Патопсихологический экперимент

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:42, доклад

Описание работы

Раскрытие механизмов нарушенной деятельности ,это одна из целей патопсихологического эксперимента(исследования).патопсихологический экперимент - это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее патологии. Или другими словами патопсихологический эксперимент это совместная деятельность испытуемого
и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на
исследование особенностей психики испытуемых.

Работа содержит 1 файл

Патопсихологический экперимент.docx

— 19.76 Кб (Скачать)

Раскрытие механизмов нарушенной деятельности ,это одна из целей патопсихологического эксперимента(исследования).патопсихологический экперимент - это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее патологии. Или другими словами патопсихологический эксперимент это совместная деятельность  испытуемого

и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена  на

исследование особенностей психики  испытуемых.

 
 
Для такого эксперимента характерно вызывание  психических процессов в строго определенных условиях, учитываемых  исследователем, и возможность изменения  течения этих процессов по заранее  намеченному плану.  Одним из основных принципов патопсихологического эксперимента является системный качественный анализ исследуемых нарушений психической деятельности. Поэтому патопсихологический эксперимент направлен не на исследование и измерение отдельных процессов; а на исследование человека, совершающего реальную деятельность. Он направлен на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления. Если речь идет о нарушении познавательных процессов, то экспериментальные приемы должны показать, как распадаются мыслительные операции больного, сформированные в процессе его жизнедеятельности, в какой форме искажается возможность пользования системой старых, образовавшихся в прежнем опыте связей.  
Патопсихологическое обследование обычно проводится клиническим психологом (медицинским психологом) и имеет целью выявить нарушения различных сфер психики человека, таких как мышление, восприятие, эмоции, интеллект, память.

1. Методы патопсихологических  исследований

Для контроля  влияния  личности  испытуемого  и  эффектов  общения  на

результаты эксперимента предлагается ряд специальных  методических  приемов.

1. Метод «плацебо  вслепую», или «двойной слепой  опыт».  Контролируется

эффект  Розенталя  (он  же  —  эффект  Пигмалиона).  Подбираются идентичные

контрольная  и   экспериментальная   группы.   Экспериментальная   процедура

повторяется в обоих  случаях. Сам  экспериментатор  не  знает,  какая  группа

получает   «нулевое»   воздействие,   а   какая    подвергается    реальному

манипулированию.   Эксперимент    проводит   не   сам   экспериментатор,   а

приглашенный   ассистент,   которому   не   сообщается   истинная   гипотеза

исследования и  то, какая из групп подвергается реальному воздействию.

      2. Метод  обмана. Основан на  целенаправленном  введении  испытуемых  в

заблуждение. При  его применении возникают, естественно, этические проблемы,

и  многие  социальные  психологи  гуманистической  ориентации  считают  его

неприемлемым.

      Экспериментатор   придумывает  ложные  цель  и  гипотезу  исследования,

независимые  (ортогональные)  от  основных.  Выдуманные  цель  и   гипотеза

сообщаются испытуемым. Содержание ложной гипотезы варьируется  в зависимости

от характера эксперимента: могут применяться как простые  гипотезы «здравого

смысла», так и  сложные теоретические конструкции, которые получили название

«когнитивные плацебо».

      3.  Метод  «скрытого»  эксперимента».  Часто  применяется  в   полевых

исследованиях, при реализации так называемого «естественного» эксперимента.

Эксперимент так  включается в  естественную  жизнь  испытуемого,  что  он  не

подозревает о своем  участии в исследовании в качестве испытуемого.  По  сути

метод «скрытого» эксперимента является модификацией  метода  обмана,  с  той

лишь разницей, что  испытуемому не надо давать ложную информацию  о  целях  и

гипотезе исследования, так как он уже обманом вовлечен в исследование  и  не

знает об этом.

      4.  Контроль  восприятия  испытуемым  ситуации.   Обычно   для   этого

применяется предложенная Орне схема постэкспериментального  интервью.  Кроме

того,  принимаются  меры  для  того,  чтобы  учитывать  или   контролировать

отношение  испытуемого  к  экспериментатору  и  эксперименту,  понимание  им

инструкции, принятие целей исследования.  К  сожалению,  данные,  получаемые

при  постэкспериментальном  опросе,  позволяют лишь  отбраковать неудачные

пробы или учесть эту информацию при интерпретации  результатов  эксперимента,

когда уже ничего нельзя исправить.

      Как  всегда, следует помнить, что нет  абсолютного метода,  и  все   они

 хороши или плохи в зависимости от конкретной  ситуации.  Ни  один  не  дает

 абсолютно достоверного  знания.

