Ознакомление с основными направлениями, видами и методами психологической работы специалиста в учреждении

Автор: Жанна Андреева, 15 Октября 2010 в 07:31, отчет по практике

Описание работы

Целью практики является приобретение опыта практической деятельности и поиск индивидуального профессионального стиля

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

практика кв.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

     ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ  И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 
 
 

   ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 
 
 
 
 

   ОТЧЕТ

   о квалификационной практике

 
 
 
 

   Студентки    VI   курса

   Очно-заочной  формы обучения

   Андреевой Жанны Константиновны

 
 
 
 
 
 
 

                 Дата  сдачи отчета___________

                 Оценка____________________

                 Подпись руководителя_______

 
 
 
 
 
 
 

   Санкт-Петербург

   2010 год

 

   Целью практики является приобретение  опыта практической деятельности и поиск индивидуального профессионального стиля.

   Задачи  практики:

    • изучить профессиональную деятельность специалиста
    • выявить наиболее эффективные формы взаимодействия с клиентами и оказания помощи тем клиентам, которые испытывают определенные затруднения
    • изучить отчетную  документацию специалиста-психолога учреждения
    • провести психолого-консультативную работу на разных объектах (личность, малая группа и т.д.)
 

Задания:

  1. Изучить нормативно-правовую документацию, которая относится к деятельности специалиста – психолога учреждения.
  2. Установить психолого-социальные запросы клиентов.
  3. Провести в учреждении самостоятельную работу, соответствующую квалификации специалиста-психолога.
  4. Описать результаты практической деятельности с учетом своих научных и профессиональных интересов.
  5. Провести в виде частной практики несколько индивидуальных психологических консультаций с лицами разных возрастных групп. Подготовить доклад о проведенной работы для обсуждения с супервизором по схеме.
 
 

I.Ознакомление с основными направлениями, видами и методами психологической работы специалиста в учреждении:

     Вид гуманитарной помощи людям  является в данном учреждении - психологическая помощь. Психологическая помощь имеет своей целью организацию и упорядочивание сознания, изменение внутреннего плана личности. Это воздействие на всевозможные аспекты внутреннего мира: интеллект, черты, чувства, представления, навыки и т.д. Общая задача психологической помощи – трансформация внутреннего мира личности.

     Форма психологической помощи  - психологическое  консультирование. Психологическое  консультирование – это процесс  взаимодействия  двух людей  - клиента и консультанта, целеполагающим фактором которого является желание клиента изменить что-то в своей жизни.

     Процесс психологического консультирования условно можно разделить на три этапа:

  1. Построение отношений;
  2. Основная часть, или работа с проблемой;
  3. Завершение.

     Консультация  в данном учреждении является индивидуальной, а также базовой, то есть профессиональный прием с целью оказания помощи.

     По  направлениям консультативную работу можно разделить на основании  тематики обращений. Наиболее частыми являются следующие группы тем: семейное консультирование, консультирование детско-родительских проблем, приватное консультирование, консультирование брачных проблем, консультирование межличностных конфликтов и т.д.

     Несмотря  на условность подобного деления, оно позволяет консультанту выбрать стратегию и форму работы с клиентом на основе его запроса.

     Метод психологической работы  психолога  консультанта является  консультативная  беседа, диалог, интервью.

II. Выявление особенностей практической деятельности психолога-консультанта в данной конкретной организации:

     Общая цель беседы – получить от клиента полную, искреннюю информацию о его ситуации  и проблеме; добиться доверия к консультанту, развить способность клиента к анализу проблемы  умелой постановкой вопросов и всей композицией интервью.

    • Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:
    1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
    1. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.
    2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.
    3. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.
 
