Память: понятие, виды. Характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:35, реферат

Описание работы

Память – психофизический процесс отражения прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведения чего-либо (Мнемозина – древнегреческая богиня памяти.)

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Память

Память – психофизический процесс отражения прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведения чего-либо (Мнемозина – древнегреческая богиня памяти.)

Процессы  памяти:

Запоминание – процесс запечатления в сознании информации в виде образов, мыслей, переживаний.

Сохранение – процесс удержания в памяти информации, а также обработки, систематизации, обобщения и овладения материалом.

Забывание – процесс исключения или выпадения прошлого опыта из деятельности или сознания.

Воспроизведение – процесс восстановления прошлого опыта, извлечение из памяти информации.

Виды  памяти.

  1. По характеру психической активности, преобладающей, в деятельности: двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная (зрительная, слуховая, вкусовая и т.д.)
  2. По характеру целей деятельности: произвольная (целенаправленная) и непроизвольная (нецеленаправленная)
  3. По продолжительности закрепления и сохранения информации: кратковременная (10 – 15 сек), долговременная, оперативная (на время выполнения действия).
  4. По механизму запоминания: логическая (смысловая) и механическая (без осмысления)
 

Индивидуальные различия памяти: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению.

На память человека влияют следующие причины:

- субъективные: тип запоминания, предшествующий опыт, интерес, установка, состояние организма

- объективные: количество материала, обстановка, характер материала (осмысленность, понятность, связанность, ритмичность, наглядность)  

  Развитие памяти.

Первая  группа приемов (‘’малая механизация’’). Не требует перестройки деятельности.

  • Перед сном, повторение с целью  настройки себя на работу после сна.
  • Не подряд, не надо стараться запоминать все за один заход.
  • Запоминая – припоминай, необходимо чередовать заучивание и повторение заучивания.
  • Мнемотехника, использование знакомых фраз по типу ‘’каждый охотник желает знать, где сидит фазан’’ (запоминание порядка цветов в спектре)
  • Общая рационализация, все делать ‘’по уму’’ вдумчиво, эффективно.

    Вторая  группа приемов (‘’Большая  механизация’’)

  • Логическая память, использование логических связей в запоминаемом материале.
  • Классификация выделение в материале ‘’различий, т.е. разложения по полочкам’’.
  • Составление планов, работа по этапам, например, перед началом подготовки к экзаменам, соревнованиям.
  • Перекодировка, использование образов, малых языков (математических символов, дорожных сигналов, азбуки Морзе и т.п.)
  • Соотнесение, использование известного по отношению к новому материала.

Приемы  заучивания.

  1. Механическое повторение, затрачивается много сил, но материал не осмысливается.
  2. Логическое запоминание. Этапы: осознание цели запоминания, понимание смысла запоминаемого, анализ материала, выявление наиболее существенных логических компонентов, обобщение, запоминание (пересказ своими словами).
  3. Образные приемы, использование графиков, схем, таблиц.
  4. Повторение заученного, первое повторение через 40 минут, т.к. через час остается 50% механически заученной информации. Далее 1 день: 2 – 3 повторения; 2-ой: 1- 2 раза; 3 – 7день по одному повторению, затем 1 повторение в 7 – 10 дней. 
  5. Использование фактора реминисценции – воспроизведение недоступного сразу после заучивания материала, по истечении некоторого времени, после отдыха.
 

Заучивание набольшими порциями в течение семестра с  периодическими повторениями через 10 дней эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии.  

Память –  одна из самых уязвимых способностей человека. Нарушения (расстройства) памяти многообразны, они зависят от комплекса  личностных особенностей человека, эмоционального состояния, повреждений (травм) головного мозга.

АМНЕЗИЯ – полная или частичная потеря памяти.

  
 
 
 
 
 
 

Характер

Характер – система устойчивых свойств личности, проявляющихся в закрепившийся поведении и отношениях человека к себе, людям, работе; наиболее четко проявляется в стрессовых ситуациях (в  переводе с греческого языка – ‘’чеканка’’, ‘’примета’’).

Черты характера 

  1. По отношению к людям: чуткость, отзывчивость, скрытность, конфликтность, конформность (подчинение большинству)
  2. По отношению к труду: трудолюбие, лень, добросовестность.
  3. По отношению к самому себе: скромность, честолюбие, самокритичность, уровень притязания (результат, которого человек стремится достичь. В спорте: победить или избежать поражения, то есть высокий и низкий уровень притязания).
  4. По отношению к препятствиям: это ‘’хребет характера’’. Волевые качества: упорство, решительность, самообладание и т. д.
  5. По отношению к вещам, деньгам: аккуратность, неряшливость, жадность, расточительность.

    Выделяют познавательные черты характера: теоретический и практический склад ума. гибкость, критичность ума.

    Эмоциональные черты характера: сентиментальность, моральные чувства – патриотизм, гуманность.

    Акцентуация личности

    Существуют  различные классификации характеров. Рассмотрим наиболее значимую для спорта классификацию. Выделяется два вида характера: гармонический и дисгармонический характер.

    Гармонический характер предполагает его совершенство, исключая, однобокость развития черт личности. Гармоничность характера предполагает такое совершенство черт характера, которое наиболее благоприятно для широкого спектра видов жизнедеятельности и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности.

    В  дисгармоническом характере обнаруживается избирательная чувствительность и уязвимость в отношении одних обстоятельств, и наоборот, повышенная устойчивость к другим. Человек с дисгармоничным видом характера также может достигать высоких результатов в избранном виде.

    Акцентуация личности – это высокая выраженность, усиление отдельных черт личности.