2. Испытуемый и  его деятельность в эксперименте

    Эксперимент,  где объектом исследований является  человек, а предметом —

человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без  включения

испытуемого  в  совместную  деятельность  с  экспериментатором.   Испытуемый

должен знать не только цели и задачи исследования (не  обязательно  истинные

цели), но понимать, что  и для чего он должен  делать  в  ходе  эксперимента,

более того — личностно  принимать эту деятельность.

      С  точки зрения испытуемого, эксперимент  — это часть его  личной  жизни

(времени, действий, усилий и  т.  д.),  которую  он  проводит  в общении с

экспериментатором для того, чтобы  решить  какие-то  свои  личные  проблемы.

Испытуемый  может  быть  активным  в  учебе,  игре,  трудовой  деятельности,

общении: его активность  является  эмоциональной или творческой.  В любом

случае он  должен  проявлять ее  либо  стихийно,  либо  сознательно,  чтобы

экспериментатор  мог  решить  свои  исследовательские  задачи.  Поэтому  ряд

исследователей  склонен  определять  эксперимент  в  психологии  «с  позиции

испытуемого» как  организованную экспериментатором  деятельность  испытуемого

(испытуемых) по выполнению  поведенческой  задачи.  В   зависимости  от  целей

эксперимента,  особенностей  группы  испытуемых  (возраст,  пол,   здоровье,

патологии и т. п.)  задачи  могут  быть  творческими,  трудовыми,  игровыми,

учебными и т. д.

      Всегда,  если  смотреть  на  эксперимент   с  позиций  испытуемого,  он

является моделью  реальной деятельности. Следовательно, в любом  эксперименте

есть элемент игры, как бы работы «понарошку», имитации  жизненной  ситуации.

Но любой эксперимент  есть также «игра всерьез», так  как  параллельной  жизни

нам не дано, процесс и результат исследования  оказывают влияние на  жизнь

испытуемого, тем  более что, участвуя в нем, он намеревается решить  какие-то

свои личностные проблемы.

      Общение  испытуемого и экспериментатора  является  необходимым  условием

организации   их   совместной   деятельности   и   регуляции    деятельности

испытуемого.

      Человек  включается в эксперимент как  целостный объект.  Следовательно,

организация  эксперимента  требует  учета  основных,  т.  е.   известных   в

настоящий момент, психологических  закономерностей,  определяющих  поведение

личности в условиях, соответствующих экспериментальным.

Задачи патопсихологического исследования.

  1. Получение данных для диагностики.
  2. 2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией. изучаются особенности воздействия лечебного средства на психоз.
  3. 3. Участие в экспертной работе. Разного рода экспертизы.
  4. 4. Участие в реабилитационной работе. Очень часто отсутвие реабилитационной помощи у людей страдающих простыми неврозами, приводит их к тяжелейшей патологии развития личности,которое гораздо сложнее поддается лечению.
  5. 5. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний. Патопсихологические исследования проводятся с научной целью для анализа еще недостаточно изученных психопа-тологических проявлений тех или иных психических заболеваний.
  6. 6. Участие в психотерапии.

Психологический эксперимент  может играть определенную роль в  выборе методик психотерапии. Тут  могут оказаться полезными установленные  при исследовании особенности личности и уровень интеллектуальной деятельности больного, характеристика таких его  свойств, как конформность, внушаемость (при этом следует различать собственно внушаемость и прочность ретенции внушения). Внушаемость не является признаком, константным для данной личности. Она меняется в различные периоды у одного и того же человека и зависит от его возраста, особенностей жизненной ситуации, оказывается неодинаковой в общении с разными людьми, то есть зависит от конформности по отношению к определенным людям или категории людей. Внушаемость (что особенно важно) оказывается различ¬ной на разных этапах течения болезни — в ряде случаев она уменьшается при хроническом течении неврозов и аффективно-личностных реакций на соматическую болезнь в связи с безуспешным прежде лечением.

В ряде случаев патопсихологический  эксперимент вводится в структуру  психотерапевтического процесса и  используется для объективного подтверждения  выдвигаемых психотерапевтом положений. В этих случаях можно говорить о специальной методике психотерапевтически направленного психологического эксперимента (В. М. Блейхер, Л. И. Завилянская, 1966, 1970). 
Задача психолога заключается в том, чтобы показать больному известную сохранность у него психических функций, которые пациент считает грубо нарушенными, подчеркнуть наличие ресурсов для противостояния болезни и инвалидизации. Психологическое исследование может быть при этом использовано для изменения самооценки состояния больного и его субъективного прогноза. 
Обнаруживаемое в эксперименте улучшение показателей психотерапевт также использует для выработки у больного оптимистической позиции.


Информация о работе Патопсихологический экперимент