Особенности воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы является изучение особенностей развития творческого воображения у дошкольников.
Объектом темы является воображение у детей дошкольного возраста.
Соответственно, предметом работы будут являться особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Данная контрольная работа содержит две главы, в которых будут рассматриваться понятие воображения, его виды, особенности и способы создания творческих образцов. Каждая глава заканчивается кратким выводом. В заключении контрольной работы раскрыта значимость творческого воображения дошкольников, приведены главные выводы.

Содержание

Введение
Общая характеристика воображения в жизни человека…….4
Виды и функции воображения………………………………...5
Приемы создания образов воображения……………………...7
Особенности воображения детей дошкольного возраста……8
Пути совершенствования воображения дошкольников……..14
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности воображения детей дошкольного возраста.

 

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту. 

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. 

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста? 

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности 

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые  демонстрирует  способность  замещать одни  предметы  другими  и  использовать  одни  предметы   в   роли  других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает  в  играх, где  символические  замены  совершаются   довольно   часто   и   с   помощью разнообразных средств и примеров.

О развитости детского воображения  в  дошкольном  возрасте  судят  не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в  играх,  но  и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и  рисунков. 

В  первой  половине  дошкольного  детства   у   ребенка   преобладает репродуктивное   воображение,   механически    воспроизводящее    полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного  восприятия  действительности,  прослушивания рассказов,  сказок,  просмотра  видео-  и   кинофильмов.   В   данном   типе воображения еще мало точного сходства с  реальностью  и  нет инициативного, творческого отношения к образно  воспроизводимому  материалу.  Сами  образы-воображения   такого   типа   восстанавливают   действительность    не    на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе.  В  образах  обычно воспроизводится  то,  что  оказало  на  ребенка  эмоциональное  впечатление, вызвало  у  него  вполне  определенные  эмоциональные   реакции,   оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является  еще довольно слабым.

Маленький ребенок, например трехлетка не в  состоянии  еще  полностью восстановить картину по памяти, творчески  ее  преобразовать,  расчленить  и использовать далее отдельные части воспринятого как  фрагменты,  из которых можно сложить что-либо  новое.  Для  младших  детей-дошкольников  характерно неумение  видеть  и  представлять  вещи  с  точки  зрения,  отличной  от  их собственной,  под  иным  углом  зрения.  Если  попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же,  как  они  расположены на другой ее части, повернутой к первой под  углом  в  90 градусов,  то  это  обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста.  Им  сложно  мысленно преобразовать  не  только  пространственные,  но   и   простые   плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется  произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически  воспроизводящего действительность, превращается в творчески ее преобразующее. Оно  соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате  приобретает  осознанный,  целенаправленный  характер.  Главным видом  деятельности,   где   проявляется   творческое   воображение   детей, совершенствуются все познавательные  процессы,  становятся сюжетно  ролевые игры.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит

в онтогенезе человека определенный путь развития.  О.  М.  Дьяченко  показала, что детское воображение в своем развитии подчинено  тем  же  самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие,  память  и внимание,   воображение   из   непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно  превращается  из непосредственного  в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со  стороны  ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства  у  ребенка, чье  творческое  воображение  развилось достаточно  быстро  (а  такие  дети составляют примерно одну пятую  часть  детей  этого  возраста),  воображение представлено  в  двух  основных  формах:  
 
а)  произвольное,  самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи  
 
б)  возникновение  воображаемого  плана ее реализации.  
 
      Помимо  своей  познавательно-интеллектуальной  функции  воображение  у детей  выполняет  еще  одну,  аффективно-защитную  роль.  Оно   предохраняет растущую, легко  ранимую  и  слабо  защищенную  душу  ребенка  от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной  функции  воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче  и  успешнее  решает  возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том,  что через  воображаемую  ситуацию  может   происходить   разрядка   возникающего напряжения и  своеобразное,  символическое  разрешение  конфликтов,  которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.  
 
       У  детей  дошкольного  возраста  обе   важные   функции   воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в  развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение  как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает  превращаться в  произвольный,  знаково-опосредствованный   процесс   и   разделяется   на познавательное и аффективное. 
 
      Познавательное воображение формируется благодаря отделению  образа  от предмета и обозначению  образа  с  помощью  слова.  Аффективное  воображение складывается в результате  образования  и  осознания  ребенком своего  «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков. 
 
