Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

И сегодня довольно глубоко и полно исследованный психический процесс, состоящий из запечатления, хранения и воспроизведения информации и опыта, преподносит учёным множество сюрпризов.
До сих пор отсутствуют глубокие обобщения, касающиеся памяти в целом. В основе сложившейся ситуации лежать две фундаментальные причины. Во-первых, чтобы описать память в целом, необходимо затронуть и другие психические процессы, свойства и состояния. При запоминании и воспроизведении участвуют различные психические образования: внимание, мышление, личностные установки, эмоции и другие, к тому же нельзя запомнить что-либо, не восприняв это. Складывается впечатление, что, характеризуя память, описывается психика в целом.

Работа содержит 1 файл

Реферат Психология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных  отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходства (ассоциации по сходству), третьи – противоположность (ассоциации по контрасту), четвёртые – причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности). [6,с. 484]

Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г.Эббингауза.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определённых логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная  теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось  объяснение избирательности человеческой  памяти.  Ассоциации  образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает  всегда  определённую  информацию.  Понадобилось ввести  в  теоретическое  объяснение мнемических процессов ещё один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

Тем не менее, ассоциативная  теория памяти дала много полезного для познания её законов. В  русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов  во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

 

 

 

В конце XIX века  на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для неё исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация – гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

В русле данной теории особенно подчёркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов).

Главная мысль, проходившая  красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой  концепции  памяти,  состояла  в  том,  что  и  при  запоминании, и при воспроизведении  материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.[7,с. 92]

Динамика запоминания  и воспроизведения в гештальттеории виделась следующим образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени  потребностное состояние создаёт у человека определённую установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Найдя психологическое  объяснение некоторым фактам избирательности  памяти, эта теория, однако, столкнулась  с не менее сложной проблемой  формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Дело в том, что и мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и сами гештальты мыслились как наперед заданные, неразвивающиеся образования.

Вопрос о зависимости  развития памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался.

Не было найдено удовлетворительного  ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений  психологических исследований мнемических  процессов – бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчёркивали  роль  подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли  изучению  того,  как  работает  память  в  процессах  научения.[10,183]

Заслугой З.Фрейда и  его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных  и отрицательных эмоций, мотивов  и потребностей в запоминании и  забывании  материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

Примерно в это же время, т.е. в начале XX века, возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А.Бине, К.Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном  случае  включается  в контекст  определённых  смысловых связей.

 

 

С началом  развития  кибернетики,  появлением вычислительной техники и развитием программирования (языков и приёмов составления  программ машинной  обработки  информации)  начались  поиски  оптимальных путей принятия,  переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных  исследований  был накоплен  богатый материал,  который  оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес  к собственно психологическим исследованиям  памяти, потому что это открывало  возможности для совершенствования  языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привёл к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но  весьма  многообещающие  шаги  на  пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг – это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчинённых решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и др.).

Начало изучению  памяти  как  деятельности  было  положено    работами  французских  учёных, в частности П.Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение  материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, её прямая  зависимость  от  практической деятельности человека.

У нас в стране эта  концепция получила своё дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических  функций.  Были  выделены  этапы  фило- и онтогенетического  развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной.

 Согласно  деятельностной  теории  памяти, образование связей-ассоциаций  между различными представлениями, а также запоминание,  хранение  и воспроизведение материала объясняются тем,  что делает  человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки. [8, с. 357]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Существует определенный запас сведений, слов, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале всю жизнь. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная, или оперативная память. Как существуют различные виды памяти, так существуют и различные пути и способы ее «подкармливания». В «кладовую» памяти информация может попадать через зрение (образы, картины), слух (музыка, устная речь), язык (вкус), кончики пальцев (осязание). Мозг работает и как современный магнитофон, и как ультрасовременный киноаппарат, и как обыкновенная зарубка, сделанная для напоминания об определенном факте. Разные ученые с различных позиций  исследуют возможности памяти и функции мозга. Но всех одинаково интересует, что происходит в мозге, когда он получает новые сведения. В каком виде хранит он формулы органической химии и в каком яркие метафоры Пушкина. Каким образом всё это «пускает в оборот» в случае необходимости.

Наука, в том числе  наука о мозге не стоит на месте, знания о структуре и функциях мозга, о памяти постепенно умножаются. Вся деятельность человека в изменяющейся окружающей среде и особенно в среде социальной определяется с помощью не мгновенной, но более или менее быстрой памяти. Скорость ее образования в каждом случае зависит от окружающей обстановки. Такое несрочное запоминание в процессе обучения биологически выгодно. И не только потому, что поступающая информация фильтруется и отбирается, но и потому, что в мозге она упорядочивается и накапливается в определенных «полях мышления». Благодаря этому облегаются ассоциативные поиски нужной информации в мозге.

В своей работе я рассмотрела  классификацию видов памяти, теории памяти, а так же стадии её функционирования, что, по моему мнению, может помочь будущим психологам оказывать наиболее эффективную помощь, воспитателям, родителям и самим детям улучшить и развить свою память.

 

Литература.

 

    1. Андерсон ,  Дж. Когнитивная психология. –М: мир2002г.-376с
    2. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения.2007г.-324с
    3. Веккер,  Л.М. Психические процессы. Питер, 2006г.-621с
    4. Голубева,  А.И. Индивидуальные особенности памяти человека. –М:2005г.-437с
    5. Каменская,  Б.И., Венн А.М. Память человека. 2007г.-239с
    6. Лядиус,  А.Р. Память в процессе развития. 2000г.- 734с
    7. Николаенко, В.М.– Психология и педагогика. 2007г.-263с
    8. Немов,  Р.С. Психология. –М:Просвещение, 3-е изд. 2003г.-688с
    9. Первин, Л.А., Джон, О.П. Психология личности. Теория исследования.-М.Аспект Пресс,2001г.-654с
    10. Смирнов,  А.А. Проблемы психологии памяти. 2005г.-298с
    11. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. -Ростов-на-Дону:

Феникс, 2009г.- 375с

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Память