Память. Виды и процессы памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:41, реферат

Описание работы

Все, что происходит в вашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда - навсегда, Остается как «след» прошедшего, его знак, шифр, образ. Каждый из нас может подтвердить, что повторно воспринимаемое и переживаемое осознается нами именно как повторение «известного», то есть мы готовы утверждать, что это уже было.

Работа содержит 1 файл

психология и педпгогика.docx

— 37.43 Кб (Скачать)

     Литература:

    1. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. 2
    2. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
    3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999. 720с.
    4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с., ил.
 

     Педагогика как наука.

     Наука - одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Наука - это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета.

     Что такое «педагогика»? Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову.

     Все мы целенаправленно или неосознанно  воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в  крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность  и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обучения другого? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека превращается в искусство? «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, чтобы уже ничего не оставалось на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать». Ш. Монтескье.

     Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного  усвоения младшими поколениями социального опыта,  необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

     «Педагогика»  — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на  занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» - ребенок, «гогос - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Основными категориями  педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли  специальные  воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

     Педагогика  как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и   прогнозирования   путей    совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

     Предмет педагогики - процесс направленного  развития и  формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это  воспитание человека, как  особая функция  общества.

     Развитие  человека—это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

     Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Важнейшая функция воспитания - передача новому поколению накопленного человечеством опыта - осуществляется через образование. Образование представляет собой ту сторону воспитания, которая заключает в себе систему научных и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. Через специально организованные образовательные учреждения, которые объединены в единую систему образования, осуществляются передача и усвоение опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов.

     Образование - процесс и результат усвоения определенной  системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе  обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е.  приобретение системы знаний самостоятельно.

     Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней  деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.  Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а  деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании  (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая  закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле). Обучение - процесс непосредственной передачи в усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение, как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Знание основных педагогических категорий дает возможность понимать педагогику как научную область знания. Основные понятия педагогики глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг друга. Поэтому при их характеристике необходимо выделять главную, сущностную функцию каждого из них и на этой основе отличать их от других педагогических категорий. 
 

     Литература.

     Психология  и педагогика: Учебное пособие  для вузов. Составитель и ответственный редактор А, А. Радугин; Научный редактор Е. А. Кроткое.— М„ Центр, 2002.— 256 с.

     Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

     Педагогика  и психология высшей школы. Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова.

     Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика.  Учебник для вузов  ¾  СПб:  Издательство  “ Питер”,2000. - 304 с.

Информация о работе Память. Виды и процессы памяти