Отчет по практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:39, отчет по практике

Описание работы

Цель практики:
ознакомиться с методами работы Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» с детьми с синдромом Дауна.
показать хороший уровень теоретических знаний и закрепить их практическими навыками.

Работа содержит 1 файл

Отчет по соц. работе..docx

— 33.12 Кб (Скачать)

Отчет

по  прохождению ознакомительной  практики

 

Студентка

 Цель практики:

  1. ознакомиться с методами работы Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» с детьми с синдромом Дауна.
  2. показать хороший уровень теоретических знаний и закрепить их практическими навыками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика  была пройдена в Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» г. Москва с 04.03.2012. по 15.03.2012.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ:

Фонд поддержки  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, создан в соответствии с Указом Президента  Российской Федерации от 26 марта 2008 года № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации».

Учредителем Фонда от имени Российской Федерации  является инистерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Деятельность  Фонда  направлена на создание нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между  федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно  сократить распространенность социального  неблагополучия детей и семей  с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями  и детьми.

Высшим руководящим органом  Фонда является попечительский совет.

Оперативное управление деятельностью Фонда  осуществляет правление Фонда.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА :

  • профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;
  • социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

ЗОНЫ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ ФОНДА:

  • содействие развитию межведомственной координации решения проблем детского неблагополучия как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, выработка успешных моделей построения такой работы на местном;
  • выявление, распространение и поддержка лучших практик работы;
  • продвижение программно-целевого подхода в решении задач по улучшению положения детей;
  • целенаправленное содействие инфраструктурным изменениям, необходимым для сокращения распространенности детского неблагополучия;
  • содействие сокращению разрыва между территориями в организации социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
  • поддержка профессиональных сообществ специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

 

Основной  формой деятельности Фонда является  софинансирование программ субъектов Российской Федерации, а также проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций, направленных на решение проблем детского неблагополучия.

 

В 2011-2012 году  в рамках деятельности фонда проходил проект «Развитие речи и навыков социализации детей с синдромом Дауна раннего возраста»

Цель: Осуществление комплекса мер, направленных на раннюю социализацию детей с синдромом Дауна в городе Москва, с дальнейшей трансляцией этого опыта в регионы.

Задачи:

1.Создавать  условия для формирования у  детей с синдромом Дауна: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.

2. Проводить  профилактику дезадаптации детей, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.

3. Предупреждать  возможные неблагополучия в психологическом  развитии и становлении личности  каждого ребенка в процессе воспитания детей родителями.

 Целевые группы

  • дети с синдромом Дауна, их семьи (60 московских семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна от рождения до 2-х лет, 1000 семей из регионов);
  • специалисты, работающие с детьми с синдромом Дауна (50 специалистов системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения города Москвы, десятки специалистов из регионов);
  • широкая российская общественность.

Территория реализации

г. Москва и регионы России

 В начале  проекта  на основе проведенной диагностики, была выбрана группа детей, нуждающихся в психологической социаллизации. С данной группой проводилась работа в двух направлениях:

  - коррекция эмоционально-личностной сферы детей с синдромом Дауна;

  - развитие познавательных процессов детей с синдромом Дауна.

Анализ и характеристика работы.

 Свою  работу в фонде я начала со знакомства с персоналом и группой детей, с которой мне предстояло работать. Под руководством дефектолога, с помощью тестовых методик, проводилась диагностическая работа по изучению психологического развития детей младшего возраста. Целью диагностики было выявление детей с уровнем развития познавательных процессов ниже среднего, для оказания им коррекционной помощи. У детей планировалось проверить внимание, восприятие, память, мышление, мелкую моторику.

 В спокойной  дружественной обстановке в форме игры детям были предложены задания, которые они с интересом выполняли. В первый и в дальнейшие дни, мы работали с небольшими группами детей (3-4 человека) из младшей группы. Уже в первые дни было очевидно, что у детей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. В этом возрасте проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Для детей с синдромом Дауна это становится намного труднее, но дети  с увлечением участвовали в игре.

