Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:35, реферат
Память – психофизический процесс отражения прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведения чего-либо (Мнемозина – древнегреческая богиня памяти.)
Память
Память – психофизический процесс отражения прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведения чего-либо (Мнемозина – древнегреческая богиня памяти.)
Процессы памяти:
Запоминание – процесс запечатления в сознании информации в виде образов, мыслей, переживаний.
Сохранение – процесс удержания в памяти информации, а также обработки, систематизации, обобщения и овладения материалом.
Забывание – процесс исключения или выпадения прошлого опыта из деятельности или сознания.
Воспроизведение – процесс восстановления прошлого опыта, извлечение из памяти информации.
Виды памяти.
Индивидуальные различия памяти: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению.
На память человека влияют следующие причины:
- субъективные: тип запоминания, предшествующий опыт, интерес, установка, состояние организма
- объективные:
количество материала, обстановка, характер
материала (осмысленность, понятность,
связанность, ритмичность, наглядность)
Развитие памяти.
Первая группа приемов (‘’малая механизация’’). Не требует перестройки деятельности.
Вторая группа приемов (‘’Большая механизация’’)
Приемы заучивания.
Заучивание набольшими
порциями в течение семестра с
периодическими повторениями через 10
дней эффективнее, чем концентрированное
заучивание большого объема информации
в сжатые сроки сессии.
Память – одна из самых уязвимых способностей человека. Нарушения (расстройства) памяти многообразны, они зависят от комплекса личностных особенностей человека, эмоционального состояния, повреждений (травм) головного мозга.
АМНЕЗИЯ – полная или частичная потеря памяти.
Характер
Характер – система устойчивых свойств личности, проявляющихся в закрепившийся поведении и отношениях человека к себе, людям, работе; наиболее четко проявляется в стрессовых ситуациях (в переводе с греческого языка – ‘’чеканка’’, ‘’примета’’).
Черты характера
Выделяют познавательные черты характера: теоретический и практический склад ума. гибкость, критичность ума.
Эмоциональные черты характера: сентиментальность, моральные чувства – патриотизм, гуманность.
Акцентуация личности
Существуют
различные классификации
Гармонический характер предполагает его совершенство, исключая, однобокость развития черт личности. Гармоничность характера предполагает такое совершенство черт характера, которое наиболее благоприятно для широкого спектра видов жизнедеятельности и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности.
В дисгармоническом характере обнаруживается избирательная чувствительность и уязвимость в отношении одних обстоятельств, и наоборот, повышенная устойчивость к другим. Человек с дисгармоничным видом характера также может достигать высоких результатов в избранном виде.
Акцентуация личности – это высокая выраженность, усиление отдельных черт личности.
Акцентуированный характер является дисгармоничным. В судьбе таких людей заложены возможности срывов и больших соц. достижений.
Типы акцентуированных личностей (по Леогарду).
Роль акцентуированных черт личности в спортивной деятельности.
Демонстративность
имеет немаловажное значение в спортивной
деятельности, благодаря ей спортсмену
не мешает застенчивость переел зрителями,
страх перед судьями. Спорт для них служит
средством для достижения престижного.
Мышление
Мышление – это высший познавательный процесс, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Особенности мышления
-Мышление человека связано с практической деятельностью
-Мышление носит опосредованный характер. При решении задачи человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятие, но и на память, прошлый опыт, знания и умения, т.е. он должен ответ предвосхитить мышлением опосредованно.
-Мышление находится
в неразрывном единстве с
-Мышление позволяет
человеку отражать связи между
предметами и явлениями в
Операции мышления
1. Анализ – мысленное разложение сложного объекта, ситуация на составляющие части (анализ выступления, игры).
2. Синтез – мысленное объединение частей в единое целое.
3. Обобщение – выделение общего в различных предметах, явлениях, ситуациях.
4. Сравнение – выделение в объектах общего или различного.
5. Абстрагирование
– отвлечение от реальности.
Формы мышления
Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений, чаще всего выраженное в одном слове. (Например, человек, спорт).
Суждение – это форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание чего-либо.
Умозаключение
– это выделение из двух или нескольких
суждений нового суждения. Различают индуктивное
(умозаключение движется от единичного
к общему) и дедуктивное (от общего вывода
к частному (Ш. Холмс)). В аналогии умозаключение
делается на основании частичного сходства
между предметами, явлениями.
Виды мышления
4.В
зависимости от содержания решаемых
задач:
* Предметно-действенное – это мышление, включенное в практическую деятельность включенное в практическую деятельность, реальное преобразование ситуации.
* Наглядно-образное связано с представлением того, что человек воспринимал раньше , с оперированием образами, с созданием представлений.
* Словесно- логическое совершается на основе отвлеченных понятий и при помощи логических операций, задачи решаются в ‘’уме’’, события предвосхищаются.
Качества мышления (ума):
Широта (умение
охватить широкий круг вопросов);
конкретность (умение не упустить существенные
моменты); глубина (умение вникать
в суть вопроса, видеть основу факта);
самостоятельность (возможность самому
увидеть вопрос, найти ответ); критичность
(умение не поддаваться влиянию чужих
мыслей, находить ошибки); гибкость
(способность изменить намеченные решения,
подойти с новой точки зрения); последовательность
(умение соблюдать логический порядок,
логическую обоснованность); быстрота
(принятие решения в условиях дефицита
времени)
Этапы решения мыслительных задач
Осознание проблемной
ситуации – постановка задачи –
ограничение зоны поиска – построение
гипотезы – проверка гипотезы –
оценка действий и результатов.