САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ФАКУЛЬТЕТ
ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОТЧЕТ
о
квалификационной практике
Студентки
VI курса
Очно-заочной
формы обучения
Андреевой
Жанны Константиновны
Санкт-Петербург
2010
год
Целью
практики является приобретение опыта
практической деятельности и поиск индивидуального
профессионального стиля.
Задачи
практики:
- изучить профессиональную
деятельность специалиста
- выявить наиболее
эффективные формы взаимодействия с клиентами
и оказания помощи тем клиентам, которые
испытывают определенные затруднения
- изучить отчетную
документацию специалиста-психолога учреждения
- провести
психолого-консультативную работу на
разных объектах (личность, малая группа
и т.д.)
Задания:
- Изучить нормативно-правовую
документацию, которая относится к деятельности
специалиста – психолога учреждения.
- Установить
психолого-социальные запросы клиентов.
- Провести
в учреждении самостоятельную работу,
соответствующую квалификации специалиста-психолога.
- Описать результаты
практической деятельности с учетом своих
научных и профессиональных интересов.
- Провести
в виде частной практики несколько индивидуальных
психологических консультаций с лицами
разных возрастных групп. Подготовить
доклад о проведенной работы для обсуждения
с супервизором по схеме.
I.Ознакомление
с основными направлениями,
видами и методами психологической
работы специалиста
в учреждении:
Вид
гуманитарной помощи людям является
в данном учреждении - психологическая
помощь. Психологическая помощь имеет
своей целью организацию и упорядочивание
сознания, изменение внутреннего плана
личности. Это воздействие на всевозможные
аспекты внутреннего мира: интеллект,
черты, чувства, представления, навыки
и т.д. Общая задача психологической помощи
– трансформация внутреннего мира личности.
Форма
психологической помощи - психологическое
консультирование. Психологическое
консультирование – это процесс
взаимодействия двух людей - клиента
и консультанта, целеполагающим фактором
которого является желание клиента изменить
что-то в своей жизни.
Процесс
психологического консультирования условно
можно разделить на три этапа:
- Построение
отношений;
- Основная
часть, или работа с проблемой;
- Завершение.
Консультация
в данном учреждении является индивидуальной,
а также базовой, то есть профессиональный
прием с целью оказания помощи.
По
направлениям консультативную работу
можно разделить на основании
тематики обращений. Наиболее частыми
являются следующие группы тем: семейное
консультирование, консультирование детско-родительских
проблем, приватное консультирование,
консультирование брачных проблем, консультирование
межличностных конфликтов и т.д.
Несмотря
на условность подобного деления, оно
позволяет консультанту выбрать стратегию
и форму работы с клиентом на основе его
запроса.
Метод
психологической работы психолога
консультанта является консультативная
беседа, диалог, интервью.
II.
Выявление особенностей
практической деятельности
психолога-консультанта
в данной конкретной
организации:
Общая
цель беседы – получить от клиента полную,
искреннюю информацию о его ситуации
и проблеме; добиться доверия к консультанту,
развить способность клиента к анализу
проблемы умелой постановкой вопросов
и всей композицией интервью.
- Применительно
к этой цели выдвигаются
следующие задачи:
- Выслушивание
клиента, в результате чего должно расшириться
его представление о себе и собственной
ситуации, возникнуть пища для размышлений.
- Облегчение
эмоционального состояния
клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта
клиенту должно стать легче.
- Принятие
клиентом ответственности
за происходящее с ним. Имеется в виду,
что в ходе консультации фокус жалобы
клиента должен быть переведен на него
самого, человек должен ощутить свою ответственность
и вину за происходящее, только в этом
случае он будет действительно стараться
измениться и изменить ситуацию, в противном
случае он будет лишь ожидать помощи и
изменений со стороны окружающих. Программа-минимум
здесь – показать клиенту, что он сам,
хотя бы отчасти, способствует тому, что
его проблемы, и отношения с людьми носят
такой сложный и негативный характер.
- Помощь
психолога в определении
того, что именно и как
можно изменить в ситуации.
- Технология
ведения консультативной
беседы
- Ограничение
речи консультанта в
диалоге. Присутствие консультанта
должно углублять понимание клиентом
собственных проблем, способствовать
принятию необходимых решений. Для этого
клиенту необходимо позволять меньше
внимания обращать на то, что рядом находится
собеседник, меньше заботиться о том, как
именно собеседник относится к рассказу
и насколько сам рассказ социально желателен.
Отсюда необходимо, чтобы речь психолога-консультанта
была краткой, немногословной и точной.
Если клиент сам говорит по делу, нужно
стараться по возможности ничем его не
перебивать. Паузы, не превышающие 1 –
2 минуты, вполне естественны и означают,
что человек работает, активно осмысливает
свою жизнь.
