Память как волшебное сито

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 15:37, доклад

Описание работы

Сохранение прочитанного материала в памяти имеет большое значение. Если Вы хотите быть уверенны в том, что запомните прочитанное, воспользуйтесь одной из специальных методик. Эти методики разрабатывались педагогами и психологами в течении 50 лет. Далее представлена одна из таких методик.

Работа содержит 1 файл

Память как волшебное сито.docx

— 21.38 Кб (Скачать)

Память  как волшебное сито, оно пропускает мусор и сохраняет золотые  зерна.

К. Паустовский 

Сохранение прочитанного материала в памяти имеет большое  значение. Если Вы хотите быть уверенны в том, что запомните прочитанное, воспользуйтесь одной из специальных  методик. Эти методики разрабатывались  педагогами и психологами в течении 50 лет. Далее представлена одна из таких методик.  

Ознакомьтесь  с кратким содержанием книги. Первый шаг, к ответу на вопрос: как  запомнить прочитанное - это знакомство с кратким содержанием книги. Прочтите текст на обложке, ознакомьтесь с предисловием. Просмотрите содержание книги. Всё это поможет Вам  понять, каким образом организована книга, какую информацию она содержит. Прочитайте краткое резюме глав.Ознакомьтесь с рисунками и схемами, содержащимися в книге. С помощью этой информации Вы познакомитесь с предметом изучения. Еще до прочтения книги Вы начнёте улавливать общую картину материала. 

Задавайте вопросы. Запишите вопросы, которые появились  у Вас после предварительного ознакомления с книгой. Они будут  способствовать появлению мыслей и  ожиданий относительно книги. Позднее, по мере прочтения книги, на некоторые  из них Вы сможете найти ответы. Это способствует лучшему запоминанию  материала. 
 

Чтение  книги. Ничего не пропускайте. Подчёркивайте важные моменты. Таким образом, взяв книгу в следующий  раз, Вы сразу увидите  самое важное. Не стоит подчеркивать слишком много. Иначе при повторном прочтении Вам опять придется тщательно изучать страницу за страницей. Выделяйте не только ключевые фразы, но и важные разделы книги. При следующем просмотре книги, Вам достаточно будет лишь ознакомиться с выделенными фразами, а не просматривать всю книгу целиком. 

Перескажите материал своими словами. Это особенно важный момент данной методики. Пересказ книги поможет  представить её единым целым. Вы сможете  понять и связать  все факты вместе. Вы действительно  поняли материал, только если сможете рассказать и объяснить его  другому человеку. Если Вы не совсем уверены, что хорошо поняли материал, потратьте  дополнительное время  на его изучения. Постепенно Вы будете связывать его  с уже изученным  и понятым. Это несомненно будет способствовать лучшему закреплению материала в памяти. 

Пересматривайте основные моменты  и сделанные Вами пометки. Делайте  пересмотр основных моментов, сделанных  пометок, записей  и выделенных фраз. Это поможет Вам  освежить прочитанное в памяти. Возьмите за правило, после прочтения каждой главы, пересматривать её. Такой пересмотр материала даёт возможность хорошо уложить его в памяти, т.к. большая часть информации после прочтения забывается.

Используйте эти простые методики и вопрос как запомнить  прочитанное, больше никогда у Вас не возникнет.

В студенческой – да и не только в студенческой - жизни случаются моменты, когда  необходимо быстро запомнить большой  объём информации – причём, информации, зачастую сложной для запоминания. Цифры, формулы, иностранные слова, теоремы, длинные и сложные тексты…

Хорошо, если у  вас было время все это постепенно и систематически заучить. Если вы в  течение семестра чинно и спокойно общались с книгой в перерыве между  посиделками с пивом, и хотя бы иногда посещали лекции, прислушиваясь  к тому, что говорит преподаватель? А если – нет? Если точное название предмета, да и инициалы преподавателя  вы узнали, этак, за пару деньков до экзамена?

И вот до экзамена осталась последняя ночь, а вы остались наедине, лицом к лицу со страшным монстром по имени «учебник». И к  утру вам позарез необходимо выучить  тридцать – шестьдесят билетов. Причём по совершенно непонятной и незнакомой дисциплине. Трудно? Да! Что же, как  говорится – тяжело в учении –  легко в бою! А вот если в  учении было… ну, скажем так –  не очень тяжело – придётся выдержать  на экзамене сложный и тяжёлый  бой! И обязательно надо бой этот выиграть – иначе… впрочем, сами знаете!  

И в этом бою  вам хорошим подспорьем послужат мнемотехники – технологии и приёмы ускоренного запоминания больших  объёмов информации. Мнемотехники разработаны  на основе научной дисциплины мнемоники  – науки о памяти и запоминании. Мнемоника зародилась ещё в несколько  тысячелетий назад, в Индии, Вавилоне и в Древней Греции (собственно, из греческого пошёл и сам этот термин). Однако современный вид наука о памяти приняла не раньше девятнадцатого века.

