Память и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:06, реферат

Описание работы

Основные процессы памяти, посредством которых она действует, — это запоминание, кодирование, хранение, извлечение, воспроизведение и забывание. Классификация памяти. Физиологическая теория памяти. Приемы произвольного запоминания.

Содержание

1. Введение…………………………………………………….. 3
2. Основные процессы и виды памяти………………………. 4
3. Физиологический механизм и теории памяти……………. 9
4. Способы развития и управления памяти………………….. 13
5. Заключение………………………………………………….. 17
6. Список литературы…………………………………………. 18

Работа содержит 1 файл

Память и её виды.docx

— 48.62 Кб (Скачать)

В 1962 г. Д. Макконел провел исследование с плоскими червями - планариямы. Планарий учили проходить определенный лабиринт 
через выработку условных рефлексов. После того как они запоминали этот путь, их разрезали пополам. Они быстро регенерировали, т.е. организм восстанавливал утраченную часть тела. Будут ли теперь эти "полуновые" планарии иметь те же условные рефлексы? Результаты оказались удивительными. Планарии,  которые регенерировали (как с главной части, так и с хвостовой), успешно проходили лабиринт. Ученый сделал следующий вывод: информация хранится в молекуле РНК.

Таким образом, память индивида реализуется за счет многоуровневых механизмов - психологического, физиологического и химического. Для нормального функционирования человеческой памяти необходимы все три уровня.

Психологическая теория памяти.

Распространение получили асоцианистская, гештапьтпсихопогическая, бихевиористическая и деятельнная теории памяти.

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была асоциансткая теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом. Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. Отдельные элементы информации согласно асоцианистской теорией, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функционаньных и смысловых связях с другими. Слабой стороной асоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти.

Решительной критике подвергалась асоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии. Исходным в новой теории было понятие "гештальт" - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов). В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например, феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнения, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание будет выполнено, и остается неудовлетворенным, если оно не доведено до конца.

Бихевиристической теории памяти подчеркивается роль 
упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. И наоборот, запоминание слабеть, если результат окажется 
нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком). Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии.

Деятельность  теория памяти опирается на теорию актов. Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею. Это подтверждают результаты эксперимента: дошкольника, школьникам и студентам предлагали для запоминания и последующего воспроизведения 15 пение. Затем, при запоминании уже других 15 пение, этим группам исследуемых предоставляли вспомогательные средства - картинки с изображениями различных предметов, прямо не связанных с содержанием пение. Как выяснилось, введение вспомогательных средств практически не улучшает запоминания дошкольников, но существенно помогает ученикам, у студентов результат запоминания с картинками хуже, чем у учеников. Эти данные объясняются тем, что запоминание дошкольников является непосредственным, естественным. Учащиеся начинают овладевать собственным поведением и памятью, поэтому способны пользоваться при запоминании вспомогательными средствами.Студентам уже не нужны внешние средства - они обладают внутренними средствами запоминания. Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних знаков - стимулов. Затем эти стимулы интериоризуються и становятся внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид начинает управлять своей памятью. Она превращается в сложноорганизованную активность, необходимую в процессе познания. Не подкрепленная тренировкой, хорошая природная память существенно не влияет на успехи индивида.  Основными результатами деятельного  подхода к изучению памяти является раскрытие закономерностей произвольного и самопроизвольно памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими процессами.

Способы развития и управления памяти

 

Приемы произвольного  запоминания можно разделить  на две группы: основанные на выявлении  внутренних связей, существующих в  самом материале, и на привнесении  извне искусственных связей в  запоминаемый материал. Последние называются мнемоническими, и применяются они в тех случаях, когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала или трудно ее выявить. Здесь мы рассмотрим несколько мнемотехнических приёмов: локальной привязки, словесных посредников, разбиения на группы.

Локальная привязка, или метод мест, состоит в построении для запоминания опорного ряда, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Последовательность объектов в опорном ряду организована так, что жестко предопределен порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице и т. д. Человек сначала заучивает опорный ряд, затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы запоминаемого ряда.

Метод словесных  посредников по существу близок к предыдущему. Он также основан на соотнесении двух рядов объектов — предназначенного для запоминания и опорного, организованного в осмысленную фразу. Этот метод тоже используется давно. Так, запоминания очередности следования различных цветов в солнечном спектре заучивалось предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в котором первые буквы слов совпадают первыми буквами названий цветов солнечного спектра, расположенных в порядке убывания длины волны.

Облегчает запоминание и группировка — разбиение ряда объектов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произнесении названий объектов, например при запоминании номера телефона 6695668 он разбивается на группы 669-5-668.

Удобным приемом является и запоминание опорных слов, дат, с которыми увязывается вновь  заучиваемое. Этот прием иногда называют «вешалкой». Например, даты исторических событий запомнить, если заучивать не каждую в отдельности, а вначале твердо усвоить одну дату и, отталкиваясь от нее, запоминать последующие события как бывшие за два, три, пять лет до или после нее.