- Приближение
разговорной речи консультанта
к языку клиента. Для этого рекомендуется:
а) освобождать речь от слов и выражений,
которые могут быть неправильно поняты
и истолкованы клиентом; б) максимально
использовать те слова и обороты, которые
использует клиент; в) следить за тем, какую
репрезентативную систему использует
клиент для организации своего перцептивного
опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую),
использовать слова и выражения, соответствующие
его репрезентативной системе. О репрезентативных
системах и подстройке к клиенту с учетом
доминирующей у него репрезентативной
системы рекомендуем ознакомиться по
книге Бэндлера Ричарда и Гриндера Джона
(1994) или по другим известным изданиям
этих авторов.
- Анализ
эмоциональных переживаний
клиента в связи с излагаемыми
им событиями и поступками.
Это необходимо, чтобы клиент лучше понял,
что действительно с ним происходит. Для
этого используются техники
работы на уровне чувств:
- Предложение
клиенту нескольких
возможных альтернатив
ответа относительно
вариантов чувств, которые
клиент испытывает. Обычно предлагаются
2 – 3 альтернативы. Цель формулирования
альтернатив - не поиск правильного ответа,
а стимулирование клиента, демонстрация
образцов, отталкиваясь от которых легче
описать свои чувства.
- Акцентирование
эмоциональных переживаний
клиента через
проявление пристального
внимания к эмоционально
окрашенным словам и
выражениям. Знаками эмоций в речи являются
наречия, прилагательные, глаголы, обозначающие
отношение к чему-либо, а также качество
действия. Консультант вычленяет в речи
клиента эмоционально значимые слова
и выражения и смотрит, что стоит за ними.
- Использование
парадоксальных вопросов. Цель парадоксальных
вопросов – поставить под сомнение то,
что клиент считает абсолютно очевидным
или само собой разумеющимся.
- Уточняющие
и углубляющие формулировки. Цель уточняющих
и углубляющих формулировок – постепенно
переводить рассказ клиента с уровня поверхностного
к более глубоким уровням переживаний.
- Использование
интерпретаций. Речь идет о том, чтобы
проинтерпретировать поведение клиента
в связи с теми или иными базовыми человеческой
природе эмоциями.
- Перефразирование.
То, что было негативным, основанием для
беспокойства и переживаний должно стать
причиной положительных эмоций, способных
если не полностью снять негативные переживания,
то, по крайней мере, существенно уменьшить
их значимость и интенсивность.
- Обеспечение
контакта с клиентом
во время беседы осуществляется через:
- Вербальный
(словесный) контакт – через подбадривание,
похвалу, выражение поддержки, частое
упоминание имени клиента, выражение словами
согласия и одобрения, ага реакцию.
- Невербальный
(несловесный) контакт
– через контакт глаз,
выражение лица, позу
тела, тон и громкость
голоса, использование
паузы III. Изучение отчетной
документации психолога-консультанта.
III.
Изучение отчетной документации
психолога-консультанта.
Психолог
консультант имеет отчетную документацию
перед учреждением, ведет документацию
о приеме.
IV.
Проблемы и затруднения
в процессе прохождения
практики.
Проблемы и
затруднения возникают в ходе психологической
беседы:
- правильное
формулировании вопросов
-возникающие
в общении между консультантом
и клиентом коммуникативные барьеры
Доклад
о проведенной
индивидуальной психологической
консультации
Этапы
консультирования |
Применяемые
техники |
Сложности
этапа |
Полученный
результат |
Установление
психологического контакта |
Объяснение возможностей.
Выражение
-доверия,
-принятия,
-поддержки,
-интереса к
личности клиента |
Завоевание
расположения человека.
Создание атмосферы
доверия. Снять напряжение. |
Контакт налажен
|
Выделение
проблемы клиента |
Сбор информации.
Выслушивание
мнения клиента о его проблемах.
Выделение наиболее
значимой проблемы.
Объяснение связи
проблемы с личностными особенностями
клиента. |
Правильное
формулирование открытых, косвенных и
проективных вопросов.
|
Выявление проблемы |
Определение
желаемого результата |
Помощь в
осознании клиентом его идеалов
и предпочтений.
Вербализация
жизненных планов. |
|
|
Выработка
альтернативных
решений проблемы |
Расширение
диапазона реагирования на проблему.
Побуждения к
рассмотрению оцениванию новых образцов
поведения.
Содействие самостоятельному
выбору нового пути сопоставлением реальной
ситуации и идеального будущего. |
Выделение эффективных
способов решения проблемы. Обсуждение
реализации верных решений.
Убеждение в
необходимости действовать. |
Выбор нового пути
решения проблемы. |
Обобщение |
Совместная выработка
и запуск программы изменений.
Тактика «маленьких
шагов» |
|
Реализация
выбранного нового пути решения проблемы. |
Вывод
по практике:
В
данной практике я приобрела опыт
практической деятельности, а также
подобрала индивидуальный профессиональный
стиль деятельности. Я изучила
профессиональную деятельность психолога
– консультанта, выявила наиболее
эффективные формы взаимодействия
с клиентами. Далее изучила отчетную
документацию психолога-консультанта
и провела психолого-консультативную
работу на разных объектах.