Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить, каким образом тип темперамента влияет на внимание у дошкольников.

Содержание

Введение

1. Психологическая характеристика процессов внимания и темперамента

1.1. Внимание и его психологические свойства

1.1.1. Понятие «внимание» и его свойства

1.1.2. Функции и виды внимания

1.1.3. Развитие внимания

1.2. Темперамент в структуре личности

1.2.1. Типы темпераментов

1.2.2. Свойства темперамента

1.2.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

1.2.4. Темперамент и личность

2. Проведение исследования зависимости внимания от темперамента у дошкольников

2.1. Описание использованной методики

2.2. Результаты исследования

3. Методические рекомендации по повышению внимания у дошкольников с различными типами темперамента

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Список детей

Приложение 2. Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой

Приложение 3. Бланк теста Бурдона на устойчивость внимания

Работа содержит 1 файл

kursovaa_rabota_psihologia.doc

— 493.00 Кб (Скачать)

 

В ходе анализа диаграммы распределения детей по типам темперамента было выявлено, что все типы темперамента присутствуют в экспериментальной группе примерно поровну:

Рисунок 2. Распределение детей по типам темперамента

Для определения степени внимания детей использовалась корректурная проба Бурдона. Данная методика предназначена для детей 7-8 лет, но, с учетом улучшения качества процесса дошкольной подготовки детей, вполне может быть применена и к дошкольникам в возрасте 4-5 лет.

Суть пробы заключается в следующем.

На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Проверяемый последовательно рассматривает каждую строчку и отыскивает определенные буквы. Одни из них следует зачеркивать, другие – подчеркивать и т.п.

Работа начинается по команде психолога (педагога, воспитателя). Время работы – 3-7 минут (в зависимости от объема набора букв).

Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать [6].

Обработка результатов осуществляется следующим образом:

1) Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за отведенное время);

2) Точность выполнения:

А = v / ( v + О)

Где v - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

3) Показатель продуктивности:

Е = S * A

Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени [9].

В ходе проведения эксперимента использовался набор букв русского алфавита объемом 1000 знаков (25 строк по 40 знаков в каждой) – см. приложение 3. Требовалось подчеркнуть букву «в» и обвести букву «а».

В связи с большой трудоемкостью обработки результатов пробы из общей группы детей (34 чел.) было выбрано 24 ребенка, по 6 детей каждого темперамента.

Итоговый состав экспериментальной группы перед проведением пробы Бурдона имел следующий вид:

Таблица 2. Состав экспериментальной группы перед проведением пробы Бурдона

№ п/п

Фамилия, имя и отчество

Тип темперамента

1

Алексеев Д. Л.

Холерик

2

Бабич С. Н.

Холерик

3

Бузько А. С.

Холерик

4

Васильева Ж. П.

Холерик

5

Жолуд А. Н.

Холерик

6

Ломонос А. М.

Холерик

7

Зарецкий К. В.

Флегматик

8

Настин А. В.

Флегматик

9

Нитковец Д. Л.

Флегматик

10

Терещенко Ю. М.

Флегматик

11

Шардаков А. С.

Флегматик

12

Янусов К. П.

Флегматик

13

Новиков Д. М.

Сангвиник

14

Полещук Т. Н.

Сангвиник

15

Стасевич И. П.

Сангвиник

16

Тараканова С. П.

Сангвиник

17

Цвирко Г. М.

Сангвиник

18

Юрковский В. Л.

Сангвиник

18

Ганжина В. А.

Меланхолик

20

Михайлович И. А.

Меланхолик

21

Филипович Д. А.

Меланхолик

22

Фирсова А. И.

Меланхолик

23

Суслик Н. В.

Меланхолик

24

Панкратов Д. В.

Меланхолик


 

 


2.2. Результаты исследования

 

Итоги пробы выглядят следующим образом:

Таблица 3. Результаты выполнения пробы Бурдона

№ п/п

Фамилия, имя и отчество

Тип темперамента

Количество просмотренных букв

Количество правильно вычеркнутых букв

Количество ошибок

Точность, A

Показатель продуктивности, E

1

Алексеев Д. Л.

Холерик

765

51

27

0,653846154

500,1923077

2

Бабич С. Н.

Холерик

964

64

34

0,653061224

629,5510204

3

Бузько А. С.

Холерик

860

31

19

0,62

533,2

4

Васильева Ж. П.

Холерик

627

47

35

0,573170732

359,3780488

5

Жолуд А. Н.

Холерик

904

43

32

0,573333333

518,2933333

6

Ломонос А. М.

Холерик

943

45

27

0,625

589,375

7

Зарецкий К. В.

Флегматик

620

42

10

0,807692308

500,7692308

8

Настин А. В.

Флегматик

580

37

9

0,804347826

466,5217391

9

Нитковец Д. Л.

Флегматик

602

32

9

0,780487805

469,8536585

10

Терещенко Ю. М.

