Особенности условия труда моряков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:19, доклад

Описание работы

Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности, которая обусловливает рост научно-технического прогресса и связанные с ним социально-экономические преобразования. Интеграция и дифференциация общественных структур, усложнение производства в ходе общественного развития приводят к разделению труда и росту специализации работников, одновременно определяя все большую зависимость их друг от друга. Это, в свою очередь, требует расширения контактов и общения, в которых планируется деятельность, происходит обмен её продуктами.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 30.68 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

имени адмирала Г.И. Невельского 
 
 

Кафедра « Психологии» 

Доклад  на тему:

Особенности условия труда  моряков. 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: курсант 0351 группы

 Никитин Е.Ю.

Проверил: преподаватель

____________________ 
 

Владивосток 2010

Труд

Трудовая  деятельность или труд - это целесообразная активность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения многочисленных и разнообразных  потребностей людей. Труд всегда нацелен  на достижение запрограммированных, заранее  ожидаемых результатов - его продуктов, которые полезны не только для  конкретного субъекта деятельности, но и для общества в целом. Даже в тех случаях, когда человек  делает что-то для себя лично, он использует в своей деятельности опыт других людей, применяя полученные от них знания. Иначе говоря, трудовая деятельность по своей природе социальна, что  выражается в совместном производстве людьми общественно значимого продукта. Благодаря труду созданы все  предметы материальной и духовной культуры человечества, построено современное  общество. 
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности, которая обусловливает рост научно-технического прогресса и связанные с ним социально-экономические преобразования. Интеграция и дифференциация общественных структур, усложнение производства в ходе общественного развития приводят к разделению труда и росту специализации работников, одновременно определяя все большую зависимость их друг от друга. Это, в свою очередь, требует расширения контактов и общения, в которых планируется деятельность, происходит обмен её продуктами. В процессе взаимодействия между людьми опыт, накопленный человечеством, передается от предшествующих поколений последующим в виде знаний, способов деятельности, машин и оборудования, инструментов и приспособлений, которые относятся к категории средств труда. Последние очень разно-образны и подразделяются на вещественные и функциональные. Первые включают землю, полезные ископаемые, различные предприятия, средства для осуществления практических действий - ручных, машинных, автоматизированных (станки, машины, инструменты и т.д.), а так же для получения, передачи и переработки информации (компьютер, телефон, телеграф, книги, инструкции и пр.). Ко вторым - организм человека как субъекта деятельности (функции различных органов и систем, участвующих в осуществлении трудовых процессов); группы функционирующих в производстве людей, являющихся объектом управлении (выразительные средства их поведения и речи и другие).

С трудовой деятельностью прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда, через которые опосредуется воздействие чело-века на предмет труда - сложную систему объектов, явлений, процессов и их взаимоотношений, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на рабочем месте, превращая их в тот или иной продукт. В большинстве профессий массового производства материальных ценностей (например, при конвейерных формах работы) предметы и продукты труда довольно жестко фиксированы документально. Некоторые виды трудовой деятельности, включающие ситуации неопределенности, допуска-ют вариативные и эвристические нормы предмета и продукта труда. Например, в профессии водителя (пилота, штурмана-судоводителя, шофера и др.), когда основной целью и результатом деятельности человека является свое-временный и безопасный рейс, часто осуществляемый в непредвиденной окружающей обстановке (в частности, в постоянно изменяющихся навигационных условиях). Кроме того, в предмете труда, как и в его целях, различают объективный (социальный) и субъективный (личностной) компоненты. И этот второй у мастера своего дела, вносящего в трудовой процесс элементы творчества, может быть по своим признакам богаче, чем в предписаниях, образцах и инструкциях, то есть имеет эвристический характер.  
Развитие технической мысли привело за последние десятилетия к созданию машин, воспринимающих, хранящих и перерабатывающих информацию. Этим облегчается доступ каждого человека к информационному фонду общества, создаются возможности для ускорения процесса потребления людьми знаний и тем самым для их умственного развития и совершенствования. Работая с электронно-вычислительными машинами, компьютерной техникой, человек не только расширяет систему знаний, но и приобретает навыки, связанные со сбором информации, с управлением машиной, с логикой организации деятельности. С каждым годом темпы научно-технического прогресса ускоряются, растет количество создаваемых человечеством орудий труда, усложняются способы их использования. Овладевая знаниями и навыками, необходимыми для успешной и эффективной деятельности в условиях механизированного и автоматизированного производства, оснаще-ного новыми технологиями, развивается сам человек, открывая перспективы дальнейшего неограниченного прогресса человеческого общества, изменяется содержание самого труда, появляются новые его формы (полуавтоматизированные, автоматизированные), растет многообразие профессий

