно важных процессах.
  • Закон специфичности («почерк старения») - различия в темпах и качественные различия протекания старения для разных функций.
  • Закон разнообразия, или индивидуализации - показатели состояния тех или иных функций в период геронтогенеза приобретают в исследуемых группах большой разброс.

 

  Изменения познавательной сферы

 

   В настоящее время в научной литературе существуют разногласия по поводу интеллектуальной деятельности при нормальном старении. Многие исследователи считают, что большинство умственных навыков остаются относительно сохранными.

   Например, многие проблемы с Памятью, от которых страдают пожилые люди, в большей степени обусловлены такими факторами, как депрессия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов. Уменьшение скорости обработки информации и скорости механического запоминания вызывает функционирование соответствующих компенсаций, поэтому потеря определенных когнитивных характеристик практически не влияет на повседневную жизнь человека.

  • Сначала снижается механическая память, затем - смысловая
  • Сначала снижается образная память, затем - вербальная
  • В случае запоминания отдельных слов зрительная память лучше слуховой (опора на сенсорные способности), а в случае запоминания фраз - наоборот, слуховая память лучше.

            Информационный подход:

  • Сенсорная память снижается незначительно.
  • Первичная (кратковременная, оперативная) память практически не снижается
  • Вторичная (долговременная) память - снижение.
  • Третичная (память на отдаленные события) сохраняется практически полностью.

 

Развитие мышления

Современные зарубежные исследователи  достаточно много внимания уделяют  изучению особенностей мышления пожилых  людей. Сегодня у большинства  исследователей не вызывает сомнения тот факт, что, несмотря на превосходство  памяти, молодые люди проигрывают  пожилым в определенных сферах мышления, особенно в таком аспекте, как  мудрость.

Мудрость — это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Экспертные знания, которые  ассоциируются с мудростью, по мнению зарубежных исследователей, можно разделить  на 5 категорий: фактуальные знания, процедурные знания, контекстуальные (связанные с событиями в личной жизни и историческими переменами), знание относительности жизненных ценностей и знание непредсказуемой изменчивости жизни

Большинство исследователей сходится на том, что мудрость — это когнитивное  свойство человека, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный  интеллект и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью  человека.

На основании теоретических  и экспериментальных исследований можно предположить, что мудрость человека обладает рядом когнитивных  свойств.

Во-первых, мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопросов, которые чаще всего касаются смысла жизни и состояния конкретных людей.

Во-вторых, уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок.

В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в особых ситуациях.

   В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель и используется как ради личного благополучия, так и для пользы человечества.                     

   В-пятых, хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознают ее без труда.

             Внимание

   По данным А.И.Канатова, показатели устойчивости и концентрации внимания остаются стабильными на протяжении периода от 53 до 60 лет, затем - снижение.

Специфические изменения эмоциональной сферы

Естественно, что для периода  поздней взрослости характерны специфические  изменения, в том числе и в  эмоциональной сфере. Как правило, это неконтролируемое усиление аффективных  реакций (сильное нервное возбуждение) человека, со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для  реакции может послужить кинофильм  о прошлых временах (не потому, что  жаль эти времена, а жаль себя в  этих временах) или разбитая чайная чашка (и опять не чашки жаль, а  того, что вместе с ней уходит что-то памятное).

Каждый  человек подходит к итоговой черте  со своим грузом ошибок и разочарований, но как минимум два аргумента  в пользу жизни являются общими для  многих.

 

Во-первых, жизнь кончается значительно раньше физической смерти человека, если он перестает радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний.                                                      

 

Во-вторых, Если человек дожил до солидного возраста — это уже удача. Люди преклонного возраста, задумывающиеся о своем предназначении, не могут не вспомнить о своих победах, пусть даже над собой.

Древние римляне говорили: «Высшая  власть — это повелевать собой». Любому человеку есть чем

гордиться ,и у каждого в жизни было намного больше хорошего,чем плохого.

 

                    Развитие личности в период  геронтогенеза

 

            Я-концепция периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве Я-образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личностные позиции.

Информация о работе Период поздней зрелости