Педагогическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Психологи, специализирующиеся по педагогической психологии, преподают этот предмет в университетах и институтах, являются научными сотрудниками исследовательских институтов и лабораторий, но в большинстве своем они – школьные психологи. Первоначально школьные психологи в основном занимались тестовыми испытаниями, прежде всего связанными с тестом Стэнфорда – Бине, результатом которого является известный показатель IQ, а впоследствии и с другими тестами. Однако постепенно их обязанности значительно расширились и стали включать в себя консультирование учащихся, преподавателей, школьной администрации и родителей.

Содержание

I Введение. Психология Педагогическая.
II Общенаучная характеристика педагогической психо-логии.
а) Педагогическая психология среди других человеческих наук.
в) Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.
III История становления педагогической психологии.
а) Педагогическая психология – развивающаяся наука.
в) Этапы становления педагогической психологии.
IV Заключение.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕТАТ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

        Особое  значение имеет развитие, начиная  с работ Ф. Гальтона, тестовой психологии, психодиагностики. Благодаря исследованиям. А. Бине, Б. Анри, Т. Симона во Франции и Дж. Кэттелла в Америке это позволило найти действенный механизм (при взаимодействии тестов достижения и тестов способностей) не только контроля знаний и умений обучающихся, но и управления подготовкой учебных программ, учебным процессом в целом. Как отмечает М. В. Гамезо18, в этот период в Европе образовался ряд лабораторий при школах. Так в Германии возникла лаборатория Э. Меймана, в которой для решения учебных и воспитательных задач использовались приборы и методики, созданные в лабораториях университетов. В 1907 г. Мейман публикует книгу «Лекции по экспериментальной психологии», где дает обзор работ по экспериментальной дидактике. В Англии вопросами экспериментального изучения типологических особенностей школьников занимался известный детский психолог Дж. Селли, который в 1898 г. опубликовал работу «Очерки по психологии детства». Во Франции А. Бине основал при одной из школ Парижа экспериментальную детскую лабораторию. В лаборатории изучались физические и душевные способности ребенка, а также методы преподавания учебных дисциплин. Совместно с Т. Симоном А. Бине создал методику отбора детей в специальные школы для умственно отсталых, основой которой стал метод тестов.

        Данный  этап характеризуется формированием  особого психолого – педагогического  направления – педологии (Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Другими словами, в педагогическую психологию как бы с двух сторон входили объективные методы измерения, сближая ее с естественными науками.

        О самостоятельности педагогической психологии как науки, формирующейся в этот основной для ее становления период, свидетельствует не только использование тестовой психодиагостики, широкое распространение школьных лабораторий, экспериментально – педагогических систем и программ, возникновение педологии, оно и попытки научной рефлексии образовательного процесса, его строгого теоретического осмысления, реализация чего началась на третьем этапе развития педагогической психологии – с 50 – х годов.

        Основанием  для выделения третьего этапа – теоретического осмысления, психологического обоснования многочисленных концепций -  развития педагогической психологии служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т. е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Так, в 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60 – х годах Л. Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем В. Оконь, М. И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. Это, с одной стороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой – соотносилось с положениями О. Зельца, К. Дункера, С. Л. Рубинштейна, А. М. Матюшкина и др. о проблемном характере мышления, его фазности, о природе возникновения каждой мысли в проблемной ситуации (П.П. Блонский, С. Л. Рубинштейн). В 50 – е годы появились первые публикации П. Я. Гальперина и затем Н. Ф. Талызиной, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В это же время разрабатывается тория развивающего обучения, описанная в работай Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А. К. Марковой, И. И. Ильясовым, Л. И. Айдаровой, В. В. Рубцовым и др.). Развивающее обучение нашло свое отражение и в экспериментальной системе Л. В. Занкова.

        В этот же период С. Л. Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний. Усвоение с разных позиций детально разрабатывалось далее Л. Б. Ительсоном, Е. Н. Кабановой – Меллер и др., а также в работах Н. А. Менчинской и Д. Н. Богоявленского (в рамках концепции экстериоризации знаний). Появившаяся в 1970 г. книга И. Лингарта «Процесс и структура человеческого учения» позволили сделать широкие теоретические обобщения в этой области.

