Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 07:36, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Работа содержит 1 файл

реферат-память.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

  Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

  Для уменьшения забывания  необходимо:

  1. понимание, осмысление информации
  2. повторение информации

  Забывание в значительной степени зависит  от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

  Отрицательное влияние предшествующей запоминанию  деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

  Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики  характерны парадоксальные явления: пожилые  люди легко вспоминают о давно  прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

  Важным  фактором забывания обычно считают  степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

  Забывание может быть обусловлено  работой защитных механизмов нашей  психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем  более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

  Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.

  Индивидуальные  особенности памяти

 

  Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не всё, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

  1. быстротой запоминания,
  2. прочностью сохранения,
  3. точностью воспроизведения
  4. так называемой готовностью памяти.

  Но память может быть хорошей в одном  отношении и плохой — в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

  1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.
  2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.
  3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.
  4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием.

  Типологические  особенности памяти

 

  С особенностями  личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у художников — зрительная память, у философов — словесно-логическая. Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип — преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник — цвет предметов, математик — типы задач, спортсмен — движения.

  Тип памяти определяет  то, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).

  Необходимо  обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой  человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, —  то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время  тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

  Принадлежность  к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

  Само по себе развитие памяти не происходит. Для  этого необходима целая система  воспитания памяти. Воспитанию положительных  свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

  Список  использованной литературы

 
  
  1. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
 
  
  1. Маклаков  А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
 
  
  1. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. – М.: Просвещение, 1973.
 
  
  1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Информация о работе Память