Диагностика не включает в себя экспериментальных  заданий, так как из-за низкого  уровня психического развития и из-за отсутствия речи ребенок, как правило, не может их выполнить. Диагностическая  программа объединяет в себя следующие  методы:

наблюдения  за деятельностью ребенка;

беседы с  родителями;

анкетирование.

Метод наблюдения дефектолога за деятельностью  ребенка.

Активное  или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в  свободной деятельности, в совместной деятельности с родителями, т. е. в  естественной для ребенка ситуации. Наблюдение является надежным методом, не требующим специального оборудования, исключает  дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ребенка.

Наблюдение  всегда начинается с постановки цели. Определить: предметы и виды деятельности, которые привлекают внимание ребенка; каким образом общается с окружающими; проблемы поведения.

Процедура наблюдения может быть различной:

  • играть с ребенком (активное наблюдение), наблюдать со стороны (пассивное наблюдение).
  • психолого-педагогическое обследование в совместной деятельности с дефектологом.
  • Социальное развитие (сформированность представлений о себе, родителях, сверстниках).
  • Сформированность предметной деятельности.
  • Ориентировка в окружающем мире.
  • Уровень развития изобразительной деятельности.

Изучение  социального развития.

Материал: зеркало.

Ход исследования: ребенку предлагают посмотреть в  зеркало, ответить на вопрос «Кто там?».

Показать: «Где мама», «где тётя» и т.д.

Анализ данных: определить, узнает ли ребенок себя, знает ли своих близких, как реагирует  на посторонних взрослых, детей, как  общается со взрослыми, родителями, сверстниками.

Результат: большинство детей узнают себя в  зеркале, знают свое имя, откликаются  на него, узнают своих близких, называют их по-своему. Вступают в контакт охотно, особенно со сверстниками. Общение со взрослыми избирательное.

 

Изучение  предметных действий.

Материал: пирамидка  с тремя, пятью кольцами.

Ход исследования: ребенку предлагается собрать пирамидку.

Анализ данных:  определить,  насколько целенаправленны  предметные действия. Понимает задачу или просто манипулирует предметами. Пытается ли установить соотношение колец, или нанизывает в произвольном порядке. Доводит ли начатое до конца. Как реагирует на трудности. Обращается ли за помощью. Как относится к результату. Умеет ли ребенок не отвлекаться, сосредотачиваться.

Результаты: результаты очень различные, в общем можно охарактеризовать так: дети воспринимают задание не сразу, а только при повторении. Задачу поняли, но установить соотношение колец не пытаются, одевают их в произвольном порядке, не ориентируются на величину. Собирают пирамидку до конца, но заинтересованности в конечном результате не проявляют. В процессе игры могут переключиться на другой вид деятельности. Совсем не сопротивляются, когда дефектолог возвращает их назад, помощь воспринимают адекватно.

Изучение  ориентировки в окружающем мире.

Материал: набор  предметных картинок по пять из каждой классификационной группы (мебель, одежда, игрушки, фрукты, овощи, дикие  животные, домашние животные, транспорт).

Ход исследования: предложить назвать или показать картинку либо выбрать картинки, относящиеся  к одной классификационной группе.

Анализ данных: определить активный и пассивный  словарь  ребенка, выявить сформированность знаний об окружающем, которые имеются у ребенка. Определить способность групповой классификации.

Результаты: дети имеют неплохой пассивный словарь, показывают картинки из серии овощи, фрукты, дикие  и домашние животные, некоторые виды мебели, транспорта, игрушек. Активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний, нескольких слов.

 

Объединить предметы в одну группу не могут. Знания об окружающем поверхностные, недостаточно сформированы в соответствии с возрастом.

Изучение  изобразительной деятельности.

Материал: оборудование для рисования.

Ход исследования: «Нарисуй, какую хочешь картинку для  мамы».

Анализ данных: определить, имеет ли ребенок технические  навыки, скоординированы ли движения руки и глаза (точность движений, регуляция  силы).

Пользуется  ли средствами выразительности (цвет, линия, композиция и т.д.).

Возникает ли замысел и насколько он устойчив, какого содержание рисунка.

Как проявляется  самостоятельность в процессе рисования, требуется ли помощь взрослого, обращается ли за помощью к взрослому.

Как относится  к процессу рисования (равнодушен, эмоции положительные, отрицательные).

