Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:48, реферат
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Коренные преобразования в стране конца XX – начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании её граждан.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Я. ЯКОВЛЕВА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
«Патриотическое воспитание»
|
Но более всего любовь к родному краю
меня томила, мучила и жгла…
С. Есенин
Если человек не любит смотреть хотя бы
изредка на старые фотографии своих родит-
елей, не ценит память о них, оставленную в
саде, который они возделывали, в вещах,
которые им принадлежали, значит он не
любит их. Если человек не любит старые
дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие,
значит, у него нет любви к своему городу.
Если человек равнодушен к памятникам
истории своей страны, значит, он равнодушен
к своей стране.
Академик Д.С. Лихачев
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Коренные преобразования в стране конца XX – начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании её граждан.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной.
16 февраля 2001 года Правительством РФ принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы». Программа была подготовлена по поручению Правительства РФ, и в ее разработке приняли участие практически все министерства и ведомства, администрации субъектов РФ, ведущие ветеранские, научные и общественные организации. На основе этого документа была создана программа патриотического воспитания Министерства образования Российской Федерации.
В программе отмечается, что произошедшие в стране социально- экономические процессы оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
В этих условиях очевидна неотложная необходимость государственного решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в школьном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания любви к Отечеству.
В патриотизме «закодированы» высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. Патриотизм – это стержень духовно- нравственного воспитания, важнейший ресурс общества социальной энергии, направленной на возрождение страны.
К сожалению, патриотическая работа в образовательных учреждениях в большинстве своем сводится к чествованию ветеранов и проведению мероприятий к памятным датам, оставляя нетронутой всю сложность современной социально- политической и культурно – информационной среды становления подрастающего поколения. Эта проблема требует разработки методических основ патриотического воспитания, его социокультурных параметров и духовно- нравственных аспектов.
Реализуются ли в образовательных учреждениях узаконенный приоритет воспитания над обучением и государственно- общественный принцип управления образованием?
Обучение у нас поставлено не так уж плохо – школьники сдают экзамены, борются за золотые и серебряные медали и поступают в институты, побеждают нВ международных олимпиадах, едут за океан на стажировку и порой насовсем – школа хорошо выучила, но…
Какие планы и надежды окрыляют выпускников XXI века? Каково их целостно – смысловое наполнение, чему готовы посвятить «души порывы» почти 1,5 млн выпускников городских и сельских школ?
Россия перестает производить, она перепродает перерождаясь в страну «челноков» и посредников, и выпускники остро ощущают это.
Сегодняшнее состояние молодой России обращает нас к забытым аксиомам отечественной традиции, согласно которой «образование без воспитания есть дело ложное и опасное», ибо «не формирует человека, а разнуздывает и портит его», вооружая жизненно выгодными возможностями, «которыми он – бездуховный и бесхарактерный – и начинает злоупотреблять…». Формальная образованность «вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации». Эти слова русского философа И.А. Ильина звучат в наши дни откровением, настолько они актуальны.
1. Диалоги о воспитании/ Под. ред. В.Н. Столетова. Сост. О Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979.
2. Программа воспитания ребёнка дошкольника. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. 1995.
3. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина: в 2 ч.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Теоретические основы патриотического воспитания……………………………...3
Сущность и содержание патриотического воспитания…………………………….3
Формирование патриотических представлений дошкольников……………………9
Особенности представлений старших дошкольников о
государственной символике………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………