Память и виды памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:20, реферат

Описание работы

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….. 3
1. Память и ее значение ……………………………………………………………..4
2. Виды памяти ……………………………………………………………………….5
3. Индивидуальные особенности памяти …………………………………………..7
4. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности ……………………….8
5. Совершенствование памяти ………………………………………………………8
6.Основные принципы запоминания новой информации …………………………9
Заключение …………………………………………………………………………..12
Список литературы ………….………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

реферат по памяти.docx

— 29.42 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИФИ»

СЕВЕРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему: «ПАМЯТЬ И ВИДЫ ПАМЯТИ» 
 
 
 
 

- 
 
 
 
 

2010 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….. 3

1. Память и  ее значение ……………………………………………………………..4

2. Виды памяти  ……………………………………………………………………….5

3. Индивидуальные особенности памяти …………………………………………..7

4. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности ……………………….8

5. Совершенствование памяти ………………………………………………………8

6.Основные принципы запоминания новой информации …………………………9

Заключение …………………………………………………………………………..12

Список литературы ………….………………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Изучение  памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась  с процессом обучения, а попытки  объяснения памяти всегда совпадали  с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в  виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки  на мягком веществе мозга, как на глине  или воске.

     Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано. 
 
 
 
 
 

1. Память  и ее значение 

     Память - форма психического отражения, заключающаяся  в закреплении, сохранении и последующем  воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения.

     Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего  понимания человека необходимо как  можно больше знать о нашей  памяти.

     Образы  предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления  памяти делятся на единичные и общие.

     Представления памяти являются воспроизведением, более  или менее точным, предметов или  явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление  воображения - это представление  о предметах и явлениях, которые  в таких сочетаниях или в таком  виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом  нашего воображения. Представления  воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти  последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью  воображения новые представления  и образы.

     Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления  памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы  и не так богаты деталями, но они  составляют важный элемент нашего закрепленного  прошлого опыта.

     Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его. 
 

2. Виды  памяти 

     Традиционно психологи, которые первыми стали  экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

· двигательную, это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

· образную, сферой которой является запоминание  чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости  от типа анализатора, воспринимающего  информацию, образную память делят  на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

· словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид  памяти непосредственно связан с  обучением.

Особенностью  данного вида памяти является то, что  мысли не существуют без языка, поэтому  память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл  данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное  выражение мыслей (заучивание мыслей).

Развитие  обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно  друг другу.

· эмоциональную, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень большое значение в жизни и деятельности каждого человека.

· непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

· произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная  с определенной целью и задачей  усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

     Существуют  и другие классификации видов  памяти:

· непосредственная. Она хранится 0,25 секунд. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

· оперативная. Это тот раздел памяти, который  работает в настоящий момент. Характеризуется  тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

· долговременная. В ней хранятся образы явлений  и предметов внешнего мира, которые  нужны человеку в течение длительного  времени, которыми он пользуется периодически. Долговременная память подразделяется на: а) генетическую - это все то, что накопили наши предшественники. б) наследственную - память ближайших родственников.

Также долговременная память бывает двух типов:

1) ДП  с сознательным доступом (т. е.  человек может по своей воле  извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП  закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

3. Индивидуальные особенности памяти 

     Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью  не все забывают. Это объясняется  тем, что память носит избирательный  характер. То, что соответствует  интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать  память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

1) быстротой  запоминания,

2) прочностью  сохранения,

3) точностью  воспроизведения

4) так  называемой готовностью памяти.

Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой - в другом.

Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

1. Наилучшим  является сочетание быстрого  запоминания с медленным забыванием.

2. Медленное  запоминание сочетается с медленным  забыванием.

3. Быстрое  запоминание сочетается с быстрым  забыванием.

4. Наиболее  низкой продуктивностью отличается  память, характеризующаяся медленным  запоминанием и быстрым забыванием. 
 
 
 
 

4. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности 

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.  
 

5. Совершенствование памяти 

     Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически  не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные  предметы и цвета равен 3, на числа  и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.

Информация о работе Память и виды памяти