Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:41, реферат
Все, что происходит в вашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда - навсегда, Остается как «след» прошедшего, его знак, шифр, образ. Каждый из нас может подтвердить, что повторно воспринимаемое и переживаемое осознается нами именно как повторение «известного», то есть мы готовы утверждать, что это уже было.
Литература:
Педагогика как наука.
Наука - одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Наука - это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета.
Что такое «педагогика»? Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову.
Все
мы целенаправленно или
Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» - ребенок, «гогос - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.
Развитие человека—это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Важнейшая функция воспитания - передача новому поколению накопленного человечеством опыта - осуществляется через образование. Образование представляет собой ту сторону воспитания, которая заключает в себе систему научных и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. Через специально организованные образовательные учреждения, которые объединены в единую систему образования, осуществляются передача и усвоение опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов.
Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение
- это целенаправленный процесс двусторонней
деятельности педагога и учащихся по передаче
и усвоению знаний. Деятельность преподавателя
при этом называется преподаванием, а
деятельность учащихся - учением. Поэтому
обучение можно определить и так: обучение
- это преподавание и учение, взятые в единстве.
В свете вышеизложенного педагогика предстает
как наука о воспитании (имеется в виду
«воспитание» в широком смысле); это наука,
изучающая закономерности воспитания,
образования и обучения (здесь «воспитание»
употребляется в узком смысле). Обучение
- процесс непосредственной передачи в
усвоения опыта поколений во взаимодействии
педагога и обучаемого. Как процесс обучение
включает в себя две части: преподавание,
в ходе которого осуществляется передача
(трансформация) системы знаний, умений,
опыта деятельности, и учение, как усвоение
опыта через его восприятие, осмысление,
преобразование и использование. Знание
основных педагогических категорий дает
возможность понимать педагогику как
научную область знания. Основные понятия
педагогики глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают
друг друга. Поэтому при их характеристике
необходимо выделять главную, сущностную
функцию каждого из них и на этой основе
отличать их от других педагогических
категорий.
Литература.
Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор А, А. Радугин; Научный редактор Е. А. Кроткое.— М„ Центр, 2002.— 256 с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова.
Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство “ Питер”,2000. - 304 с.