        Заслуживает внимания возникновение принципиально  нового направления в педагогической психологии – суггестопедии, суггестологии Г. К. Лозанова (60 – 70 – е годы). Его основой является управление педагогом неосознаваемыми обучающимися психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии. В дальнейшем был разработан метод активизации резервных возможностей личности (Г. А. Китайгородская), группового сплочения, групповой динамики в процессе такого обучения (А. В. Петровский, Л. В. Карпенко).

        Все многообразие этих теорий, однако, имело  один общий момент – решение задачи теоретического обоснования теории, наиболее адекватной, с точки зрения их авторов, требованиям общества к системе обучения (или учения, учебной деятельности). Соответственно формировались определенные направления обучения. В рамках этих направлений выявились и общие проблемы: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением знаний, развитие обучающегося как цель и др.

        В этот период формирование предпосылок  перехода педагогической психологии на новую стадию своего развития с использованием компьютерной техники соотносится с решением глобальной проблемы перехода человечества в 21 в. – век Человека, век гуманитарной эпохи, где развитие человека – свободного пользователя и созидателя новых информационных технологий обеспечивает ему свободу действий в новом постиндустриальном, информационном пространстве. 

        Заключение. 

        Таким образом, педагогическая психология как  экспериментальная научная дисциплина появилась в исследованиях психологов на рубеже 19 и 20 вв. Герман Эббингауз опубликовал результаты своих экспериментов по изучению памяти в 1885. Джеймс Кеттелл в статье, которая появилась в 1890, первым использовал широко известный сейчас термин «ментальный (психологический) тест». Он проводил исследование первокурсников Колумбийского университета, используя тесты на возникновение последовательных образов, цветовое зрение, восприятие высоты звука, чувствительность к боли, предпочтение цветов, восприятие времени и движения, точность движений, воображение и память. Альфред Бине, используя различные задачи, изучал возможности выявления умственно отсталых детей. Он определял интеллект как способность хорошо понимать, хорошо рассуждать и хорошо оценивать; в 1895 Бине предложил свой первый набор тестов. Эдуард Торндайк в 1898 провел первую серию экспериментов по научению в лабиринте (с цыплятами) и в проблемном ящике (с котятами). Фундаментальный двухтомный труд Стэнли Холла «Юность» основанный на его опросных исследованиях, появился в 1904.

        Джеймс  Салли опубликовал «Введение в психологию с точки зрения теории образования» (1884), Уильям Джеймс«Беседы с учителями о психологии» (1890), а Эдуар Клапаред«Психологию ребенка и экспериментальную педагогику» (1905). В 1910-е годы появилось по крайней мере пять учебников, а в 1920-е – еще около десяти. Генрих Бухгольц в 1910 основал первый журнал по педагогической психологии. Окончательная версия шкалы Бине появилась в 1911.

        В настоящее время педагогическая психология представляет собой междисциплинарную  самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список  использованной литературы: 

      1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
      2. Ананьев, Б. Г. Педагогические приложения современной психологии./ Под ред. Ильясова, И. И., Ляудис, Я. М. М., 1981.
      3. Введение в психологию./ Под ред. Петровского, А. В. М., 1996.
      4. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. Петровского, А. В. 2 – е изд., испр. и доп. М., 1979.
      5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология.// Психология: классические труды. М., 1996.
      6. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
      7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. М., 1999.
      8. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. //Избр. Педагогические сочинения. М., 1982.
      9. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
      10. Курс общей, возрастной и педагогической психологии./ Под ред. Гамезо, М. В. М., 1982.
      11. Лекторский, В. А., Садовский, В. Н., Юдин, Э. Г. Операциональная концепция интеллекта в работах Жана Пиаже.// Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Предисловие.
      12. Основы педагогики и психологии высшей школы./ Под ред. Петровского, А. В. М., 1986.
      13. Пиаже, Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1969.
 
 

                                                                                                                                                       

          
     

          

          

           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           
     

Информация о работе Педагогическая психология