Метод ассоциаций предполагает создание связей между элементом запоминаемого ряда и зрительным образом. При этом, чем необычнее ассоциация, тем прочнее запоминание.

Еще один из приемов мнемотехники, получивший особенное распространение  в последние десятилетия в  связи с растущей тенденцией к  экономии времени, — акронимы. Он состоит в составлении сокращенных названий из первых букв. Например: СНГ, ЮНЕСКО, ООН, НАТО.

Разнообразие приемов  запоминания не только повышает эффективность  запоминания, но и создает положительный  эмоциональный настрой. Особо важная и необычная информация может  запоминаться с одного предъявления (поскольку в этом случае число  повторений в структурах памяти обменивается некоторым образом на продление  времени циркуляции информации в  нейронных цепях). Если же необходимо запомнить обычный материал, то для  этого есть три возможности: повторение, обобщение и искусственное повышение его личностной ценности. Правильно организованное повторение нельзя приравнивать к механическому заучиванию; наоборот, оно способствует проникновению в суть материала.

Один из наиболее эффективных  способов облегчения произвольного  запоминания — создание нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения. Одно дело сказать себе, что помнить следует до определенного дня (экзамена), другое — усвоить навсегда. Вот характерный пример: в эксперименте группе участников прочли два отрывка текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. В действительности предложили рассказать оба отрывка через две недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забыли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря другой установке при запоминании.

Еще один способ, при котором  для облегчения запоминания большого и сложного материала: составляют его план, в явном виде содержит все упомянутые приемы. Составление плана или блок-схемы включает в себя разбивку материала на части, придумывание заглавий для них, определение связей. Запоминание зависит от самой эмоциональной окрашенности материала и, независимо от знака эмоций, способствует запоминанию большого числа факторов, но положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а отрицательный — лучше, чем нейтральный. Если надо помочь человеку что-то вспомнить, целесообразно побудить его начать со свободного сказа о событии. Такая форма активизирует сопутствующие ассоциации, облегчая тем самым вспоминание деталей.

Мы рассмотрели ряд  способов, повышающих эффективность  долговременной памяти. Теперь обратимся  к приемам, облегчающим работу кратковременной  памяти. Повторение — основной метод удержания информации в кратковременном хранилище на время консолидации. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если сведения требуется запечатлеть надолго, то их целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа. Вот пример из жизни известного французского психолога Бинэ. Будучи неверующим, он был женат на очень религиозной женщине. Не желая обижать ее, он ежедневно повторял за ней слова вечерней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самостоятельно в отсутствие жены.

Эффективная работа памяти обеспечивается механизмом забывания.

С его помощью человек  поднимается над бесчисленным количеством  конкретных деталей и облегчает  себе возможность обобщения. Мы записываем, чтобы забыть, а не для того, чтобы запомнить, с тем чтобы разгрузить свою память от мелочей и оставить за ней только привычку заглядывать в записную книжку. В этой ситуации запись действует почти как выполнение намерения, как разряжение напряжения. Человек надеется на то, что запись своевременно напомнит и этим ослабляет внутреннюю потребность не забыть. Забывание — вовсе не признак плохой памяти или причина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающего механизма. Приспособительная роль забывания отчетливо видна на таком факте: чаще жалуются на забывание люди, профессии которых связаны с быстрой сменой используемой информации: репортеры, радио- и теледикторы.

Вместе с тем нельзя упускать из виду, что уровень запоминания  зависит от того, приятным или неприятным был соответствующий опыт. Чтобы  что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором  он получил информацию. Если он тогда  был разозлен или огорчен вашей  просьбой что-то сделать, то, чтобы вспомнить  об этом, он должен вернуться в это  состояние. Поскольку ему не хочется  вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Поэтому забыванием очень трудно управлять, удается  произвольно забыть обиду, поражение, несчастную любовь. Приказывая себе забыть, человек непроизвольно припоминает  то, что хочет забыть, и тем  самым укрепляет следы и облегчает  воспоминание. Поэтому сознательная заинтересованность в забывании  только мешает делу.

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного  и проанализировав многие  литературные  источники, можно  с  уверенностью  сказать,  что  память  –  это  психический   процесс организации  и содержания прошлого опыта, делающего возможным  его  повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания. Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной  функцией,  которая лежит в основе  развития  и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность.  Непроизвольное  запоминание – продукт деятельности   субъекта. Необходимое условие запоминания – взаимодействие субъекта с предметами. Таким   образом,   целенаправленное   действие   являются   продуктивным   в непроизвольном запоминании. При такой структуре деятельности  складываются наиболее  благоприятные условия для образования и закрепления   нервных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (курс лекций): Учеб. пособие/Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2005
    2. Немов Р. С. Психология. 1995 г.
    3. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
    4. http://korolewstvo.narod.ru/psychostat/memmen.htm
    5. Крутецкий В.А. «Психология» М. «Просвещение», 1980 г.
    6. Николаев Н. «Что мы знаем о памяти». М. 1988 г.
    7. http://works.tarefer.ru/70/100387/index.html

 

 

 

 


Информация о работе Память и её виды