Педагогические технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:29, контрольная работа

Описание работы

Технология (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и ...логия)• совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.;научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы

Работа содержит 1 файл

пед технологии.doc

— 62.50 Кб (Скачать)
  1. Тема: педагогические технологии
  2. Цель: развитие ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения
  3. Термины и понятия:

Технология (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и ...логия)· совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.;научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы; операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, как составные части производственного процесса; описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.

Педагогическая  технология – · совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

  1. По итогам мы доложны знать:

                                        уметь:

  1. Теоретическая часть, план:

План:

    • Понятие педагогических технологий
    • Педагогические ситуации и задания (определения и виды)
    • Проектирование и процесс решения
    • Общая характеристика и особенности педагогических технологий
    • Конструирование различных форм педагогической деятельности (этапы)
  1. Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
  1. Педагогическая задача — это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально.

Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.

Приведем примеры  педагогических ситуаций.

Пример 1. Идет урок в 10 классе. У Виктора Петровича, учителя математики, хорошее настроение. Весь класс выполнил домашнее задание на «хорошо» и «отлично». Неожиданно учитель обнаружил, что задание было списано со шпаргалки. Что пережил учитель в этот момент — чувство отвращения или досаду, гнев или обиду, или был оскорблен?

Он изменился  в лице, сел за учительский стол и...

Как поступил Виктор Петрович?

  1. Выделяют профессиональное и непрофессиональное решение педагогической проблемы или задачи. Причиной такого разделения послужило чрезвычайно распространенное в современном обществе мнение, что можно обучить и воспитать ребенка в течение часа, перевоспитать подростка за несколько минут и... Однако, как показывает жизнь, подобный тезис подтверждается крайне редко.

В связи с  этим современно звучат слова известного русского педагога К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что  почти всем оно кажется делом  знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания» (Ушинский К. Д. Избр. пед.соч.В 2 т. М., 1974. Т. 1.С.231).

Профессиональное  решение педагогической задачи характеризуется  тем, что при анализе ситуации педагог сознательно опирается на определенную систему правил и требований. Он целенаправленно выбирает из «арсенала» педагогической науки и практики эффективные средства для решения данной задачи применительно к конкретным условиям. Одновременно педагог планирует порядок своих действий и поступков. В завершение проделанной работы он с позиции психологической науки анализирует данные о происшедших с человеком изменениях.

Для профессионального  решения педагогических задач надо специально готовиться, овладевая особенностями работы в области образования и воспитания человека. Профессиональный опыт и мастерство обретаются в ходе решения педагогических задач. Для педагога-профессионала значимы следующие вопросы — как провести проблемный урок, как разработать новую или совершенствовать известную образовательную программу, как сочетать групповую, коллективную и индивидуальную работу учащихся на уроке, как обеспечить в ходе занятия развитие творческих способностей, как стимулировать интерес к учебному предмету.

4) Технологии  максимально связанные с учебным  процессом, деятельностью тех,  кто учит, и тех, кто учится. Структуру технологии обучения образуют:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть, которая охватывает:

- постановку, максимальное уточнения, формулирование целей (общих и конкретных) относительно достижения результатов;

- содержание  учебного материала;

в) процессуальная часть, в состав которой входят следующие  компоненты:

- организация  учебного процесса в соответствии с поставленными целями;

- методы и  формы учебной деятельности учеников  и деятельности преподавателей;

- управление  учебным процессом (оценка текущих  результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных  целей);

- заключительная  оценка результатов.

Педагогическое  проектирование - это предварительная  разработка основных деталей предстоящей  деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое  проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем  организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Педагогическая  технология - это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных  между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А.С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное "педагогическое производство". Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки "педагогической техники". Разрабатывая "советскую воспитательную технику", А.С. Макаренко на практике усовершенствовал "технику дисциплины", "технику разговора педагога с воспитанником", "технику самоуправления", "технику наказания". Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной, богатой натуры.

Педагогическое  проектирование и педагогические технологии [51

В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому  проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики.

Педагогическое  проектирование состоит в том, чтобы  создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.

Объектами педагогического  проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогический  процесс для педагога есть главный  объект проектирования.

Педагогический  процесс представляет собой объединение  в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая  ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него - в рамках определенной подсистемы.

Педагогическая  ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают  в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются  тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.

Значение педситуаций  огромно. Собственно, через них проявляется  педпроцесс. Эта клеточка концентрирует  в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитател! ные отношения, педситуаций реализуют их возможности.

Структура педситуаций  внешне проста. В нее входят два  субъекта деятельности (педагог и  учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуаций строится как  реализация их сложного внутреннего  мира, их воспитанности и обученности.

Педситуаций могут  возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием  выхода из них.

Проектирование  педагогических систем, процессов или  ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

Педагогическое  моделирование (создание модели) - это  разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое  проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной моделн и доведение  ее до уровня практического использования.

Педагогическое  конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Дадим краткую  характеристику этапам педагогического  проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности сучащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Следующая ступень  проектирования - создание проекта. Практически  на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования - это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.

Формы педагогического  проектирования - это документы, в  которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или  ситуаций.

Концепция - одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Принципы педагогического  проектирования

1. Принцип человеческих  приоритетов как принцип ориентации  на человека - участника подсистем,  процессов или ситуаций - является  главным.

Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.

Не навязывайте  учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими.

Жестко и  детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.

При проектировании педагогу рекомендуется ставить  себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип саморазвития  проектируемых систем, процессов,  ситуаций означает создание их  динамичными, гибкими, способными  по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.

Жизнь всегда разнообразнее  и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.

Информация о работе Педагогические технологии