Вообще-то, мнемотехники очень полезны не только для студентов, но и для любого человека, кому приходится учиться и (или) работать с большими объёмами информации. В том числе  – аспирантам и научным работникам, айтишникам, современным менеджерам, аналитикам, врачам. И всем, чья деятельность связана с контактами с большим количеством людей – педагогам, психологам, журналистам, продавцам, рекламщикам…

Вот несколько  простейших приёмов, которые позволят существенно повысить процент запоминаемой информации: 
Систематизируйте факты, цифры, понятия. Знания, которые включены в систему (хотя бы бредовую), запоминаются мозгом гораздо лучше, чем простой набор фактов или бессвязный текст.

Привязывайте  сложные и малопонятные слова, категории, выражения к привычным вам в повседневной жизни понятиям.

Сначала постарайтесь разобраться в общем смысле заучиваемого материала, потом – заучивайте детали.

Поставьте в  своей памяти «якоря» на запоминаемый материал. Такими «якорями» могут  быть музыка, играющая во время чтения учебника, особенный запах, ключевые слово, даже жест руки или положение  пальцев, которые вы сильно сжали, запоминая  формулу. Впоследствии, воспроизведение такого «якоря» (позы, телодвижения, слова, музыки, запаха) по принципу формирования условного рефлекса, поможет вам вспомнить информацию. Внимание – старайтесь подобрать простые и доступные для воспроизведения на экзамене якоря!

Мозг работает экономно и «не любит» воспроизводить бессмысленную информацию. Поэтому связывайте учебный материал с чем-то важным или интересным для себя (социологию - с будущей карьерой, медицинские факты – со способами первой помощи человеку, скучную науку о финансах - с высоким заработком, биологию - с экологическими проблемами, физические формулы – с новыми технологиями или с фантастическим фильмом, где летали звездолёты с ядерным двигателем…). Очень важно так же создать мотивацию для запоминания.

Пересказывайте  сложные научные термины и  понятия своими словами. Так вы психологически «освоите» материал, сделаете его  приемлемым для своего бессознательного.

: Сочиняйте смешные,  краткие и эмоционально окрашенные  истории, рассказы, стишки с использованием  терминов учебного материала.  Например, запоминая государства  – члены какой-нибудь коалиции, можно сочинить историю с описанием  туристической поездки по этим  странам. Такой же приём использован  при сочинении фразы: «Каждый  охотник желает знать, где сидит  фазан» (первые буквы слов этой  фразы – первые буквы названий  цветов радуги в правильном  порядке). Или, к примеру, число  Авогадро можно запоминать, как  будто это – телефон любимой  девушки. Большие числа можно  разбивать на группы по нескольку  цифр и соотносить их с днями  рождения, историческими датами  и так далее. Помните, что  эмоционально окрашенная информация  воспроизводится мозгом гораздо  сильнее.

Овладейте чтением  «с листа», больше смотрите на текст, разглядывайте  формулы, карты, схемы… Зрительная память более эффективна и быстродействующая, чем слуховая. Избегайте «бубнения» текста вслух (без осмысления) и особенно – зубрёжки и механического заучивания.

Сохраняйте спокойствие  и некоторую отрешенность во время  ответа на экзамене. Наш мозг гораздо  лучше запоминает эмоционально окрашенные понятия, а вот воспроизведение  информации человеку лучше удаётся  в спокойном состоянии.

И, наконец, помните, что мозг, вообще-то, идеально и в  неограниченном объёме запоминает всё, с чем человек сталкивается в  течение жизни (доказано многочисленными  опытами под гипнозом). Люди с  хорошей памятью – это не те, кто хорошо запоминает (хорошо запоминаем мы все); а те, кто умеет быстро и чётко ВОСПРОИЗВЕСТИ нужную информацию.

Итак, разберёмся, запоминание  бывает 2-х видов, произвольное и  непроизвольное, то есть когда что-либо запоминается само собой. С каждым, бывало, пристанет какая-нибудь глупость, то ли фраза из дурацкой песенки или рекламный слоган и давай мозги мучить, вот это - яркий пример непроизвольного запоминания. 
 
