Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:31, шпаргалка
Теория отражения является единой методологической основой отечественной психологии. В отечественной психологии психические явления рассматриваются как различные формы субъективного отражения объективной действительности.
Особенности процесса отражения
1. Отражение субъективно и должно рассматриваться в связи с познающим субъектом. Психические процессы, в которых осуществляется процесс отражения, существуют не сами по себе, изолировано и независимо от субъекта, а напрямую зависят от свойств познающего.
2. Отражение не статично. Образ трансформируется и существует только в процессе отражения, в котором психические процессы развертываются в направлении от нерасчлененного отражения действительности к структурированному целостному ее отражению.
№25 Отражение как категория психологии.
Теория
отражения является единой методологической
основой отечественной
Особенности процесса отражения
1. Отражение
субъективно и должно
2. Отражение не статично. Образ трансформируется и существует только в процессе отражения, в котором психические процессы развертываются в направлении от нерасчлененного отражения действительности к структурированному целостному ее отражению.
3. Психические
процессы не изолированы друг
от друга, их разделение в
целостном акте отражения
Отражение
имеет системную природу,
2. С
точки зрения возможных
Б.Ф. Ломов выделял три уровня психического отражения:
1.сенсорно-перцептивный (ощущения, восприятия): осуществляются при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом, предполагают воздействие стимулов на органы чувств, протекают в реальном времени. Их функция - регуляция выполняемого действия, его соответствие текущей ситуации.
2. "представленческий"
(воображение, эйдетическая
3. речемыслительный (понятийное мышление, вербальная память). Процессы речемыслительного уровня нужны для отражения существенных связей и отношений объективной действительности. Они являются социально опосредствованными, благодаря им субъект выходит за пределы наличной ситуации поведения, что дает возможность планировать деятельность и регулировать жизненный путь личности.
Все эти уровни психического отражения взаимосвязаны и переходят друг в друга. В реальной жизнедеятельности человека они осуществляются одновременно, в зависимости от цели деятельности и характера решаемых задач тот или иной уровень оказывается ведущим.
Б.Ф. Ломов на основе экспериментальных исследований дал развернутую характеристику процесса психического отражения.
Именно этой категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики: психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности.
Отражение —
это простейшая форма копирования кого-либо
как способ общения с ним. В человеческом
поведении обычно наблюдают виды отражения:
перенимание позы, жестикулиров
Такое копирование
или мимика включает в себя: жестикулирование,
перемещения, язык
тела, напряжение мускулов, выражениелица, тон
речи, движение
глаз, дыхание, ритмика, акцент
Отражение происходит
само собой во время разговора. Так,
слушатели обычно улыбаются или хмурятся,
когда с ними говорят. В спортивной аналогии
это как если один человек бросает другому,
а тот парирует в ответ.
№26 Психика как категория психологии.
ПСИХИКА (англ. - mind, psyche, нем. - Geist, Psyche) - основная категория и предмет психологии; совокупность психических процессов и явлений; психическое отражение действительности и преломление отражённого в поведении и деятельности. Психика человека представляют собой единство сознания, личности и деятельности; характеризуется активностью, целостностью, соотнесённостью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.
Психика является
основной, базовой, исторически самой
ранней составляющей менталитета. Психику
следует понимать как своего рода
рефлексию организма, то есть его
способность к различным
Психика находится
во взаимодействии с соматическими
(телесными) процессами. Психика оценивается
по ряду параметров: целостность, активность,
развитие, саморегуляция, коммуникативность,
адаптация и т. д. Психика проявляется на
определённой ступени биологической эволюции
№27 сознание как категория психологии
Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека.
Как теоретический термин сознание - высший уровень развития психики и саморе
гуляции, присущий только человеку. Признаки сознания, отличающие сознание от психики животных, таковы:
- сознание - система знаний о мире в понятиях (выражает внутренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность);
- сознание связано с языком и речью, в них и проявляется;
- сознание носит общественный характер. Только жизнь в обществе рождает сознание;
- оно позволяет отделять субъекта от объекта (человека - от природы);
- сознание предполагает наличие у субъекта способности к целенаправленной деятельности;
- сознание связано с переживаниями, с чувственным отношением к миру.
Все эти свойства позволяют человеку более свободно регулировать свое поведение (понимать окружающий мир и себя, передавать следующим поколениям не только индивидуальный опыт, но и опыт прошлых поколений, общественный опыт).
Источником сознания является внешний мир, оно активно и направлено на предметный мир и самого себя, связано с внутренними условиями
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания
входят ряд элементов, каждый из которых
отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование
целей деятельности (исходя из потребностей
человека, сознание формирует цели деятельности
и направляет человека на их достижение).
№28 Деятельность как категория психологии.
Деятельность - это внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью. Внешняя деятельность-это предметная, материальная деятельность, а внутренняя - это деятельность памяти, мышления и т.п.
Рассматривая деятельность как предмет исследования, А.Н. Леонтьев выделял ее структуру, которая включает:
1. Предметное содержание:
а) потребность- нужда, состояние напряженности, которая побуждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится (фиксируется) предмет потребности;
б) мотив - побудитель деятельности. С появлением мотива резко меняется все поведение, оно становится направленным;
в) цель - то, на что направлена деятельность. Цель всегда осознается личностью до начала самой деятельности (антиципация);
г) условия
- внешние (материальные, предметные)
и внутренние (уровень развития познавательных
процессов), от которых зависят результат
и качество деятельности.
Категория деятельности характе
- в ней продуктивное (созидательное) начало
преобладает над потребительским (человек
нацелен на созидание, а не только на потребление);
- она непрерывно расширяет пределы возможностей
человека, преодолевая его природные ограничения
(физические, интеллектуальные).
В деятельности
различают:
- субъект деятельности — человек, ее осуществляющий;
- объект деятельности — фрагмент реальности,
на которую направлена активность субъекта
(например, на учебный процесс в вузе);
- предмет деятельности - то, чего деятельность
непосредственно касается (например, в
учебной деятельности это знания, умения
и навыки).