Флегматик

490

42

10

0,807692308

395,7692308

11

Шардаков А. С.

Флегматик

528

51

12

0,80952381

427,4285714

12

Янусов К. П.

Флегматик

570

39

11

0,78

444,6

13

Новиков Д. М.

Сангвиник

459

42

14

0,75

344,25

14

Полещук Т. Н.

Сангвиник

532

39

16

0,709090909

377,2363636

15

Стасевич И. П.

Сангвиник

695

35

17

0,673076923

467,7884615

16

Тараканова С. П.

Сангвиник

480

38

15

0,716981132

344,1509434

17

Цвирко Г. М.

Сангвиник

560

42

14

0,75

420

18

Юрковский В. Л.

Сангвиник

604

43

16

0,728813559

440,2033898

18

Ганжина В. А.

Меланхолик

649

28

15

0,651162791

422,6046512

20

Михайлович И. А.

Меланхолик

679

39

18

0,684210526

464,5789474

21

Филипович Д. А.

Меланхолик

612

37

16

0,698113208

427,245283

22

Фирсова А. И.

Меланхолик

502

56

28

0,666666667

334,6666667

23

Суслик Н. В.

Меланхолик

784

49

23

0,680555556

533,5555556

24

Панкратов Д. В.

Меланхолик

987

17

8

0,68

671,16

 

Точность внимания исследуемых детей согласно результатам пробы распределена следующим образом:

Рисунок 3. Результаты исследования точности внимания

 

Продуктивность работы исследуемых детей согласно результатам пробы распределена так:

Рисунок 4. Результаты исследования продуктивности работы детей

 

В ходе анализа полученных результатов были сделаны следующие выводы:

- наиболее точными при выполнении задания оказались флегматики, а наименее – холерики. Сангвиники и меланхолики показали примерно одинаковый результат;

- самыми продуктивными оказались холерики и меланхолики, в то время как флегматики и сангвиники вышли практически на один уровень.

Также в ходе эксперимента было установлено: приступая к выполнению задания, дети-холерики отвлекаются на различные посторонние раздражители, затем их внимание становится более или менее сосредоточенным.

Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с сангвиническим типом темперамента зависят от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им.

Однако даже при наличии интереса дети-сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чем-то одном — они часто отвлекаются.

Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания.

Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа: в течение отведенного времени все дети-флегматики сосредоточенно выполняли задание. Но им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, — из-за этого иногда может показаться, что ребенок не слышал или не понял речь, обращенную к нему.

Кроме того, флегматики испытывают определенные трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания, где это требуется.

Меланхоликам непросто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание.

И наоборот: холерики и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили ее до конца.

Итак, гипотеза исследования успешно подтвердилась. Для повышения и развития внимания у дошкольников с различными типами темперамента в следующем пункте работы предлагаются некоторые методические рекомендации.

 

 

 


3. Методические рекомендации по повышению внимания у дошкольников с различными типами темперамента

 

У холериков с возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличиваются, а время, необходимое на сосредоточение, сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется.

Следовательно, ребенка - холерика нельзя принуждать к чему- либо, его следует убедить в необходимости этой деятельности для него самого и окружающих его людей. Резкость в обращении с ним, как и стремление подогнать, недопустимы — это вызовет лишь бурный протест. Отрицательную оценку следует применять весьма осторожно — лишь настолько, насколько это требуется для улучшения результатов его работы, при этом необходимо обязательно объяснить ему причины такой оценки, убедить в ее объективности.

Перед сангвиниками желательно как можно чаще ставить новые, по возможности все более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения.

Включая детей-сангвиников в какую-либо активную деятельность, воспитатель должен предупредить их, что его интересует их мнение об этой деятельности, которое они должны будет высказать.

При работе с флегматиками необходимо учитывать то, что им требуется достаточно много времени, чтобы сосредоточиться. Поэтому воспитатель каждый раз, не повышая голоса, спокойно и доброжелательно должен выяснять, правильно ли понял ребенок задание, давать ему дополнительное время для сосредоточения и распределения внимания. Тогда флегматик правильно все сделает и доведет начатое до конца. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Многое в поведении меланхоликов зависит от отношения к ним воспитателя: здесь недопустимы резкость, ирония, повышенный тон. Необходимо отмечать положительные черты ребенка-меланхолика, давать ему высказаться, поощрять за инициативу.

 


Заключение

 

В ходе выполнения настоящей курсовой работы была поставлена цель – выявить зависимость внимания от типа темперамента у дошкольников.

Для этого в рамках дошкольного образовательного учреждения № 50 было проведено исследование, направленное на определение типа темперамента детей в возрасте 4-5 лет по методике Т.А. Блюминой с последующей проверкой устойчивости внимания посредством теста Бурдона. Результаты исследования показали существенность влияния темперамента на уровень внимательности дошкольников.

Информация о работе Отношение внимательности и особенностей темперамента у дошкольников