Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:42, доклад
Раскрытие механизмов нарушенной деятельности ,это одна из целей патопсихологического эксперимента(исследования).патопсихологический экперимент - это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее патологии. Или другими словами патопсихологический эксперимент это совместная деятельность испытуемого
и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на
исследование особенностей психики испытуемых.
Раскрытие механизмов
нарушенной деятельности ,это одна из
целей патопсихологического эксперимента(исследования).
и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на
исследование особенностей психики испытуемых.
Для такого эксперимента характерно вызывание
психических процессов в строго
определенных условиях, учитываемых
исследователем, и возможность изменения
течения этих процессов по заранее
намеченному плану. Одним из основных
принципов патопсихологического эксперимента
является системный качественный анализ
исследуемых нарушений психической деятельности.
Поэтому патопсихологический эксперимент
направлен не на исследование и измерение
отдельных процессов; а на исследование
человека, совершающего реальную деятельность.
Он направлен на качественный анализ различных
форм распада психики, на раскрытие механизмов
нарушенной деятельности и на возможности
ее восстановления. Если речь идет о нарушении
познавательных процессов, то экспериментальные
приемы должны показать, как распадаются
мыслительные операции больного, сформированные
в процессе его жизнедеятельности, в какой
форме искажается возможность пользования
системой старых, образовавшихся в прежнем
опыте связей.
Патопсихологическое обследование обычно
проводится клиническим психологом (медицинским
психологом) и имеет целью выявить нарушения
различных сфер психики человека, таких
как мышление, восприятие, эмоции, интеллект,
память.
1. Методы патопсихологических исследований
Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на
результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов.
1. Метод «плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт». Контролируется
эффект Розенталя (он же — эффект Пигмалиона). Подбираются идентичные
контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная процедура
повторяется в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, какая группа
получает «нулевое» воздействие, а какая подвергается реальному
манипулированию. Эксперимент проводит не сам экспериментатор, а
приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза
исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию.
2. Метод обмана. Основан на целенаправленном введении испытуемых в
заблуждение. При его применении возникают, естественно, этические проблемы,
и многие социальные психологи гуманистической ориентации считают его
неприемлемым.
Экспериментатор придумывает ложные цель и гипотезу исследования,
независимые (ортогональные) от основных. Выдуманные цель и гипотеза
сообщаются испытуемым. Содержание ложной гипотезы варьируется в зависимости
от характера эксперимента: могут применяться как простые гипотезы «здравого
смысла», так и
сложные теоретические
«когнитивные плацебо».
3. Метод «скрытого» эксперимента». Часто применяется в полевых
исследованиях, при реализации так называемого «естественного» эксперимента.
Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не
подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого. По сути
метод «скрытого» эксперимента является модификацией метода обмана, с той
лишь разницей, что испытуемому не надо давать ложную информацию о целях и
гипотезе исследования, так как он уже обманом вовлечен в исследование и не
знает об этом.
4. Контроль восприятия испытуемым ситуации. Обычно для этого
применяется предложенная Орне схема постэкспериментального интервью. Кроме
того, принимаются меры для того, чтобы учитывать или контролировать
отношение испытуемого к экспериментатору и эксперименту, понимание им
инструкции, принятие целей исследования. К сожалению, данные, получаемые
при постэкспериментальном опросе, позволяют лишь отбраковать неудачные
пробы или учесть эту информацию при интерпретации результатов эксперимента,
когда уже ничего нельзя исправить.
Как всегда, следует помнить, что нет абсолютного метода, и все они
хороши или плохи в зависимости от конкретной ситуации. Ни один не дает
абсолютно достоверного знания.
2. Испытуемый и
его деятельность в
Эксперимент,
где объектом исследований
человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без включения
испытуемого в совместную деятельность с экспериментатором. Испытуемый
должен знать не только цели и задачи исследования (не обязательно истинные
цели), но понимать, что и для чего он должен делать в ходе эксперимента,
более того — личностно принимать эту деятельность.
С
точки зрения испытуемого,
(времени, действий, усилий и т. д.), которую он проводит в общении с
экспериментатором для того, чтобы решить какие-то свои личные проблемы.
Испытуемый может быть активным в учебе, игре, трудовой деятельности,
общении: его активность является эмоциональной или творческой. В любом
случае он должен проявлять ее либо стихийно, либо сознательно, чтобы
экспериментатор мог решить свои исследовательские задачи. Поэтому ряд
исследователей склонен определять эксперимент в психологии «с позиции
испытуемого» как организованную экспериментатором деятельность испытуемого
(испытуемых) по выполнению поведенческой задачи. В зависимости от целей
эксперимента, особенностей группы испытуемых (возраст, пол, здоровье,
патологии и т. п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми,
учебными и т. д.
Всегда, если смотреть на эксперимент с позиций испытуемого, он
является моделью реальной деятельности. Следовательно, в любом эксперименте
есть элемент игры, как бы работы «понарошку», имитации жизненной ситуации.
Но любой эксперимент есть также «игра всерьез», так как параллельной жизни
нам не дано, процесс и результат исследования оказывают влияние на жизнь
испытуемого, тем более что, участвуя в нем, он намеревается решить какие-то
свои личностные проблемы.
Общение
испытуемого и
организации их совместной деятельности и регуляции деятельности
испытуемого.
Человек включается в эксперимент как целостный объект. Следовательно,
организация эксперимента требует учета основных, т. е. известных в
настоящий момент, психологических закономерностей, определяющих поведение
личности в условиях,
соответствующих
Задачи патопсихологического исследования.
Психологический эксперимент
может играть определенную роль в
выборе методик психотерапии. Тут
могут оказаться полезными
В ряде случаев патопсихологический
эксперимент вводится в структуру
психотерапевтического процесса и
используется для объективного подтверждения
выдвигаемых психотерапевтом
Задача психолога заключается в том, чтобы
показать больному известную сохранность
у него психических функций, которые пациент
считает грубо нарушенными, подчеркнуть
наличие ресурсов для противостояния
болезни и инвалидизации. Психологическое
исследование может быть при этом использовано
для изменения самооценки состояния больного
и его субъективного прогноза.
Обнаруживаемое в эксперименте улучшение
показателей психотерапевт также использует
для выработки у больного оптимистической
позиции.