Когда же нужно запомнить что-то конкретное, в ход идёт произвольное запоминание, которое в свою очередь разделяется на механическую, (зубрёжка), и логическую, (понимание запоминаемого), память. Хотя произвольное запоминание изредка и преподносит приятные сюрпризы, то есть информация запоминается сама собой, и долго не забывается, но, согласитесь такое бывает, увы! редко. Чаще приходится вталкивать в свою несчастную голову горы информации, а она подлая, (я об информации), выскальзывает из неё как осьминог из аквариума. Такая ситуация, думаю, знакома каждому. Чтобы прочно и надолго запомнить что-нибудь, это что-нибудь нужно хорошо понять. Если то, что Вам нужно запомнить Вы поймёте, то усвоенных сведений будет в 20 раз больше, против них же, но, вызубренных. Кроме того, в этом случае сильно экономится время, ведь нужно запомнить только самое начало, всё остальное, по логической цепочке, вспомнится само собой. Ну, с этим всё ясно, а что делать в случае когда то что нужно запомнить, не хочет пониматься? Есть весьма эффективный способ заставить его сделать это. Найдите кого-то, кого? да кого угодно, знакомого, родителей, сестру, и начните им объяснять то, что Вы не понимаете, если никто не захочет Вас слушать, что не исключено, обратитесь к своей собаке, она Вас будет слушать всегда, если же Вы и её "достанете", что рано или поздно случится тогда, Вам придется общаться с чем-то неодушевленным, с компьютером, например, представьте что Вам крайне нужно ему объяснить, то, что Вы сами пока не понимаете, теорему Пифагора, к примеру, да, да, ту, что про штаны. Я не знаю, поймёт ли компьютер что Вы там ему наобъясняете, но то, что Вам, в конце концов, всё станет ясно я гарантирую.  
 
Да, и не забывайте конспектировать то, что Вы учите, наш мозг запоминает до 90% записанной нами информации. 
 
Лучшее время суток для запоминания чего-либо с 8 до 10 утра или с 8 до 11 вечера, в эти часы кровь интенсивнее питает мозг, следовательно, память более активно работает, чем во всё остальное время. Лучшая поза сидя. Лучший продукт - кефир, (только натуральный), он содержит много лецитина, эффективно улучшающего память. Хуже всего запоминается, конечно же, летом, а кто спорит?, от жары вообще мозги куда-то испаряются. 
 
Очень важно сосредоточиться на том, что Вы хотите выучить, и не отвлекаться, хотя это порой довольно сложно, соблазнов в мире много, и почему-то самые соблазнительные возникают именно тогда когда не до них. Если они добились своего, и всё-таки потащили Вас за собой, помните что начинать учить заново, придется ровно столько раз, сколько раз Вы отвлекались. Бесполезно запоминать что-либо в состоянии волнения, а тем более стресса, через полчаса Вы ничего не сможете вспомнить. 
 
Пытаясь запомнить очень много за короткое время, мы становимся, похожи на человека, который хочет перенести с места на место 100кг. сразу, он пыхтит, сопит, надрывается, и, в конце концов, падает, выбившись из сил. А мог бы не напрягаясь, перенести всё за раз 10, по несколько килограмм, и нет проблем. То же и при запоминании, попытки запомнить сразу и много, как правило, не удаются, кроме того, при ударных темпах вбивания информации в память, наш мозг быстро устаёт и мы порой забываем даже, то, что знали. Важно помнить что систематическое, без перегрузки, заучивание маленькими порциями с повторениями примерно раз в 10 дней, эффективней, чем концентрированное заучивание за одну ночь. 
 
То, что Вы всё-таки запомнили, держится в памяти ровно столько, сколько Вам нужно, то есть, если выучили только для того чтобы сдать экзамен, то Вы всё забудете, едва выйдя из аудитории. Но, если, когда заучиваете, часто думаете, о том, что выученная информация будет нужна в течение длительного срока то, скорее всего Вы её не скоро забудете. 
 
Повторенье только ученью мать, а вот склерозу оно мачеха. Посему чтобы меньше забывать нужно часто повторять то, что было выучено. Нудно, я понимаю, но все же лучше чем в один, самый неподходящий, (к примеру, на экзамене), момент, обнаружить, что большая часть выученного утеряна безвозвратно. Повторять психологи рекомендуют по следующей системе, а куда ж без неё: в первый раз всё обновить в памяти через 40 минут после заучивания. Повторить это дело в этот же день, 2-3 раза. Затем, если не забудете, на следующий день одно или два повторения. А после, по одному повторению с интервалом в 7-10 дней, ну, это вообще удовольствие, потому что более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. 
 
Хорошая память - не роскошь, это необходимость, но она, эта необходимость, к сожалению, есть не у всех. Если Вы хотите чтобы у Вас была хорошая память, никогда не говорите слов типа: "Я не помню", "У меня плохая память", даже когда не можете вспомнить, что было десять минут назад. Постоянно говоря, о том, что у Вас плохо с памятью, Вы, сами, о том не подозревая, на подсознательном уровне, приказываете ей стать хуже, что она и делает, давая Вам повод лишний раз на неё пожаловаться. Всё происходит с точностью до наоборот, в том случае если Вы говорите всем, что обладаете превосходной, почти феноменальной, памятью, и совсем скоро Вы заметите что любые объёмы информации запоминаются с лёгкостью и надолго.

Информация о работе Память как волшебное сито