Педагогическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 15:42, реферат

Описание работы

Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимся, взаимоотношения между учащимися.

Работа содержит 1 файл

предмет пед. псих. (2).doc

— 54.00 Кб (Скачать)

Педагогическая  психология изучает условия и  закономерности формирования психических  новообразований под воздействием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место  между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

Педагогическая  психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимся, взаимоотношения между учащимися. В структуре педагогической психологии можно выделить направления:

психологию образовательной  деятельности (как единство учебной  и педагогической деятельности);

психологию учебной  деятельности и ее субъекта (ученика, студента);

психологию педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя);

психологию учебно-педагогического  сотрудничества и общения.  

Таким образом, предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и  разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует  следующие проблемы:

изучение сущности и закономерностей развития и  формирования личности и их влияние  на воспитание;

определение целей воспитания;

разработка содержания воспитания;

исследование  и разработка методов воспитания.  

Объект познания в педагогике – человек, развивающийся  в воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории.

К категориям относятся  наиболее ёмкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание –  социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объём понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.) Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

определённых  отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

мировоззрения;

поведения (как  проявления отношения и мировоззрении). 

Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и  т.д.)

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание –  конкретно-историческое явление, тесно  связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого  человека человечество обеспечивает через  воспитание, передавая опыт свой собственный  и предшествующий поколений.

Развитие –  это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение  функций организма в области  сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущении, восприятии, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций). Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за своё физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все более признается ядром становления личности в человеке.

Может показаться, что воспитание по отношению к  развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень  которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.

Образование –  это специально организованная система  внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и приём опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в  буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человекам опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Различают общее  и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человека такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального, профессионального образования. По уровню и объему содержания, как общее, так и специально образование могут быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин «образование взрослых», поствузовское образование. Отсюда следуют три компоненты образования: обучение, воспитание, развитие.

Обучение –  конкретный вид педагогического  процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно  обусловленные задачи образования  личности в тесной взаимосвязи с её воспитанием и развитием.

Обучение –  процесс непосредственной передачи и приёма опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс  обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы значений, умений опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание  – это процесс усвоения человеком  опыта предшествующих поколений  посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать  как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации  по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение  – это процесс непосредственного  получения человекам опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир  человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения – это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Воспитательные отношения – это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

Объект познания – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет  педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика –  это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.

Педагогический процесс 

Педагогический  процесс есть способ организации  воспитательных отношений. Заключающийся  в целенаправленном отборе и использовании  внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается  педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.

ЦЕЛЬ – ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ – МЕТОДЫ – СРЕДСТВА – ФОРМЫ.

Цель отражает тот конечный результат педагогического  взаимодействия, к которому стремятся  педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом система элементов объективного опыта человечества, освоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание образования  – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот  уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Методы –  это действия педагога и учащегося, посредством которого передается и  принимается содержание. Средства как  материализованные предметные способы  «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность  педагогического процесса достигается  в результате взаимодействия трех его  структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксация увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс включает еще более сложную структуру – психологическую:

процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;

проявление учащимися  интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя;

подъемы и спады  физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности  и утомления. 

Таким образом, в психологической структуре  урока можно выделить три психологические  подструктуры:

познавательные процессы;

мотивация учения;

Информация о работе Педагогическая психология