    Акцентуированный  характер является дисгармоничным. В  судьбе таких людей заложены возможности  срывов и больших соц. достижений.

    Типы  акцентуированных личностей (по Леогарду).

  1. Демонстративный тип: Характерны: жажда внимания, артистизм, ‘’работа на публику’’, стремление к лидерству, фантазерство, самоуверенность, завышенная самооценка. Легко устанавливает контакты, отсутствуют глубокие чувства, отмечается эгоцентризм.
  2. Застревающий тип: Характерны: неразговорчивость, занудливость, настороженность. Чувствителен к обидам. Сильно развито честолюбие. Стремится добиться высоких показателей в деле, проявляет большое упорство в достижениях цели.
  3. Педантичный тип: Ригиден, инертен, тяжел на подъем. Пунктуален, аккуратен, добросовестен, следует плану, бюрократ. Склонен к формализму, самопроверкам.
  4. Возбудимый тип: Характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, склонность к хамству, глубоким конфликтам. Целиком живет настоящим. Ослаблен контроль над влечениями.
  5. Гипертимный тип: Подвижный, общительный, болтливый. Почти всегда хорошее настроение и самочувствие. Люди веселые, легкомысленные, поверхностные, умеют развлекать и развлекаться. Склонны к аморальным поступкам, трудно переносят жесткую дисциплину, монотонную деятельность, одиночество.
  6. Гипотимный тип: Характерно пессимистическое отношение к жизни, подавленное настроение, заниженная самооценка, низкая контактность, угрюмость, заторможенность. Домоседы, индивидуалисты. Добросовестны, готовы подчиняться, обостренное чувство справедливости.
  7. Тревожный тип: Человек робок, застенчив, не уверен в себе, не умеет постоять за себя, малообщителен, боится темноты, животных, чувствует собственную неполноценность , охотно подчиняется. Ответственны, обладают чувством долга.
  8. Экзальтированный тип: Характеризуется неадекватным отношением к окружающему. Легко приходит в восторг и полное отчаяние от незначительных событий. Подвержен сиюминутным настроениям, привязан к близким, альтруистичен.
  9. Эмотивный тип: Отзывчивый, мягкосердечный, впечатлительный до слезливости, эмоциональный, обиды носит в себе. Свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.
  10. Циклотимный тип: Характеризуется периодической сменой гипертимных и гипотимных состояний.
 

Роль  акцентуированных черт личности в спортивной деятельности.

Демонстративность имеет немаловажное значение в спортивной деятельности, благодаря ей спортсмену не мешает застенчивость переел зрителями, страх перед судьями. Спорт для них служит средством для достижения престижного. 
 
 
 
 
 

Мышление

Мышление – это высший познавательный процесс, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Особенности мышления

-Мышление человека  связано с практической деятельностью

-Мышление носит  опосредованный характер. При решении  задачи человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятие, но и на память, прошлый опыт, знания и умения, т.е. он должен ответ предвосхитить мышлением опосредованно.

-Мышление находится  в неразрывном единстве с речью.

-Мышление позволяет  человеку отражать связи между  предметами и явлениями в отвлеченном  и обобщенном виде. 

Операции  мышления

1. Анализ – мысленное разложение сложного объекта, ситуация на составляющие части (анализ выступления, игры).

2. Синтез – мысленное объединение частей в единое целое.

3. Обобщение – выделение общего в различных предметах, явлениях, ситуациях.

4. Сравнение – выделение в объектах общего или различного.

5. Абстрагирование – отвлечение от реальности.  

Формы мышления

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений, чаще всего выраженное в одном слове. (Например, человек, спорт).

Суждение – это форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение – это выделение из двух или нескольких суждений нового суждения. Различают индуктивное (умозаключение движется от единичного к общему) и дедуктивное (от общего вывода к частному (Ш. Холмс)). В аналогии умозаключение делается на основании частичного сходства между предметами, явлениями.  

Виды  мышления

  1. По степени развернутости разделяют:
  • дискурсивное мышление – это поэтапно развернутый процесс;
  • интуитивное – мышление характеризуется минимальной осознанностью, быстрой протекания, на основе непосредственных чувственных восприятий.
  1. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач:
  • Теоретическое (продуктивное) мышление направлено на создание новых идей, усовершенствование чего-либо старого;
  • репродуктивное (воспроизводящее) – на применение готовых знаний и умений.
  1. По характеру решаемых задач:
  • Теоретическое мышление направлено на открытие законов, свойств объектов;
  • Практическое – связано с постановкой целей, выработки плана, нахождением оптимальных способов действий.

    4.В зависимости от содержания решаемых задач:  

* Предметно-действенное – это мышление, включенное в практическую деятельность включенное в практическую деятельность, реальное преобразование ситуации.

Наглядно-образное связано с представлением того, что человек воспринимал раньше , с оперированием образами, с созданием представлений.

Словесно- логическое совершается на основе отвлеченных понятий и при помощи логических операций, задачи решаются в ‘’уме’’, события предвосхищаются.

Качества мышления (ума):

Широта (умение охватить широкий круг вопросов); конкретность (умение не упустить существенные моменты); глубина (умение вникать в суть вопроса, видеть основу факта); самостоятельность (возможность самому увидеть вопрос, найти ответ); критичность (умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, находить ошибки); гибкость (способность изменить намеченные решения, подойти с новой точки зрения); последовательность (умение соблюдать логический порядок, логическую обоснованность); быстрота (принятие решения в условиях дефицита времени)  

Этапы решения мыслительных задач

    Осознание проблемной ситуации – постановка задачи –  ограничение зоны поиска – построение гипотезы – проверка гипотезы –  оценка действий и результатов.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Память: понятие, виды. Характер