Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:39, отчет по практике
Цель практики:
ознакомиться с методами работы Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» с детьми с синдромом Дауна.
показать хороший уровень теоретических знаний и закрепить их практическими навыками.
Отчет
по прохождению ознакомительной практики
Студентка
Цель практики:
Практика была пройдена в Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» г. Москва с 04.03.2012. по 15.03.2012.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ:
Фонд поддержки
детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, создан в соответствии
с Указом Президента Российской
Федерации от 26 марта 2008 года № 404 «О
создании Фонда поддержки детей,
находящихся в трудной
Учредителем Фонда от имени Российской Федерации является инистерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Деятельность
Фонда направлена на создание нового
механизма управления, позволяющего
в условиях разделения полномочий между
федеральным центром и
Высшим руководящим органом Фонда является попечительский совет.
Оперативное управление деятельностью Фонда осуществляет правление Фонда.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА :
ЗОНЫ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ ФОНДА:
Основной формой деятельности Фонда является софинансирование программ субъектов Российской Федерации, а также проектов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений, российских некоммерческих организаций, направленных на решение проблем детского неблагополучия.
В 2011-2012 году в рамках деятельности фонда проходил проект «Развитие речи и навыков социализации детей с синдромом Дауна раннего возраста»
Цель: Осуществление комплекса мер, направленных на раннюю социализацию детей с синдромом Дауна в городе Москва, с дальнейшей трансляцией этого опыта в регионы.
Задачи:
1.Создавать условия для формирования у детей с синдромом Дауна: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.
2. Проводить профилактику дезадаптации детей, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.
3. Предупреждать
возможные неблагополучия в
Целевые группы
Территория реализации
г. Москва и регионы России
В начале проекта на основе проведенной диагностики, была выбрана группа детей, нуждающихся в психологической социаллизации. С данной группой проводилась работа в двух направлениях:
- коррекция эмоционально-личностной сферы детей с синдромом Дауна;
- развитие познавательных процессов детей с синдромом Дауна.
Анализ и характеристика работы.
Свою работу в фонде я начала со знакомства с персоналом и группой детей, с которой мне предстояло работать. Под руководством дефектолога, с помощью тестовых методик, проводилась диагностическая работа по изучению психологического развития детей младшего возраста. Целью диагностики было выявление детей с уровнем развития познавательных процессов ниже среднего, для оказания им коррекционной помощи. У детей планировалось проверить внимание, восприятие, память, мышление, мелкую моторику.
В спокойной дружественной обстановке в форме игры детям были предложены задания, которые они с интересом выполняли. В первый и в дальнейшие дни, мы работали с небольшими группами детей (3-4 человека) из младшей группы. Уже в первые дни было очевидно, что у детей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. В этом возрасте проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Для детей с синдромом Дауна это становится намного труднее, но дети с увлечением участвовали в игре.
Диагностика не включает в себя экспериментальных заданий, так как из-за низкого уровня психического развития и из-за отсутствия речи ребенок, как правило, не может их выполнить. Диагностическая программа объединяет в себя следующие методы:
наблюдения за деятельностью ребенка;
беседы с родителями;
анкетирование.
Метод наблюдения дефектолога за деятельностью ребенка.
Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в совместной деятельности с родителями, т. е. в естественной для ребенка ситуации. Наблюдение является надежным методом, не требующим специального оборудования, исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ребенка.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели. Определить: предметы и виды деятельности, которые привлекают внимание ребенка; каким образом общается с окружающими; проблемы поведения.
Процедура наблюдения может быть различной:
Изучение социального развития.
Материал: зеркало.
Ход исследования: ребенку предлагают посмотреть в зеркало, ответить на вопрос «Кто там?».
Показать: «Где мама», «где тётя» и т.д.
Анализ данных: определить, узнает ли ребенок себя, знает ли своих близких, как реагирует на посторонних взрослых, детей, как общается со взрослыми, родителями, сверстниками.
Результат: большинство детей узнают себя в зеркале, знают свое имя, откликаются на него, узнают своих близких, называют их по-своему. Вступают в контакт охотно, особенно со сверстниками. Общение со взрослыми избирательное.
Изучение предметных действий.
Материал: пирамидка с тремя, пятью кольцами.
Ход исследования: ребенку предлагается собрать пирамидку.
Анализ данных: определить, насколько целенаправленны предметные действия. Понимает задачу или просто манипулирует предметами. Пытается ли установить соотношение колец, или нанизывает в произвольном порядке. Доводит ли начатое до конца. Как реагирует на трудности. Обращается ли за помощью. Как относится к результату. Умеет ли ребенок не отвлекаться, сосредотачиваться.
Результаты: результаты очень различные, в общем можно охарактеризовать так: дети воспринимают задание не сразу, а только при повторении. Задачу поняли, но установить соотношение колец не пытаются, одевают их в произвольном порядке, не ориентируются на величину. Собирают пирамидку до конца, но заинтересованности в конечном результате не проявляют. В процессе игры могут переключиться на другой вид деятельности. Совсем не сопротивляются, когда дефектолог возвращает их назад, помощь воспринимают адекватно.
Изучение ориентировки в окружающем мире.