 
Общие положения анализа трудовой деятельности основываются на комплексном системном  подходе, который является ведущим  методологическим принципом современных  наук о труде. С позиций этого  подхода трудовая деятельность человека рассматривается в единстве трех взаимосвязанных аспектов: предметно-действенного, физиологического и психологического. Труд - сложная эмпирическая категория, которая изучается с позиций  социальных и биологических наук, что обусловлено двойственной природой этого явления. С одной стороны, труд имеет социально-экономическую  сущность, которая отражает характерные  для данного общества производственные отношения. А с другой - является процессом взаимодействия между человеком и природой, выполняя определенную техническую функцию, осуществление которой основано на общих биологических - физиологических и психологических закономерностях человека как субъекта деятельности  
Труд является основным видом человеческой деятельности, в процессе которой "люди, вооруженные средствами труда, своей целесообразной деятельностью изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей" ([13], с. 191-192). В этом проявляется предметно-действенное содержание труда, его внешняя сторона. Внутренняя сторона труда представлена его физиологическим и психологическим со-держанием. 
Совершая работу по созданию общественно полезного продукта, человек расходует свой энергетический потенциал, что приводит к утомлению и характеризует физиологическое содержание трудовой деятельности. По определению К. Маркса, труд " - это функции человеческого организма и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д." ([14], с. 31). 
Утомление, преломляясь через социальные и личностные компоненты человека как субъекта труда, в частности, через комплекс его эмоционально-волевых отношений к деятельности, выражается в состояниях усталости. Так, при неинтересной, монотонной, безразличной для человека работе у не-го может возникать чувство усталости еще задолго до того, как наступит реальное утомление, основанное на расходе определенной части энергетического запаса организма. И, наоборот, при интересной работе даже продолжи-тельное утомление может быть приятным. Чувство усталости - психологический признак физиологического явления утомления. Субъективные, лично-стные факторы, определяющие отношение человека к труду, выступают решающими характеристиками его психологического содержания.

Направленная  по своей основной установке на производство продукта, удовлетворяющего человеческую потребность, трудовая деятельность вместе с тем и основное условие развития человека. В изречении Ф. Энгельса труд есть "первое основное условие  человеческой жизни, и притом в такой  степени, что мы в известном смысле должны сказать: "труд создал самого человека." ([13], с. 486). В ходе исторического преобразования производства, в процессе трудовой деятельности развивается двигательный аппарат человека, совершенствуются органы чувств, главным образом зрение, усложняются структура и функции коры больших полушарий головного мозга - естественноприродной основы человеческой психики, под которой понимается особая форма отражения объективной реальности, называемая сознанием. Сознание является общим качеством всех психических функций и представляет собой не что иное, как осознанное бытие. Каждый человек овладевает этой формой отражения окружающего мира в процессе практического включения в жизнь общества, в систему социальных отношений и общественного производства.  
Деятельность по созданию общественно полезного результата - труд - всегда подчинена сознательной цели, обусловленной отражением в сознании человека объективных потребностей общества. Цель как заранее мыслимое представление того продукта труда, на создание которого направлена трудовая деятельность, является выражением осознания, предвидения возможно-го её результата. Эта важнейшая психологическая особенность труда выделена в классической характеристике К. Маркса: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю" ([14], с. 189). Иными словами, труд - сознательная целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении человека и регулируется волей в соответствии с поставленной целью.  
В процесс труда обязательно входит мир человеческих чувств, отражающих сложные объективные социально-производственные отношения, в которые включен человек как субъект деятельности. В труде так или иначе проявляется вся система процессов, свойств и состояний человека, обозначаемых как психические: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, способности, воля и т.д. В нем формируются и развиваются все стороны человеческой личности, расширяется мировоззрение индивида, совершенствуется его самосознание, складывается и усложняется система мотивов и целей. 
Предметом социально-экономического анализа труда являются закономерности повышения эффективности деятельности человека в сфере производства, совершенствования планирования, улучшения условий, технической оснащенности, организации трудового процесса и многие другие теоретические и практические вопросы, связанные с решением народно-хозяйственных проблем. 
Физиологический анализ трудовой деятельности предполагает рассмотрение вопросов повышения производительности труда за счет активации факторов работоспособности: внешних, включающих оптимизацию производственной среды, и внутренних, обеспечивающих нервную регуляцию рабочих действий.  
Психологический анализ трудовой деятельности представляет со-бой характеристику свойств и качеств человеческой психики, включенных в процесс труда: восприятия, памяти, внимания, мышления, темперамента, характера, воли и эмоций, а также механизмов функционирования коллектива, управления людьми и многие другие 
Для труда, как особого вида человеческой деятельности, направлен-ной на преобразование мира с общественно значимыми целями, характерна определенная специфика детерминирующих его психологических и биологических механизмов (потребностей, мотивов, убеждений, интересов, отношений и др.). Это находит свое выражение в социальной обусловленности мотивационно-потребностной сферы человека как субъекта труда, её зависимости от объективных общественных отношений, условий труда и жизни людей.

