Память и ее значение в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение памяти и её значение в развитии личности.
Задачи работы сводятся к следующему:
1. рассмотреть сущность памяти как психического процесса
2. представить характеристику видов памяти
3. определить значение памяти для человеческой жизнедеятельности
4. изучить условия формирования и развития памяти.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика памяти. 5
1.1. Сущность памяти как психического процесса. Классификация
видов памяти. 5
1.2. Основные процессы и механизмы памяти. 13
2. Развитие памяти. 19
2.1. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности. 19
2.2. Формирование и развитие памяти. 20
Заключение. 24
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Шайхенурова 3.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Институт  экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал 
 

Психологический факультет 
 

Кафедра "Общая психология" 
 

Память  и ее значение в  развитии личности

(курсовая  работа) 
 
 
 

Исполнитель: студент 1 курса   ________________ Шайхенурова Э.А.

Научный руководитель: к. псх. н., доцент __________  Терещенко Н.Г.  
 
 
 
 

Набережные  Челны – 2010 
 
 
 
 

Содержание  

Введение    3

1.Общая характеристика  памяти.    5

   1.1. Сущность  памяти как психического процесса. Классификация

          видов памяти.                                                                                              5

   1.2. Основные  процессы и механизмы памяти.                                             13

2. Развитие памяти. 19

   2.1. Значение  памяти для человеческой жизнедеятельности.                      19

   2.2. Формирование  и развитие памяти.                                                          20

Заключение.                                                                                                         24

Список литературы.                                                                                            25 

ВВЕДЕНИЕ

    Каждый  день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в кладовых его мозга. Мозг не только сохраняет наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания.

    Значение  памяти в жизни человека очень  велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства. Память сохраняет наши знания, и без знаний немыслима ни плодотворная деятельность, ни успешное учение. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести.

    Память  считается одним из основных познавательных процессов. Но можно сказать и  больше: она основа всякого познания.

    Благодаря памяти, человек имеет представление  о воспринятых ранее видах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, а включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания.

    Без памяти ощущения и восприятия каждый раз переживались бы человеком как впервые испытываемые, сколько бы раз они не повторялись. Такими были бы и действия человека: он ограничивался бы в них лишь реакциями на непосредственные раздражения, был бы лишен возможности планировать свою работу на основе предшествующего опыта. Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного материала. Поэтому важно развивать у них хорошую память. Память человека считается хорошей, если он быстро запоминает необходимый материал, долго сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

    Память, как и все другие психические  процессы, носит характер деятельности. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что-либо,      воспроизводит либо узнает – всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.

    Человек сознательно регулирует процессы своей  памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые  он ставит в своей деятельности.

    Родоначальником научной психологии памяти по праву считается Г.Эббингауз. Он поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемонических процессов и в своих экспериментах установил ряд важных закономерностей, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

    П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека. Он считал, что мнемонические задачи могут  возникнуть только в человеческом обществе в связи с целями передачи сообщения  от одного человека к другому.

    Целью данной работы является рассмотрение памяти и её значение в развитии личности.

    Задачи  работы сводятся к следующему:

    1. рассмотреть сущность памяти как психического процесса

    2. представить характеристику видов памяти

    3. определить значение памяти для человеческой жизнедеятельности

    4. изучить условия формирования и развития памяти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ
 
    1. Сущность  памяти как психического процесса. Классификация  видов памяти

    Наш психический мир разнообразен и  разносторонен. Благодаря высокому уровню нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь психическое развитие возможно, потому, что мы сохраняем приобретённый опыт и знания. Всё, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Современные психологические источники предлагают следующие трактовки понятия памяти:

    Память  – процессы запечатления текущей информации, организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [2, с. 420].

    Память  – запоминание, сохранение, воспроизведение  индивидом его опыта [7, с. 168].

    Сравнительный анализ показал, что под памятью  в нашем исследовании, мы понимаем запечатление, сохранение, последующее  узнавание и воспроизведение  следов прошлого опыта. Именно благодаря  памяти человек в состоянии накапливать  информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

    Процессы  памяти проявляются на всех уровнях  жизни, поэтому память также называют «Общеорганической функцией» (Геринг, Р. Земон): она включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Формы памяти многообразны: запечатление может происходить в виде непреднамеренного запоминания, сознательного и преднамеренного запечатления, систематического заучивания. Воспроизведение может осуществляться как узнавание или как свободное припоминание.

    Узнавание – это сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление  воспринимались в прошлом.

    Однако  мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс – процесс воссоздания образа предмета воспринимаемого нами раньше, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли переживания, желания, фантазии и т.д. Сохранение, как отдельный процесс памяти не является всего лишь пассивным хранением информации, но представляет собой динамический процесс, совершающийся на основе определённым образом организованного усвоения, переработки материала, его систематизации. Сокращение может выражаться не только в забывании – в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и точными.

    Таким образом, память – это сложный  психический процесс, состоящий  из нескольких процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

    Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает ни одно живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путём из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме

способности к научению, приобретению опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраниться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

    У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения, способ хранения информации в виде текстов разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

    Существует  несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычисляются в соответствии с тремя основными критериями:

    1) По характеру психической активности  преобладающей в деятельности  память делят на двигательную, эмоциональную, образную и сословно-логическую;

    2) По характеру целей деятельности  – на произвольную и непроизвольную;

       3) По продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную;

    4) По использованию специальных  средств запоминания – не непосредственное  и опосредствованное. (Рис. 1) [13, стр. 255]

    Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно - логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии. Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

    Рассмотрим  характеристики этих четырёх видов  памяти.

    Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сокращение и воспроизведение различных  движений [5, стр. 123]. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

    Эмоциональная память – память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень высокое значение в жизни и деятельности человека. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания [16, стр. 516].

    Первые проявления памяти у ребёнка наблюдается к концу первого полугода жизни. Но начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличается от более поздних. Это заключается в том, что если на ранних этапах жизни ребёнка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то позже эмоциональная память является сознательной.

    Образная  память – это память на представления, картины природы, а так же на звуки, знаки, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что  воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений

Информация о работе Память и ее значение в развитии личности