Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:19, доклад
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности, которая обусловливает рост научно-технического прогресса и связанные с ним социально-экономические преобразования. Интеграция и дифференциация общественных структур, усложнение производства в ходе общественного развития приводят к разделению труда и росту специализации работников, одновременно определяя все большую зависимость их друг от друга. Это, в свою очередь, требует расширения контактов и общения, в которых планируется деятельность, происходит обмен её продуктами.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени
адмирала Г.И. Невельского
Кафедра
« Психологии»
Доклад на тему:
Особенности
условия труда
моряков.
Выполнил: курсант 0351 группы
Никитин Е.Ю.
Проверил: преподаватель
____________________
Владивосток 2010
Труд
Трудовая
деятельность или труд - это целесообразная
активность человека, направленная на
видоизменение и приспособление
предметов природы для Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности, которая обусловливает рост научно-технического прогресса и связанные с ним социально-экономические преобразования. Интеграция и дифференциация общественных структур, усложнение производства в ходе общественного развития приводят к разделению труда и росту специализации работников, одновременно определяя все большую зависимость их друг от друга. Это, в свою очередь, требует расширения контактов и общения, в которых планируется деятельность, происходит обмен её продуктами. В процессе взаимодействия между людьми опыт, накопленный человечеством, передается от предшествующих поколений последующим в виде знаний, способов деятельности, машин и оборудования, инструментов и приспособлений, которые относятся к категории средств труда. Последние очень разно-образны и подразделяются на вещественные и функциональные. Первые включают землю, полезные ископаемые, различные предприятия, средства для осуществления практических действий - ручных, машинных, автоматизированных (станки, машины, инструменты и т.д.), а так же для получения, передачи и переработки информации (компьютер, телефон, телеграф, книги, инструкции и пр.). Ко вторым - организм человека как субъекта деятельности (функции различных органов и систем, участвующих в осуществлении трудовых процессов); группы функционирующих в производстве людей, являющихся объектом управлении (выразительные средства их поведения и речи и другие). С трудовой деятельностью
прежде всего связано создание и совершенствование
орудий труда, через которые опосредуется
воздействие чело-века на предмет труда
- сложную систему объектов, явлений, процессов
и их взаимоотношений, которыми человек
должен мысленно или практически оперировать
на рабочем месте, превращая их в тот или
иной продукт. В большинстве профессий
массового производства материальных
ценностей (например, при конвейерных
формах работы) предметы и продукты труда
довольно жестко фиксированы документально.
Некоторые виды трудовой деятельности,
включающие ситуации неопределенности,
допуска-ют вариативные и эвристические
нормы предмета и продукта труда. Например,
в профессии водителя (пилота, штурмана-судоводителя,
шофера и др.), когда основной целью и результатом
деятельности человека является свое-временный
и безопасный рейс, часто осуществляемый
в непредвиденной окружающей обстановке
(в частности, в постоянно изменяющихся
навигационных условиях). Кроме того, в
предмете труда, как и в его целях, различают
объективный (социальный) и субъективный
(личностной) компоненты. И этот второй
у мастера своего дела, вносящего в трудовой
процесс элементы творчества, может быть
по своим признакам богаче, чем в предписаниях,
образцах и инструкциях, то есть имеет
эвристический характер. |
Общие
положения анализа трудовой деятельности
основываются на комплексном системном
подходе, который является ведущим
методологическим принципом современных
наук о труде. С позиций этого
подхода трудовая деятельность человека
рассматривается в единстве трех
взаимосвязанных аспектов: предметно-действенного,
физиологического и психологического.
Труд - сложная эмпирическая категория,
которая изучается с позиций
социальных и биологических наук,
что обусловлено двойственной природой
этого явления. С одной стороны,
труд имеет социально-экономическую
сущность, которая отражает характерные
для данного общества производственные
отношения. А с другой - является процессом
взаимодействия между человеком и природой,
выполняя определенную техническую функцию,
осуществление которой основано на общих
биологических - физиологических и психологических
закономерностях человека как субъекта
деятельности Труд является основным видом человеческой деятельности, в процессе которой "люди, вооруженные средствами труда, своей целесообразной деятельностью изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей" ([13], с. 191-192). В этом проявляется предметно-действенное содержание труда, его внешняя сторона. Внутренняя сторона труда представлена его физиологическим и психологическим со-держанием. Совершая работу по созданию общественно полезного продукта, человек расходует свой энергетический потенциал, что приводит к утомлению и характеризует физиологическое содержание трудовой деятельности. По определению К. Маркса, труд " - это функции человеческого организма и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д." ([14], с. 31). Утомление, преломляясь через социальные и личностные компоненты человека как субъекта труда, в частности, через комплекс его эмоционально-волевых отношений к деятельности, выражается в состояниях усталости. Так, при неинтересной, монотонной, безразличной для человека работе у не-го может возникать чувство усталости еще задолго до того, как наступит реальное утомление, основанное на расходе определенной части энергетического запаса организма. И, наоборот, при интересной работе даже продолжи-тельное утомление может быть приятным. Чувство усталости - психологический признак физиологического явления утомления. Субъективные, лично-стные факторы, определяющие отношение человека к труду, выступают решающими характеристиками его психологического содержания. Направленная
по своей основной установке на производство
