Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:03, реферат

Описание работы

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни.

Содержание

1.Общее представление о памяти.
2.Виды памяти и их особенности.
3.Индивидуальные различия памяти у людей.
4.Теории и законы памяти.
5.Формирование и развитие памяти.
6.Рекорды памяти
7.Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Память.docx

— 42.67 Кб (Скачать)

 Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезии – временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

 - память  человека связана с его личностью,  причем таким образом, что патологические  изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

 - память  у человека теряется и восстанавливается  по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

 Обобщение этих и многих других фактов позволило  вывести ряд законов памяти. Обратимся  к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе таки мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

 При воспроизведении какого – либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не только сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

 Установка на запоминание способствуют ему, т.е. запоминание лучше происходит в  том случае, если человек ставит перед собой соответствующую  мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

 То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким – то образом связать его с основной целью деятельности. 

       ФОРМИРОВАНИЕ И  РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

  

 Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые  в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс  развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во – первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во – вторых, непосредственное запоминание со временем превращения в опосредственное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемонических приемов и средств. В – третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный  вклад в понимание филогенетического  развития памяти внес П. П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развитии человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у  ребенка довольно рано и также  в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как её иногда называл П. П. Блонский, “память – рассказ”. Она имеется уже у ребенка 3 – 4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало  образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что  этот вид памяти достигает своей  высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6  месяцев  от роду, начинает проявлять себя аффективная  память, а самая первая по времени  – это моторная, или двигательная память. В генетическом плане она  предшествует всем остальным. Так считал П. П. Блонский.

Однако  многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по – видимому раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, окончательного ответа на данный вопрос пока не получено. 

                               Рекорды памяти. 

     Исключительная  память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто пьяница, кто сообразителен. Академик А.Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую»  с 30-40 партнерами одновременно. Феноменальной памятью обладал брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич. Его память сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений Онегин». А. С. Пушкин потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, где собирался отдать ее в печать, а черновик главы был уничтожен. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся.  Вскоре он получил в ответ полный текст потерянной главы с  точностью до запятой: его брат один раз слышал ее и один раз читал. Уроженец США Эйра Колбери в 1814 году давал представление в Лондоне. В 10 лет он мог мгновенно возводить не очень большие числа в 16-ю степень и извлекать корни. Однако по мере эго как он взрослел и получал образование, эти его способности снижались и установились на уровне чуть выше нормального. В другом случае Жак Иноди, родившийся в 1877 году  и до 20 лет остававшийся неграмотным, с 7 лет давал публичные представления, извлекая корни 3-й и 5-й степеней из 21-значных чисел. Отличался он тем, что не видел ответы, а слышал их. Он писал: «Я слышу цифры, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Чтение мне не помогает, я не вижу цифр, написание не способствует запоминанию». Необыкновенной памятью обладал Диаманди. Он был эйдетиком и видел цифры написанными, в отличие от Иноди, который их слышал. Диаманди мог повторить около 40 чисел после однократного прочтения вслух и около 300, которые встречались в различных задачах в течение 3-часового сеанса. Из современных счетчиков можно упомянуть сотрудника Европейского центра атомных исследований Уильяма Клайна. Он помнит таблицу умножения до 100000, квадраты чисел до 150 и все простые числа до 10000. Он неоднократно присутствовал при испытании компьютеров британских фирм. Однажды машине дали задание извлечь корень квадратный из числа 555555555555. Пока программист вводил задание, Клайн сказал: «745356». Позднее машина дала ответ: 745355,9924. Была публикация о сирийце Хане Кузе, который умеет перемножать 20-значные числа. Жительница Индии Шакутани Дэви соревновалась с компьютером в извлечении корней из чисел. Она мгновенно извлекала корни 6-й степени из 9-значных чисел, что, однако, не свидетельствовало о ее общем уровне интеллекта: она дважды провалилась на промежуточном экзамене на степень бакалавра..

Несколько лет назад во Франции, в городе Лилле, в присутствии   авторитетного  жюри преподаватель математики Морис  Дабер   соревновался с компьютером. Он заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше,   чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а    компьютер 7 задач — за 5 минут 18 секунд. Наш современник —   феноменальный счетчик Чикашвили легко вычисляет, например,   сколько слов и букв произнесено за определенный промежуток   времени. Был поставлен контрольный эксперимент, когда диктор     комментировал футбольный матч. Требовалось подсчитать число     слов и букв, произнесенных им. Ответ последовал, как только    диктор закончил: 17427 букв, 1835 слов, а на проверку по магнитофонной записи ушло несколько часов. Ответ был    правильный.

    Леонард Эйлер помнил шесть  первых степеней всех чисел от 2 до 100. Однако для нас интереснее, как он представлял себе    объекты, с которыми он оперировал. Как рассказывал Биркгофф, Эйлер представлял себе действительное число наглядно, то как бесконечную десятичную дробь, то как точку на прямой с  нанесенной на ней шкалой. Не давал он и общего определения   слову «функция». Он просто наглядно представлял себе различные задания функции: формулами, графиками, таблицами приближенных численных значений и последовательностью коэффициентов   степенного ряда, и особыми геометрическими и физическими   условиями, которым можно дать лишь бледные парафразы в символической логике. Биркгофф отмечал, что для Эйлера (так же   как и для самого Биркгоффа) важным был тот замечательный факт,    что эти различные представления могут заменять друг друга в    столь многих приложениях. Итак, во многих случаях можно     углядеть зрительное представление и вообще синестезию.

   Что такое синестезия? Это совместное  возникновение ощущений различных  модальностей при воздействии  раздражителя только одной из  них. Имеет ли синестезия объективную   (физиологическую) основу? Это весьма  вероятно, поскольку в   последние  годы обнаружено вещество —  этимозол, обеспечивающее   искусственное установление связей между участками мозга и   зонами памяти, которые в естественных условиях до того не были   связаны. Из этого следует, что в особых условиях такие связи     могут быть установлены. 

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Лурия А. Р. Внимание и память. 1975 г.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. 2001 г.
  3. Немов Р. С. Психология. 1995 г.
  4. Общая психология. 1986 г.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: 2 т. 1989 г.
  6. Блонский П. П. Память и мышление. 1979 г.
  7. http://www.elitarium.ru/index.php?pid=46&id=1102

Информация о работе Память