Материал: набор предметных картинок по пять из каждой классификационной группы (мебель, одежда, игрушки, фрукты, овощи, дикие животные, домашние животные, транспорт).
Ход исследования:
предложить назвать или показать
картинку либо выбрать картинки, относящиеся
к одной классификационной
Анализ данных: определить активный и пассивный словарь ребенка, выявить сформированность знаний об окружающем, которые имеются у ребенка. Определить способность групповой классификации.
Результаты: дети имеют неплохой пассивный словарь, показывают картинки из серии овощи, фрукты, дикие и домашние животные, некоторые виды мебели, транспорта, игрушек. Активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний, нескольких слов.
Объединить предметы в одну группу не могут. Знания об окружающем поверхностные, недостаточно сформированы в соответствии с возрастом.
Изучение изобразительной деятельности.
Материал: оборудование для рисования.
Ход исследования: «Нарисуй, какую хочешь картинку для мамы».
Анализ данных: определить, имеет ли ребенок технические навыки, скоординированы ли движения руки и глаза (точность движений, регуляция силы).
Пользуется ли средствами выразительности (цвет, линия, композиция и т.д.).
Возникает ли замысел и насколько он устойчив, какого содержание рисунка.
Как проявляется самостоятельность в процессе рисования, требуется ли помощь взрослого, обращается ли за помощью к взрослому.
Как относится к процессу рисования (равнодушен, эмоции положительные, отрицательные).
Результаты: дети в основном не имеют навыков рисования, но видно, что знают о назначении карандаша. Сразу начинают черкать хаотичные линии. Карандаш не выбирали, брали тот, который попался под руку. Движения руки и глаза не скоординированы. Не следят за проведенной линией, нажим на карандаш различный. Содержание рисунка не определяется, замысел отсутствует. При этом, дети выражает удовольствие в процессе рисования. Показывают рисунки. Рисуют недолго. Быстро отвлекаются и приступают к другому занятию.
Наблюдая за детьми, дефектолог в процессе предлагаемых игровых заданий может оценить состояние основных психологических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и воображения. Результат наблюдений заносится в протокол для каждого ребенка отдельно. Дефектолог разрабатывает программы развития для каждого ребенка.
Заключение
Всего нами было протестировано 50 детей, младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна, 25мальчиков и 25 девочек. В ходе проверки было выявлено несколько детей, которые имеют уровень развития выше, чем у других. Для каждого ребенка была разработана программа занятий, способствующих развитию и социализации детей с синдромом Дауна в обществе.
Выполнила студентка
факультета ……………………..
Руководитель практики_______________ дефектолог Благотворительного фонда «Даунсайд Ап»
ДНЕВНИК
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ
Дата |
Краткое содержание выполненных работ |
Текущие примечания и особые отметки |
04.03.2012 |
1. Ознакомление с фондом, работниками и детьми. 2. Ознакомление с методиками
и рабочими материалами для
диагностики психического |
У детей отмечается отсутствующий взгляд, слабо выраженная заинтересованность |
05.03.2012 |
1. Оказание помощи в работе дефектологу с группой детей с синдромом Дауна младшего возраста в отработке метода «наблюдение». Цель: Определение зон актуального и ближайшего развития. 2. Помощь дефектологу при обработке результатов. |
|
06.03.2012 |
1. Оказание помощи в работе дефектологу с группой детей с синдромом Дауна младшего возраста в изучении социального развития. Цель: Определение зон актуального и ближайшего развития. 2. Помощь дефектологу при обработке результатов. |
У детей проявляется отсутствие социализации.
Настороженное отношение к |
07.03.2012 |
1. Помощь и содействие 2. Помощь дефектологу при обработке результатов. |
|
08.03.2012 |
1. Помощь и содействие 2. Помощь дефектологу при обработке результатов. |
|
09.03.2012 |
1. Работа под руководством дефектолога с детьми с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста в изучении изобразительной деятельности. Цель: Изучение развития внимания, восприятия. 2. Помощь дефектологу при обработке результатов. |
|
10.03.2012 |
1.Работа под руководством дефектолога с детьми с синдромом Дауна по изучению развития мелкой моторики. Цель: определить уровень развития мелкой моторики 2. Помощь дефектологу при обработке результатов. |
Дети охотно принимают участие в занятиях. |
11.03.2012 |
1. Помощь дефектологу при работе с детьми с синдромом Дауна младшего возраста по методики «Складывание пирамидки». Цель: Изучение развития внимания, восприятия, мышления. 2. Помощь дефектологу при обработке результатов. |
|
12.03.2012 |
Ознакомление с методиками и рабочими материалами для работы с детьми с синдромом Дауна старшего возраста. |
|
13.03.2012 |
1. Помощь дефектологу в проведение фронтального занятия с детьми с синдромом Дауна старшего возраста. Цель: Развитие эмоциональной сферы детей. 2. Помощь дефектологу при обработке результатов. |
|
14.03.2012 |
1. Помощь дефектологу в разработке индивидуального плана развития для каждого ребенка изученной группы. 2. Оформление результатов |
Индивидуальный план разрабатывается для занятий с детьми дома. |
15.03.2012 |
1. Оформление документов по |