Результаты: дети в основном не имеют навыков рисования, но видно, что знают о назначении карандаша. Сразу начинают черкать хаотичные линии. Карандаш не выбирали, брали тот,  который попался под руку. Движения руки и глаза не скоординированы. Не следят за проведенной линией, нажим на карандаш различный. Содержание рисунка не определяется, замысел отсутствует. При этом, дети выражает удовольствие в процессе рисования. Показывают рисунки. Рисуют недолго. Быстро отвлекаются и приступают к другому занятию.

Наблюдая  за детьми, дефектолог в процессе предлагаемых игровых заданий может оценить состояние основных психологических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и воображения. Результат наблюдений заносится в протокол для каждого ребенка отдельно. Дефектолог разрабатывает программы развития для каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Всего  нами было протестировано 50 детей, младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна, 25мальчиков и 25 девочек. В ходе проверки было выявлено несколько детей, которые имеют уровень развития выше, чем у других.  Для каждого ребенка была разработана программа занятий, способствующих развитию и социализации детей с синдромом Дауна в обществе.

Выполнила студентка

 факультета  ……………………..

 Руководитель  практики_______________ дефектолог Благотворительного             фонда «Даунсайд Ап»   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДНЕВНИК

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ  ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Дата

Краткое содержание

выполненных работ

Текущие примечания и особые отметки

04.03.2012

1. Ознакомление с фондом, работниками и детьми.

2. Ознакомление с методиками  и рабочими материалами для  диагностики психического развития детей с синдромом Дауна младшего возраста. Цель: Диагностика детей с синдромом Дауна, изучение их психического, социального развития. Оказание помощи в социализации.

У детей отмечается отсутствующий  взгляд, слабо выраженная заинтересованность

05.03.2012

1. Оказание помощи в работе дефектологу с группой детей с синдромом Дауна младшего возраста в отработке метода «наблюдение». Цель: Определение зон актуального и ближайшего развития.

2. Помощь дефектологу при обработке результатов.

 

06.03.2012

1. Оказание помощи в работе дефектологу с группой детей с синдромом Дауна младшего возраста в изучении социального развития. Цель: Определение зон актуального и ближайшего развития.

2. Помощь дефектологу при обработке результатов.

У детей проявляется отсутствие социализации. Настороженное отношение к взрослым

07.03.2012

1. Помощь и содействие дефектологу в работе с детьми с синдромом Дауна младшего возраста в изучении предметных действий. Цель: Изучение развития мышления.

2. Помощь дефектологу при обработке результатов.

 

08.03.2012

1. Помощь и содействие дефектологу в работе с детьми с синдромом Дауна  младшего возраста в изучении ориентировки в окружающем мире. Цель: Изучение развития внимания, восприятия, мышления

2. Помощь дефектологу при обработке результатов.

 

09.03.2012

1. Работа под руководством дефектолога с детьми с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста в изучении изобразительной деятельности. Цель: Изучение развития внимания, восприятия.

2. Помощь дефектологу при обработке результатов.

 

10.03.2012

1.Работа под руководством  дефектолога с детьми с синдромом Дауна по изучению развития мелкой моторики. Цель: определить уровень развития мелкой моторики

2. Помощь дефектологу при обработке результатов.

Дети охотно принимают участие  в занятиях.

11.03.2012

1. Помощь дефектологу при работе с детьми с синдромом Дауна младшего возраста по методики «Складывание пирамидки». Цель: Изучение развития внимания, восприятия, мышления.

2. Помощь дефектологу  при обработке результатов.

 

12.03.2012

Ознакомление с методиками и рабочими материалами для работы с детьми с синдромом Дауна старшего возраста.

 

13.03.2012

1. Помощь дефектологу в проведение фронтального занятия с детьми с синдромом Дауна старшего возраста. Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Помощь дефектологу при обработке результатов.

 

14.03.2012

1. Помощь дефектологу в разработке индивидуального плана развития для каждого ребенка изученной группы.

2. Оформление результатов

Индивидуальный план разрабатывается  для занятий с детьми дома.

15.03.2012

1. Оформление документов по практике: дневника, отчета.

 

Информация о работе Отчет по практике