продукта, удовлетворяющего человеческую
потребность, трудовая деятельность вместе
с тем и основное условие развития
человека. В изречении Ф. Энгельса
труд есть "первое основное условие
человеческой жизни, и притом в такой
степени, что мы в известном смысле
должны сказать: "труд создал самого
человека." ([13], с. 486). В ходе исторического
преобразования производства, в процессе
трудовой деятельности развивается двигательный
аппарат человека, совершенствуются органы
чувств, главным образом зрение, усложняются
структура и функции коры больших полушарий
головного мозга - естественноприродной
основы человеческой психики, под которой
понимается особая форма отражения объективной
реальности, называемая сознанием. Сознание
является общим качеством всех психических
функций и представляет собой не что иное,
как осознанное бытие. Каждый человек
овладевает этой формой отражения окружающего
мира в процессе практического включения
в жизнь общества, в систему социальных
отношений и общественного производства. |
По
своему значению труд является насущной
потребностью чело-века, призванной удовлетворять
его биологические нужды и культурные
запросы. Характер удовлетворения этой
потребности определяется как субъективными,
так и объективными факторами. К первым относят индивидуальные возрастные и половые особенности людей, состояние их здоровья, личностные свойства (темперамент, характер, способности), а также уровень общей культуры, профессиональный опыт субъекта деятельности, его социальный статус, то есть положение в сфере общественных связей (должность, профессию, специальность). Ко вторым - особенности производства, в котором трудится человек: условия и дисциплину труда, форму его организации, рациональность систем заработной платы, подготовки и переподготовки кадров, наличие инноваций в технологии трудовых процессов и целый ряд других моментов социально-экономического характера. В качестве примера рассмотрим психологические показатели удовлетворения потребностей лиц морских профессий. К ним относятся как биологические нужды - в пище, воде, жилье, сексе, так и социальные запросы - в общении, труде, творчестве, развлечениях, отдыхе. При этом трудно определить, какие из них важнее, так как любой человек в первую очередь должен располагать некоторым минимумом жизненно-важных благ, обеспечивающих его физиологические функции, и условиями для развития, совершенствования своих духовных интересов, интеллекта, профессионального мастерства, а также для служебного роста. Особенности условий труда и отдыха моряков, значительная часть жизни которых проходит в судовой обстановке, затрудняет удовлетворение многих жизненно важных потребностей людей, а также изменяет показатели их психологической структуры и динамики. Так, на протяжении всего периода плавания у членов судоэкипажа преобладает потребность в общении с природой и новыми людьми, в движении, в эмоциональной и сексуальной разрядке. Социально и
лично значимые потребности в
труде, необходимость выполнять
должностные обязанности, соблюдать
дисциплину труда и морально-этические
нормы отношений в трудовом коллективе
в большей сте-пени проявляется у
представителей командного состава судна.
Для лиц этой профессиональной группы
чаще всего характерно совпадение целей
и смысла труда, которые они видят в достижении
общественно полезного результата, выполнении
производственных задач при минимальных
затратах времени, средств и людских ресурсов.
У многих представителей младшего командного
и рядового состава содержание смысла
деятельности часто выражается в сохранении
здоровья и внешней привлекательности,
достижении престижа, карьерных устремлений,
материального достатка и ряда других
далеко отстоящих от социально значимых
целей. |
Труд,
как и всякая другая деятельность
человека, исходит из определенных
побудительных сил - мотивов. Принципиально важно, что мотивы труда, являющиеся частью этой системы, обеспечиваются сознательными установками индивида, преобладающим влиянием социальных факторов, подчиняющих "низшие" - естественные потребности высшим - культурным. В мотивах трудовой деятельности отражается отношение человека к труду, проявляющееся в его установках и поведении. Установка на труд - расположенность или готовность к общественно полезной работе - раскрывает то значение, которое индивид придает ей в системе ценностей. Поведение - активное взаимодействие человека с окружающей средой в процессе труда - находится в прямой зависимости от объективных общественных условий - от господствующих производственных отношений, имеющих специфическую форму в каждой социально-экономической формации. Таким образом, основные мотивы трудовой деятельности, детерми-нированы её общественным содержанием. Поэтому ведущее значение для человека в системе индивидуальных мотивов труда занимают такие, как значимость общественного одобрения его результатов, получение признания и уважения со стороны окружающих людей, стремление находиться в сплоченном трудовом коллективе, желание выполнять полезную для общества, ответственную, интересную и разнообразную работу в соответствии со своими способностями. Трудиться - значит проявлять себя в деятельности, обогащать и расширять своё бытие, самосовершенствоваться, что в структуре трудовой мотивации выражается ориентацией на содержание труда, на возможности про-движения по службе, повышения квалификации, освоения новых видов дея-тельности, на новизну и творческую инициативу в работе. Трудовые мотивы
тесно связаны с понятием удовлетворенности
трудом - особым психическим состоянием
уравновешенности, отражающим оптимальное
согласование потребностей и ожиданий
человека относительно работы с конкретными
условиями деятельности. Удовлетворенность
трудом является субъективным показателем
положи-тельного отношения индивида к
производственной среде, к данной трудовой
ситуации, но может быть и результатом
его равнодушия, отсутствия творческого
отношения к процессу труда. С другой стороны,
признаком положи-тельного отношения
к труду может быть также неудовлетворенность
существующими условиями деятельности,
обусловленная, например, критическим
отношением человека к устаревшим формам
производства, стремлением его к инновациям,
к творчеству, к широким масштабам оценки
результатов и условий труда. |
Список литературы: