Отражение как категория психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:31, шпаргалка

Описание работы

Теория отражения является единой методологической основой отечественной психологии. В отечественной психологии психические явления рассматриваются как различные формы субъективного отражения объективной действительности.
Особенности процесса отражения
1. Отражение субъективно и должно рассматриваться в связи с познающим субъектом. Психические процессы, в которых осуществляется процесс отражения, существуют не сами по себе, изолировано и независимо от субъекта, а напрямую зависят от свойств познающего.
2. Отражение не статично. Образ трансформируется и существует только в процессе отражения, в котором психические процессы развертываются в направлении от нерасчлененного отражения действительности к структурированному целостному ее отражению.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (11).doc

— 64.00 Кб (Скачать)

№25 Отражение как  категория психологии.

Теория  отражения является единой методологической основой отечественной психологии. В отечественной психологии психические  явления рассматриваются как  различные формы субъективного  отражения объективной действительности.

Особенности процесса отражения

1. Отражение  субъективно и должно рассматриваться  в связи с познающим субъектом.  Психические процессы, в которых  осуществляется процесс отражения,  существуют не сами по себе, изолировано и независимо от  субъекта, а напрямую зависят от свойств познающего.  

2. Отражение  не статично.  Образ трансформируется и существует только в процессе отражения, в котором психические процессы развертываются в направлении от нерасчлененного отражения действительности к структурированному целостному ее отражению.

3. Психические  процессы не изолированы друг  от друга, их разделение в  целостном акте отражения обусловлено  трудностями исследования. Психика  едина и целостна, только несовершенство  познающего субъекта заставляет  выделять в ней такие абстракции, как «мышление», «память», «внимание» и т.д.           

 Отражение  имеет системную природу, должно  рассматриваться в разных аспектах:

  1. С точки зрения форм отражения отражение может быть моно- и полимодально, чувственно и рационально, конкретно и абстрактно и т.д.

2. С  точки зрения возможных механизмов, реализующих отражение  – психологических и нейрофизиологических, переработки информации, формирования картины мира и др.;

  1. С точки зрения возможных результатов отражения – сенсорно-перцептивный образ, образ воображения, мнемический образ, понятие, знак, символ и пр.
  2. С точки зрения функций отражения в деятельности и общении, поведении – уровень произвольности регуляции, ее эмоциональные и волевые характеристики и пр.

Б.Ф. Ломов  выделял три уровня психического отражения:

1.сенсорно-перцептивный (ощущения, восприятия): осуществляются при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом, предполагают воздействие стимулов на органы чувств, протекают в реальном времени. Их функция - регуляция выполняемого действия, его соответствие текущей ситуации.

2. "представленческий" (воображение, эйдетическая память, образное мышление): движение вторичных  образов, в отсутствие непосредственного  воздействия внешних предметов  на органы чувств. Эти образы  являются обобщенными, они трансформироваться и интегрируются. Функция процессов представления - формирование эталонов, планирование действий, их контроль и коррекцию.

3. речемыслительный (понятийное мышление, вербальная  память). Процессы речемыслительного  уровня нужны для отражения существенных связей и отношений объективной действительности. Они являются социально опосредствованными, благодаря им субъект выходит за пределы наличной ситуации поведения, что дает возможность планировать деятельность и регулировать жизненный путь личности.

Все эти  уровни психического отражения взаимосвязаны  и переходят друг в друга. В  реальной жизнедеятельности человека они осуществляются одновременно, в  зависимости от цели деятельности и  характера решаемых задач тот  или иной уровень оказывается ведущим.

Б.Ф. Ломов  на основе экспериментальных исследований дал развернутую характеристику процесса психического отражения.

  1. Процесс психического отражения проходит ряд стадий, или фаз, обеспечивающих все более полный и адекватный образ действительности.
  2. Процесс отражения реализуется во временном единстве прошлого, настоящего и будущего.
  3. Он обладает свойствами неаддитивности (несводимости целого к сумме частей), гетерогенности (разнородности) и недизъюнктивности (неделимости), а его результат – мультипликативностью (многообразности).
  4. Детерминация психического процесса носит множественный характер и меняется в ходе самого отражения.
  5. Конкретный результат психического отражения (образ, понятие и т.п.) становится предпосылкой его дальнейшего протекания.
  6. Каждый отдельно выделяемый в исследовании психический процесс представляет собой момент движения психики в целом.

Именно этой категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики: психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности.

Отражение — это простейшая форма копирования кого-либо как способ общения с ним. В человеческом поведении обычно наблюдают виды отражения: перенимание позыжестикулирование и выделение тоном голоса.

Такое копирование  или мимика включает в себя: жестикулирование, перемещения, язык тела, напряжение мускулов, выражениелицатон речи, движение глаз, дыханиеритмикаакцент (речи), отношение (психологическое), подбор слов, метафоры - всё доступное при общении.

Отражение происходит само собой во время разговора. Так, слушатели обычно улыбаются или хмурятся, когда с ними говорят. В спортивной аналогии это как если один человек бросает другому, а тот парирует в ответ. 

№26 Психика как категория психологии.

ПСИХИКА (англ. - mind, psyche, нем. - Geist, Psyche) - основная категория и предмет психологии; совокупность психических процессов и явлений; психическое отражение действительности и преломление отражённого в поведении и деятельности. Психика человека представляют собой единство сознания, личности и деятельности; характеризуется активностью, целостностью, соотнесённостью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д.            Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Психика является основной, базовой, исторически самой  ранней составляющей менталитета. Психику  следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его  способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных  способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

Психика находится  во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается  по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики —сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психологиянейрофизиологияпсихиатрия. 

№27 сознание как категория психологии

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека.

Как теоретический термин сознание - высший уровень развития психики и саморе

гуляции, присущий только человеку. Признаки сознания, отличающие сознание от психики животных, таковы:

- сознание - система знаний о мире в понятиях (выражает внутренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность);

- сознание связано с языком и речью, в них и проявляется;

- сознание носит общественный характер. Только жизнь в обществе рождает сознание;

- оно позволяет отделять субъекта от объекта (человека - от природы);

- сознание предполагает наличие у субъекта способности к целенаправленной деятельности;

- сознание связано с переживаниями, с чувственным отношением к миру.

Все эти свойства позволяют человеку более свободно регулировать свое поведение (понимать окружающий мир и себя, передавать следующим поколениям не только индивидуальный опыт, но и опыт прошлых поколений, общественный опыт).

Источником сознания является внешний мир, оно активно и направлено на предметный мир и самого себя, связано с внутренними условиями

   К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать  обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и  понятий.

   В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:   

   1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

   2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

   3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

   4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

   5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

   6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). 

№28 Деятельность как категория психологии.

Деятельность - это внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью. Внешняя деятельность-это предметная, материальная деятельность, а внутренняя - это деятельность памяти, мышления и т.п.

Рассматривая деятельность как предмет исследования, А.Н. Леонтьев выделял ее структуру, которая включает:

1. Предметное содержание:

а) потребность- нужда, состояние напряженности, которая побуждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится (фиксируется) предмет потребности;

б) мотив - побудитель деятельности. С появлением мотива резко меняется все поведение, оно становится направленным;

в) цель - то, на что направлена деятельность. Цель всегда осознается личностью до начала самой деятельности (антиципация);

г) условия - внешние (материальные, предметные) и внутренние (уровень развития познавательных процессов), от которых зависят результат и качество деятельности. 

Категория деятельности характеризует психику человека со стороны его повседневного бытия. Деятельность не аддитивна относительно своих составляющих, т. е. не является их простой суммой. Она имеет системное строение: внутренние взаимосвязи, иерархию, динамику. Деятельность - высшая, сознательно регулируемая (активная) форма взаимодействия с окружающей средой (социальной и материальной), в процессе которого человек творчески преобразует мир, а также познает свое место в этом мире. Творческий характер деятельности состоит в том, что: 
- в ней продуктивное (созидательное) начало преобладает над потребительским (человек нацелен на созидание, а не только на потребление); 
- она непрерывно расширяет пределы возможностей человека, преодолевая его природные ограничения (физические, интеллектуальные).

В деятельности различают:  
- субъект деятельности — человек, ее осуществляющий; 
- объект деятельности — фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта (например, на учебный процесс в вузе); 
- предмет деятельности - то, чего деятельность непосредственно касается (например, в учебной деятельности это знания, умения и навыки).

Информация о работе Отражение как категория психологии