Отклоняющееся поведение, причины его возникновения в детском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

В любом социальном обществе всегда есть социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым живёт это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели, всегда будут существовать люди, называемые девиантами.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
Понятие отклоняющегося поведения, его норма и отклонение от нее…………………………………………............................................
Причины возникновения девиантного поведения в детском возрасте…………………........................................................................
Роль родителей в возникновении и формировании девиантного поведения……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

     Причиной  может стать и социально благоприятная  среде, но низкая по уровню материального  обеспечения. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформировались моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения – сначала в виде протеста против своих условий жизни, а потом нарушить закон. Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтами с взрослыми ребенок может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

     Существуют  концепции, в которых авторы перечисляют  смешанные психофизиологические и социальные причины девиантности.

     Так, В.Клайн выделил 6 типов юных правонарушителей с психофизиологической точки зрения:

      1. Он просто «валяет дурака». Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать младших братьев и сестер, спустить соседу шину, укатить без разрешения и, не имея прав, на чужом автомобиле, попробовать наркотики. Поведение подростков изобилует шалостями и неблаговидными поступками.
      2. Враг родителей. Причиной может стать и месть одному из родителей. С течением времени их враждебность перерастает в настоящую войну.
      3. Испорченный ребенок. Ни в интеллектуальном, ни в физическом, ни в эмоциональном развитии у него отклонений нет. Единственное, это контакты с правонарушителями. Это говорит о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье и теперь он живет по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им.
      4. Органик. Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития, у которого нарушение дисциплины объясняется ослабленным интеллектом и отсутствием способности оценивать свои поступки.
      5. Психопатики. Это умственно неполноценные или больные дети. Для них характерна мания преследования, галлюцинации, всевозможные навязчивые мысли.
      6. Дурное семя. Этот тип еще называют первичными психопатами. Для него характерны хронические правонарушения в течении всей жизни, его ничто не останавливает. Он никого не может любить, у него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. И все дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нормального, порядочного поведения.
    1. Возрастной фактор определяет разнообразие поведения на разных этапах онтогенеза. О девиантном поведении следует говорить лишь по достижении 6-8 лет, не ранее. Как правило, маленький ребенок не может достаточно контролировать, осознавать свое поведение и соотносить его с социальными нормами. Только в школе ребенок по-настоящему сталкивается с принципиальными социальными требованиями, и только с началом со школьного возраста от ребенка ожидают строгое следования основным правилам поведения.

     Нарушение социального поведения на разных этапах онтогенеза, вероятно, представляет собой проблемы психического развития ребенка или невропатические реакции. Например, воровство ребенка в 5 лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на потерю близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии.

     С момента поступления в школу, ситуация принципиально меняется –  начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка.

     Развитие  ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 12 лет растущий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждом из которых происходит значительное изменение физических и психологических состояний, меняются эмоциональные коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом владеют своими мыслями, чувствами и поступками. Часто ломка представлений и установок, изменение желаний и привычек происходит быстро. Ребенок не успевает адаптироваться к изменениям, результатом чего становится неуверенность в себе, уменьшается доверие к другим людям, повышается конфликтность или склонность к депрессии.

     Таким образом, дети и подростки в течение школьного периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях. Соответственно, многие из них оказываются в разряде детей с трудностями в поведении.  Возрастные кризисы рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженного состояния конфликтности при переходе от одного периода возрастного периода к другому. Общей причиной кризисов является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребенка   (в деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере и др.).

     4. Роль родителей  в возникновении  и формировании  девиантного поведения.

     Кроме сознательного, целенаправленного  воспитания, которым обеспечивают ребенка  родители, на него воздействует вся  внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия гораздо превышает все остальное. Оно начинается с младенческого возраста, когда ребенок еще не воспитывается серьезно, когда он еще не может осознать ни свое социальное положение, ни материальный уровень своей семьи, но когда он уже может воспринимать ласку, нежность, заботу своих родителей. Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому он является одним из важных по степени влияния на ребенка, в частности на формирование его поведения.

     На  возникновение адекватных или неадекватных паттернов поведения ребенка влияют стили родительского воспитания, а также особенностью взаимодействия между матерью и отцом.

     Рассмотрим  стили родительского воспитания:

    • Гипопротекция. Для этого стиля воспитания характерно отсутствие внимания к ребенку. Мир ребенка неинтересен родителям. Родители не обращают внимания на нарушения, допускаемые ребенком, что приводит к неадекватному формирования и слабому функционированию суперэго, дети лишены опыта ответственности, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
    • Гиперпротекция. Родители уделяют ребенку слишком много времени и сил. Гиперопека, тревожность за ребенка, беспокойство по поводу и без, желание «привязать» его к своим настроениям и чувствам. Такой тип семейных отношений чреват развитием инфантильного эго у ребенка.
    • Эмоциональное отвержение. Характерно недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего, страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями. Ребенок чувствует, что он – обуза. При этом варианте родители выполняют обязанности, но это лишь обязанности, а не ценности. Может сформироваться реакция аутизма, ребенок замыкается. Также может способствовать развитию «ложного я».
    • Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Характерно для родителей, которые переживают проблемы, связанные с нереализованными аспектами собственной жизни. Ребенок связывает выражение любви, внимания, необходимое присутствие родителей и их участие с теми достоинствами, которые они хотят видеть у него. Ребенок переживает конфликт, основанный на противоречии собственных желаний и потребностей интроецированным родительским ожиданиям. Такое воспитание искажает естественный процесс индивидуализации, обостряя переживание ребенком сепарационной тревоги. Не исключены отклонения поведения в подростковом возрасте.
    • «Спартанское воспитание». Родители, как правило, отдают приказания, они закрыты для общения с ребенком. Установлены жестокие требования и правила. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Чувства подавленности, вины и стыда оказываются наиболее готовой, сформированной реакцией на жизненные события.

     Родительская  неприязнь или условное принятие способствует развитию «ложного я», когда под маской демонстрируемого нереального идеализированного и грандиозного Я находится истинное – ослабленное и беспомощное, но реальное и аутентичное Я. Защита при этом – отрицание, проекция, замещение. Девиация – агрессивность, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, самоповреждения, суициды. 

  1. Заключение.

          Итак, девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. 

  Отклоняющееся  поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых  культурных норм. Без него было  бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

  1. Змановская Е.В., Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е.В.Змановская. М.: Академия, 2003.
  2. «Возрастная психология», хрестоматия, под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А., Москва, «Академия», 2001 г.
  3. Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.
  4. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 1968 г.
  5. www.pro-rebenka.ru «Причины девиантного поведения».

Информация о работе Отклоняющееся поведение, причины его возникновения в детском возрасте