Отношения в семье с детьми с нарушениями развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 01:15, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность.

Содержание

Введение 3
1. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений 5
2. Влияние нарушений развития ребенка на родителей 12
3. Модели семейного воспитания 22
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

отношения в семье с детьми с нарушениями развития.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи — атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви.

Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как крест на всю жизнь.

Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за его режимом дня и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Однако в таком же положении могут быть и его здоровые братья и сестры.

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.

Анализ взаимоотношений между родителями свидетельствует о том, что большинство лиц считают, что они живут в семьях с низким уровнем интегрированности. Члены семей не демонстрируют общности интересов и целей, во взаимоотношениях проявляются существенные расхождения в понимании семейных ролей между мужем и женой, родителями и детьми, отсутствует чувство духовной близости. Родители признают, что могут использовать неадекватные приемы воспитания, вплоть до жестоких. Лишь около трети родителей оценивают свои семейные отношения как имеющие нормальный уровень интегрированности. Среди родителей детей с отклонениями в развитии практически полностью отсутствуют лица, которые могли бы оценить взаимоотношения в своей семье на высоком уровне.

Второй блок характеризует особенности, свойственные родительско-детским отношениям. Отношения родителей к детям характеризуются следующим образом:

- около трети рассматривают свои взаимоотношения с ребенком как теплые, оптимальные, эмоционально-насыщенные;

- более трети родителей считают правомерным оказание дополнительной помощи ребенку при имеющихся у него трудностях и проявляют тенденцию к гиперопеке или откровенно гиперопекают своих детей, стремятся во всем им помочь, не позволяя детям реализовать собственные возможности;

- приблизительно одна пятая часть родителей рассматривают свои отношения с ребенком как неуравновешенные, характеризующиеся зависимостью родителя от дефекта ребенка;

- небольшая часть (около 15%) относятся отстраненно к проблемам детей, не считают необходимым оказывать им поддержку.

Качественная оценка всего фактического материала позволяет обобщить параметры воспитательского отношения родителей к детям и выделить две модели воспитания, доминирующие в этих семьях, а именно:

- модель «сотрудничество», которая означает контакт и помощь родителя ребенку;

- модель «отказ от взаимодействия», которая свидетельствует об отвержении ребенка самыми близкими людьми.

Завершая анализ моделей воспитания, используемых родителями детей с отклонениями в развитии, следует отметить, что отношения, которые устанавливает родитель с больным ребенком, осуществляются чаще всего в виде воспитательного процесса. Поэтому выбор родителем форм контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. В том случае, если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их, как приспосабливаться к особенностям ребенка, так и адаптировать его к окружающей жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным к жизни ребенком. Собранный фактический материал свидетельствует о том, что там, где рождается желание помочь, чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает гипоопека.

Возможно установление связи между психологическим типом родителей и моделью воспитания, которую они избирают. Эта связь достаточно условна, однако некоторые тенденции все же можно проследить. В связи с тем, что в основе воспитательного влияния родителей лежат особенности их взаимодействия с детьми, включающие принятие или непринятие дефекта ребенка, доминирующие характеристики конкретного психологического типа могут влиять на определение родителями модели воспитания.

Сопоставительный качественно-количественный анализ психологических особенностей родителей и моделей воспитания ребенка позволил установить следующие тенденции. Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относящиеся к авторитарному типу. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что родители с такими психологическими характеристиками демонстрируют самые высокие количественные показатели по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»).

Родители, относящиеся к невротичному типу, демонстрируют самые высокие показатели по установлению неадекватных взаимоотношений с ребенком. Эти родители используют воспитательскую модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипостенического типа реагирования, что и объясняет причину низкого уровня потенциальных возможностей невротичных родителей для преодоления проблем ребенка и его адекватного воспитания.

 

 

Заключение

 

В настоящее время семье как социальному институту уделяется большое внимание. Большинство специалистов рассматривают семью как структуру, обладающую значительным реабилитационным потенциалом, существенная доля которого до настоящего времени в специальной психологии была не востребована.

Позитивное отношение к ребенку с психофизическими недостатками и формирование установки на принятие его дефекта позволяют родителю обрести новый жизненный смысл, повысить самооценку, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком. Положительное влияние родителей на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальным окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру.

Активизация деятельности родителей и формирование в их сознании потребности в оказании помощи ребенку являются основным психокоррекционным механизмом, способствующим гармонизации их психики. В процессе проведения психолого-педагогических мероприятий постоянно расширяются знания родителей о психофизических особенностях ребенка, повышается их педагогическая компетентность, воспитательный потенциал семьи. Они также овладевают практическими навыками, позволяющими им методически правильно общаться с ребенком.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. — Киев: Здоровье, 1988 — 328 с.

2. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей // Дефектология. — 1997. — № 6. — С. 81—86.

3. Волкова Г.А. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами // Современная логопедия: теория, практика, перспективы — М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002 — С. 46 – 48.

4. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. — М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2005 — 265 с.

5. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев: Высшая школа, 1987 — 272 с.

6. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001 — 192 с.

7. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника: автореф. дис. канд. психол. наук Н. В. Мазурова. — М., 1997 — 16 с.

8. Майрамян Р.Ф. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей // III Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: тез. докл. — М., 1974. — Т. 2. — С. 295— 297.

9. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: автореф. дис. канд. мед. наук Р.Ф. Майрамян. — М., 1976 — 24 с.

10. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 2003 — 408 с.

11. Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 2001. — № 4. — С. 17—21.

12. Мишина Г.А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед. наук Г. А. Мишина. — М., 1998 — 18 с.

13. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: Теревинф, 1997 – 342 с.

14. Психология воспитания детей с нарушениями зрения / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. — М.: Налоговый вестник, 2004 — 320 с.

15. Саломатина И.В. Проблемы родителей и детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология. – 2002. - № 1. – С. 75 – 81.

16. Скворцов И.А. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Исцеление. — М., 1995. — Вып. 2. — С. 397—423.

17. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. — М.: Просвещение, 1981 — 115 с.

18. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — № 4. — С. 3 – 9.

19. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития // Психолого-педагогическая диагностика. — М.: Академия, 2003 — С. 280 – 290.

20. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. — М.: УМК «Психология», 2004 — 192 с.

21. Чавес B.C. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: автореф. дис. канд. психол. наук B.C. Чавес. — СПб., 1993 — 17 с.

22. Чарова О.Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. — 1999. — № 5. — С. 29—33.


      

27

 



Информация о работе Отношения в семье с детьми с нарушениями развития