    • Технология  ведения консультативной беседы
 
      
  1. Ограничение речи консультанта в  диалоге. Присутствие консультанта должно углублять понимание клиентом собственных проблем, способствовать принятию необходимых решений. Для этого клиенту необходимо позволять меньше внимания обращать на то, что рядом находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно собеседник относится к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Отсюда необходимо, чтобы речь психолога-консультанта была краткой, немногословной и точной. Если клиент  сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы, не превышающие 1 – 2 минуты, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.
  2. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Для этого рекомендуется: а) освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом;  б) максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент; в) следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе. О репрезентативных системах и подстройке к клиенту с учетом доминирующей у него репрезентативной системы рекомендуем ознакомиться по книге Бэндлера Ричарда и Гриндера Джона (1994) или по другим известным изданиям этих авторов.
  3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками. Это необходимо, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:
    1. Предложение клиенту нескольких возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые клиент испытывает. Обычно предлагаются 2 – 3 альтернативы. Цель формулирования альтернатив - не поиск правильного ответа, а стимулирование клиента, демонстрация образцов, отталкиваясь от которых легче описать свои чувства.
    2. Акцентирование эмоциональных переживаний клиента  через  проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям. Знаками эмоций в речи являются наречия, прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, а также качество действия. Консультант вычленяет в речи клиента эмоционально значимые слова и выражения и смотрит, что стоит за ними.
    3. Использование парадоксальных вопросов. Цель парадоксальных вопросов – поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся.
    4. Уточняющие и углубляющие формулировки. Цель уточняющих и углубляющих формулировок – постепенно переводить рассказ клиента с уровня поверхностного к более глубоким уровням переживаний.
    5. Использование интерпретаций. Речь идет о том, чтобы проинтерпретировать поведение клиента в связи с теми или иными базовыми человеческой природе эмоциями.
    6. Перефразирование. То, что было негативным, основанием для беспокойства и переживаний должно стать причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то, по крайней мере, существенно уменьшить их значимость и интенсивность.
  4. Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:
    1. Вербальный (словесный) контакт – через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения, ага реакцию.
    2. Невербальный (несловесный) контакт – через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы III. Изучение отчетной документации психолога-консультанта.
 
 

III. Изучение отчетной документации психолога-консультанта.

     Психолог  консультант имеет отчетную документацию перед учреждением, ведет документацию о приеме.

 

IV. Проблемы и затруднения в процессе прохождения практики.

Проблемы и  затруднения возникают в ходе психологической беседы:

- правильное  формулировании вопросов

-возникающие  в общении между консультантом  и клиентом коммуникативные барьеры 

 

Доклад  о проведенной  индивидуальной психологической  консультации

 
Этапы

консультирования

Применяемые техники Сложности этапа Полученный  результат
Установление  психологического контакта Объяснение возможностей.

Выражение

-доверия,

-принятия,

-поддержки,

-интереса к  личности клиента

Завоевание  расположения человека.

Создание атмосферы  доверия. Снять напряжение.

Контакт налажен 
Выделение проблемы  клиента Сбор информации.

Выслушивание  мнения клиента о его проблемах.

Выделение наиболее значимой проблемы.

Объяснение связи  проблемы с личностными  особенностями  клиента.

Правильное  формулирование открытых, косвенных и проективных вопросов. Выявление проблемы
Определение желаемого результата Помощь в  осознании клиентом его идеалов  и предпочтений.

Вербализация  жизненных планов.

   
Выработка

альтернативных  решений проблемы

Расширение  диапазона реагирования на проблему.

Побуждения к  рассмотрению оцениванию новых образцов поведения.

Содействие самостоятельному выбору нового пути сопоставлением реальной ситуации и идеального будущего.

Выделение эффективных  способов решения проблемы. Обсуждение реализации верных решений.

Убеждение в  необходимости действовать.

Выбор нового пути решения проблемы.
Обобщение Совместная выработка и запуск программы изменений.  

Тактика «маленьких шагов»

  Реализация  выбранного нового пути решения проблемы.
 
 

Вывод по практике:

     В данной практике я приобрела опыт практической деятельности, а также  подобрала индивидуальный профессиональный стиль деятельности.  Я изучила  профессиональную деятельность психолога  – консультанта, выявила наиболее эффективные формы взаимодействия с клиентами. Далее изучила отчетную документацию психолога-консультанта  и провела психолого-консультативную работу на разных объектах.

Информация о работе Ознакомление с основными направлениями, видами и методами психологической работы специалиста в учреждении