Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:17, контрольная работа
Память - это умственная деятельность. Проявляется она в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря памяти мы имеем возможность постоянно расширять круг своих знаний и пользоваться ими по мере надобности.
Память
Введение
Память - это умственная деятельность.
Проявляется она в закреплении,
Память является основным
Память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида.
Проблема памяти относятся к
числу наиболее изученных
1.
Память: виды, формы,
особенности
Память - это отражение
В основе памяти лежат
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциации: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциации: по смежности, по сходству и по контрасту.
Ассоциация по смежности
Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, на уроке географии, знакомя учащихся с названиями портов Австралии, учительница говорит, что одно из них похоже на женское имя Аделаида, и таким образом устанавливает ассоциацию по сходству, обеспечивающую запоминание.
Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов.
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - ассоциации по смыслу, в них связываются два явления, которые, по определению И.П. Павлова, и «в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие». Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.
Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.
Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.
Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.
В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида.
Двигательная память, или память на движения - это запоминание и воспроизведение произведенных человеком движений. Эта память является основой выработки двигательных навыков и привычных движений Все бытовые, спортивные и трудовые навыки усваиваются благодаря двигательной памяти, благодаря тому, что складывается и упрочивается динамический стереотип.
Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитые человеком чувства. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе или покраснеть при одном воспоминании о поступке, вызвавшем раньше чувство стыда.
Об этом виде памяти К С. Станиславский писал: «Раз Вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз Вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,— у Вас есть память на чувствования, или эмоциональная память» .
Особое значение имеет эта память для артиста, но в той или иной мере она развита у каждого человека, и подлинное сочувствие другому человеку, переживаемому им чувству возможно только благодаря эмоциональной памяти.
В процессе воспитания
Словесная, или смысловая,
Будет ли запоминание дословным или измененным, определяется прежде всего задачей, стоящей перед человеком, а также выработавшимися у него способами заучивания.
Образная память, или память на представления, способствует запоминанию и воспроизведению лиц, картин природы, обстановки, музыкальных мелодий, запахов, вкусов. Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников, писателей, актеров, композиторов, архитекторов. Благодаря этому художники могут писать портрет в отсутствие лица, по памяти. Фактически разные виды памяти взаимосвязаны, и в процессе любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более видов памяти.
В
результате жизни, деятельности, особенностей
нервной системы у человека складываются
индивидуальные и типологические особенности
памяти
Во первых, индивидуальные особенности памяти сязаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно.
Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти.
Качества памяти характеризуются скоростью запоминания, прочностью сохранения и легкостью воспроизведени. Если хорошая память проявляется в быстром запоминании и медленном забывании, то плохая память, напротив, отличается медленным запоминанием и быстрым забыванием.
Обычно говорят о хорошей и плохой памяти. Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой - в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.
1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием. Люди с такими особенностями памяти запоминают материал быстро, после однократного прослушивания или чтения материал прочно сохраняется длительное время и легко (при этом полно и безошибочно) воспроизводится в требуемый момент.
2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием Людям с такими качествами памяти необходимо тратить много времени на заучивание: несколько раз прочесть, составить план, вычертить чертеж, выписать термины, составить таблицу, рассказать себе. Но после того как они запомнили, материал хранится прочно и точно воспроизводится на протяжении длигельного времени.
3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием. Люди, отличающиеся такими качествами памяти, запоминают материал на лету после прослушивания или однократного чтения, например в конце урока, они могут тут же воспроизвести материал полно и безошибочно. Но через короткое время, даже через 2 дня, воспроизводят его схематично, с ошибками, многое забывают. Это происходит потому, что, удовлетворившись быстрым запоминанием, такие люди не тратят время на его повторение, дома устные задания не готовят, так как считают, что уже знают. Вследствие же быстрого забывания память оказывается непродуктивной. При таком сочетании качеств памяти необходимо заучивать повторно, хотя материал может быть воспроизведен и без этого. Дополнительные повторения приводят к более длительному и прочному сохранению.
4.
Наиболее низкой
С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов достигает высокого развития эмоциональная память, у композиторов—слуховая, у художников сильно развита зрительная память, у философов—словесно-логическая.
Преимущественное развитие
Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник - цвет предметов, математик - числа и формулы, спортсмен - движения.
Индивидуальные особенности памяти проявляются и в способах заучивания материала. Различия обнаруживаются в том, с помощью каких анализаторов проводится запоминание и воспроизведение материала.
Различие в способах
Зрительный тип памяти
Слуховой тип памяти
Двигательный тип памяти выражается в том, что для запоминания человеку необходимо использовать двигательный анализатор, люди с таким типом памяти произносят слова шепотом, или записывают их, хотя бы пальцем в воздухе. Быстрее и прочнее они запоминают при записи, зарисовке, трудовых действиях.