Память и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Под памятью понимается свойство нашей психики, выражающееся в запоминании, сохранении и воспроизведении прошлого опыта.

Содержание

Память и структура памяти …………..………………………...……..3-6

Преднамеренное запоминание. Развитие памяти……………………6-8

Процессы, связанные с памятью………………………………………8-13
Определение творческой деятельности…….…….…………………13-17

Воображение и творчество…………………………….…………….18-19

Список использованной литературы …………………………………..20

Работа содержит 1 файл

память и творчество гот.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

    В творчестве участвуют сознание и  подсознание, разум и интуиция. При  этом подсознательные процессы играют здесь особую роль. В. Шиллер писал: “Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника”.

    И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает “светлое пятно” в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.

    Особенно  важна роль сознательного начала при создании крупномасштабных произведений. Если миниатюру можно исполнить и по наитию, то крупное произведение нуждается в глубоком, серьёзном обдумывании.

    Особенно  плодотворен творческий процесс, когда  художник находится в состоянии  вдохновения. Это - специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего “выброса” накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.

    Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения  с древнейших времен является крылатый конь - Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе. 

    Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто  вполне естественное, как результат  развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства. 

    Воображение и творчество является атрибутом  человеческой деятельности - это исторически  эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах  деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.

    Творчество  является производной реализации индивидом  уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом  творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

    Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно  значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

    Таким образом, творческая деятельность - это  самодеятельность, охватывающая изменение  действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

    Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении “играть” на ткацком  станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности  решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.

    Не  обязательно чтобы все члены  общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или  играли роль в театре. Тот вид  деятельности, в котором лучше  всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

    Если  человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения  и по результатам - значит он вышел  на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему нибудь хорошему он да научит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Брушлинский А.В. Воображение и познание. // Вопросы  философии. - 1967. - № 11.
  2. Галин А. Л. Личность и творчество. - Новосибирск, «Прогресс», 1999.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2003.
  4. Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., Наука, 1960. - Т. 1
  5. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., Наука, 1999.
  6. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 2001.
  7. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. - Кишинев, «Диля», 1999.
  8. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.
  9. Готфруа, Жо “Что такое психология?”, изд. Москва, 1996 год

     “Общая  психология”, изд. Москва, 1995 год

      10)Аткинсон, Вильям “Сила мысли; Память и уход за ней”,

           изд. Москва, 1996 год


Информация о работе Память и творчество