Память, процессы, виды, закономерности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Важнейшая особенность психики состоит в том, что понятие о памяти отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Содержание

Введение
1.Теории памяти.
2.Виды памяти.
3.Основные процессы и закономерности памяти
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по психологии.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ООБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬГОНО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Память, процессы, виды, закономерности.

Контрольная работа по психологии и педагогике 
 
 
 
 
 
 
 

Проверил: Кубашева О.В.

Выполнил: Коротаева Н.А.

 Специальность: 080109

«Бухгалтерский  учет,

 анализ  и аудит»

гр.118, шифр  0905331.  
 
 
 
 
 

Ижевск 2010

Содержание 
 
 

Введение

1.Теории памяти.

2.Виды памяти.

3.Основные процессы и закономерности памяти

Заключение

Список литературы

Введение 

     Память  — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознании.

     Важнейшая особенность психики состоит  в том, что понятие  о памяти  отражение внешних воздействий  постоянно используется индивидом  в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

1. Теории памяти.

       В настоящее время в науке нет  единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти — психологическому и нейрофизиологическому — сейчас прибавился третий — биохимический.

     Психологические теории памяти.

     Среди них самое большое распространение  получили ассоциативные теории памяти. В ассоциативном направлении, которое  возникло еще в XVII веке, принцип ассоциации признается обязательным не только для  механизмов памяти, но и для всей психики. При любых психических образованиях (мыслях, чувствах, восприятиях), возникших в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, возникает и ассоциативная связь между ними (Эббингауз Г., 1885). Повторное появление любого из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех элементов ассоциации.

     Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут  связываться друг с другом. Эти  принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

     1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

     2. Ассоциация по сходству. Образы  восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.

     3. Ассоциация по контрасту. Образы  восприятия или определенные  представления вызывают в нашем  сознании представления в каком-нибудь  отношении противоположные им, контрастирующие  с ними. Например, представив что-нибудь  черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а, представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

     Учение  об ассоциации получило широкое распространение  в психологии, особенно в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джеме, Г. Спенсер). Представители данного научного направления переоценивали значение ассоциаций, что приводило к несколько искаженному представлению о многих психических явлениях, в том числе памяти. Так, запоминание рассматривалось как образование ассоциаций, а воспроизведение как использование уже имеющихся ассоциаций. Особое условие для образования ассоциаций — многократное повторение одних и тех же процессов во времени.

     В понимании ассоционистов психические процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются.

     Вместе  с тем отрицать существование  ассоциативных связей нельзя. Однако подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. По Павлову, ассоциации — не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Следует отметить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более единственный ее механизм.

     Нейронные и физико-химические теории памяти.

     Существует  немало теорий, которые поддерживают воззрения о структурных или  химических изменениях в самом мозге  при накоплении им прижизненной информации.

     Запоминание и научение тесно связаны между  собой. Даже простейшие формы научения основаны на том, что какое-то событие запоминается. Нейрофизиологам сейчас известны три основных типа научения:

     1) привыкание, или габитуация (организм  перестает реагировать на часто  действующий раздражитель);

     2) сенситизация (возникновение реакции  на ранее нейтральный раздражитель);

     3) классическое, или павловское обуславливание.

     При привыкании и сенситизации организм не нуждается в создании новой  ассоциации между событиями или  раздражителями. В экспериментах  на низших животных показано, что "запоминание" при них обеспечивается структурными физико-химическими изменениями на клеточном уровне.

     Намного сложнее действие механизмов запоминания  при классическом обуславливании, где  без привлечения понятия ассоциации не обойтись. В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи (ассоциации) между новым и уже закрепленным содержанием составляет физиологическую основу запоминания.

     Все характеристики образующихся временных  нервных связей, и, прежде всего степень прочности, обуславливаются характером подкрепления, которое и является мерой жизненной (биологической) целесообразности того или иного действия. Вероятно также, что прохождение любого нервного импульса через группу нейронов оставляет после себя также в буквальном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и химико-механических изменениях синапсов, которые облегчают вторичное прохождение импульсов по знакомому пути. Простейшую нейронную цепь, обеспечивающую память, можно представить в виде замкнутой петли — возбуждение проходит весь круг и начинает новый. Этот процесс длительной циркуляции импульсов в нейронных цепях называется реверберацией.

     Представление о циклах нейронной активности считается  многими материальным субстратом памяти. Нейронных ансамблей (каждый порядка 100-300 клеток) огромное множество. Каждый из них хранит информацию о каком-то объекте памяти в виде устойчивого волнового узора. Чем больше нейронов мозга вовлекается в ритмы какого-то пульсирующего ансамбля, тем выше вероятность осознания соответствующего образа.

     Изучение  электроактивности мозга позволило  рассчитать, что возможная емкость  долговременной памяти составляет 387 420 489 единиц памяти. Каждая единица —  это одно определенное понятие или  команда, т.е. паттерн действия. Для  сравнения можно сказать, что размер активного словаря обычного человека на родном языке составляет 10 000 и даже у Пушкина и Шекспира он меньше 100 000 слов.

     Не  все единицы памяти задействованы  и актуализированы одновременно, а только их небольшое число. Это  число служит мерой объема внимания. Из-за циклических колебаний возбудимости нейронных ансамблей образы долговременной памяти, в том числе образы вспоминаемых и произносимых слов, актуализируются не все сразу, а по очереди, причем некоторые чаще, другие реже. По частоте актуализации слов (например, в письменной речи) можно судить о закономерностях циклических нейронных процессов и, наоборот, по особенностям нейронных циклов предсказать характеристики речи. Если моменты актуализации разных образов совпадают, то такие единицы памяти имеют шанс объединиться. Таким образом, вырабатывается новое понятие. Так происходит научение и реализуются акты творчества.

     Биохимические теории памяти.

     Эти теории предполагают образование новых  белковых веществ (нейропептидов и  других) при долговременном запоминании.

     Вначале, непосредственно после воздействия  раздражителя, в нервных клетках  происходит электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические  изменения в клетках (кратковременное  запоминание), а далее на ее основе возникает собственно биохимическая реакция со структурными изменениями нейрона, обеспечивающая долговременную память (двухступенчатый характер механизма запоминания). Экспериментально получены данные о важной роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) и олигопептидов в осуществлении функции запоминания.

2.Виды памяти

       Существует  несколько основных подходов в классификации  памяти. В настоящее время в  качестве наиболее общего основания  для выделения различных видов  памяти принято рассматривать зависимость  характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Классификация видов памяти по характеру психической активности

1. Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

       2. Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные,

       или вторичные, чувства могут значительно  отличаться от первоначальных. Это  может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

       3. Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Информация о работе Память, процессы, виды, закономерности