       На  первом   этапе   развития   воображение   связано   с   процессом «опредмечивания» образа действием.  Через  этот  процесс  ребенок  научается управлять своими образами,  изменять,  уточнять  и  совершенствовать  их,  а, следовательно,   регулировать   свое   собственное    воображение.    Однако планировать его заранее, составлять в уме программу предстоящих действий  он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам. 
 
      Детское аффективное воображение с возраста 2,5-3 года –  4-5  лет  развивается  по несколько иной логике. Вначале  отрицательные  эмоциональные  переживания  у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими  сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают  угрозы его «Я» (рассказы-фантазии  детей  о  себе,  как  о  якобы  обладающих  особо выраженными положительными качествами).  
 
      Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения  возникают замещающие действия, которые  в  результате  своего  осуществления  способны снять   возникшее   эмоциональное   напряжение;   формируется   и  начинает практически действовать механизм  проекции,  благодаря  которому  неприятные знания  о  себе,  собственные  отрицательные,  нравственно  и   эмоционально неприемлемые качества и  поступки  начинают  ребенком приписываться  другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около  6-7  лет  развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из  них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире. 
 
Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя. Этого же мнения придерживаются и другие психологи. 
 
Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.  
 
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней. 
 
Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Выготский, связан с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития. 
 
 Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у них самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для них реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез начинают  бояться выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения. 
 
Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

  1. Пути совершенствования воображения дошкольников.

Есть много способов развития воображения. В их числе  – различные творческие игры. Например, в книге М.Битяновой «Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка» описаны  пять таких игр.

1. «Внутренний мультфильм». 
Взрослый рассказывает начало какой-то истории, например: «Лето. Утро. Мы на даче. Мы вышли из дома, и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок...». Далее ребенок должен придумать продолжение истории. Он представляет себе то, что происходит дальше, и рассказывает. Затем ребенок останавливается и дальше продолжение придумывает взрослый и т.д.

2. «Дорисуй рисунок». 
Эту игру хорошо использовать на детских праздниках, когда ребенок 
не один, а с друзьями. Детям предъявляют листы бумаги с нарисованными на них элементами предметов. Это может быть, например, силуэт дерева, простые геометрические фигуры и др., важно, чтобы изображение не было однозначным и давало простор для воображения. Детей просят дорисовать каждую фигуру, так, чтобы получилось что-то осмысленное. А потом рисунки всех детей рассматриваются и вручаются призы: за самый оригинальный рисунок, за свободу использования различных элементов. Обычно бывает весело.

3. «Нарисуй настроение». 
А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение 
или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

4. «На что это похоже?» 
Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда 
родитель и ребенок ждут трамвая, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

5. «Старая сказка на  новый лад». 
Это тоже подходящая игра для развлечения детей на детских праздниках. Берется какая-то известная сказка, например, «Колобок», «Теремок» или «Красная шапочка», и изменяется. Сначала можно изменить сюжет, оставив прежних героев, потом, наоборот, нужно сохранить сюжет, но придумать других действующих лиц. Самое интересное – оставить героев, но изменить их характер, например, лягушка, станет злой врединой, волк – симпатичным милягой, а Красная шапочка – плохо воспитанной девочкой, которая, в конце концов, съест несчастного волка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение      

Универсальные творческие способности – это  индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.     

В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и  воображения. Поэтому основными  направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:     

- развитие продуктивного  творческого воображения, которое  характеризуется такими качествами  как богатство продуцируемых  образов и направленность.     

- развитие качеств  мышления, которые формируют креативность.      

Детский возраст имеет богатейшие возможности  для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности  с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно  эффективнее использовать их в младшем  школьном детстве.     

Успешное  развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей;
  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка;
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей;
  4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и так далее;
  5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

 

     Но  создания благоприятных условий  недостаточно для воспитания ребенка  с высокоразвитыми творческими  способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.      

Необходимым условием развития творческого воображения  детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой.   
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Мухина В.С. Детская психология – Экспо – Пресс, 1999
  2. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М., 1998
  3. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. М., 1996
  4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Занимательные дидактические задания детей старшего д/в. М., 1994
  5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3 изд., доп. – М., 1990
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991
  7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1996
  8. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1996
  9. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников – Ярославль, 1996
  10. Тихомирова Л.Ф. Развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль, 1999
  11. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.

Информация о работе Особенности воображения детей дошкольного возраста