 
По  своему значению труд является насущной потребностью чело-века, призванной удовлетворять его биологические нужды и культурные запросы. Характер удовлетворения этой потребности определяется как субъективными, так и объективными факторами. 
К первым относят индивидуальные возрастные и половые особенности людей, состояние их здоровья, личностные свойства (темперамент, характер, способности), а также уровень общей культуры, профессиональный опыт субъекта деятельности, его социальный статус, то есть положение в сфере общественных связей (должность, профессию, специальность). Ко вторым - особенности производства, в котором трудится человек: условия и дисциплину труда, форму его организации, рациональность систем заработной платы, подготовки и переподготовки кадров, наличие инноваций в технологии трудовых процессов и целый ряд других моментов социально-экономического характера. 
В качестве примера рассмотрим психологические показатели удовлетворения потребностей лиц морских профессий. К ним относятся как биологические нужды - в пище, воде, жилье, сексе, так и социальные запросы - в общении, труде, творчестве, развлечениях, отдыхе. При этом трудно определить, какие из них важнее, так как любой человек в первую очередь должен располагать некоторым минимумом жизненно-важных благ, обеспечивающих его физиологические функции, и условиями для развития, совершенствования своих духовных интересов, интеллекта, профессионального мастерства, а также для служебного роста. Особенности условий труда и отдыха моряков, значительная часть жизни которых проходит в судовой обстановке, затрудняет удовлетворение многих жизненно важных потребностей людей, а также изменяет показатели их психологической структуры и динамики. 
Так, на протяжении всего периода плавания у членов судоэкипажа преобладает потребность в общении с природой и новыми людьми, в движении, в эмоциональной и сексуальной разрядке.

Социально и  лично значимые потребности в  труде, необходимость выполнять  должностные обязанности, соблюдать  дисциплину труда и морально-этические  нормы отношений в трудовом коллективе в большей сте-пени проявляется у представителей командного состава судна. Для лиц этой профессиональной группы чаще всего характерно совпадение целей и смысла труда, которые они видят в достижении общественно полезного результата, выполнении производственных задач при минимальных затратах времени, средств и людских ресурсов. У многих представителей младшего командного и рядового состава содержание смысла деятельности часто выражается в сохранении здоровья и внешней привлекательности, достижении престижа, карьерных устремлений, материального достатка и ряда других далеко отстоящих от социально значимых целей. 
У рядовых членов экипажа главными психологическими образованиями структуры удовлетворения потребностей в труде являются цели ("что нужно сделать") и средства ("с помощью чего") деятельности. У старшего и среднего комсостава эти моменты дополняются способами действий ("как это сделать", "какими путями", что активирует творческие компоненты деятельности и способствует удовлетворению потребностей человека в достижении трудовых успехов. При этом важное значение имеет умение планировать процесс труда, обеспечивающее совпадение намеченных индивидом целей и полученных результатов, которое воспринимается им как успех. 
Значительные преобразования в условиях длительных рейсов претерпевают психологические показатели энергетической, динамической стороны процесса удовлетворения потребностей. В частности, на 70 - 80-е сутки плавания у всех членов экипажа наблюдается тенденция к снижению "степени стремлений", к ограничению мировоззренческих интересов, общекультурных и духовных запросов. Это во многом обусловлено недостатком социальной информации, длительным лишением широкого круга общения, однообразием производственной обстановки, ландшафта. У моряков с большим профессиональным стажем, богатым жизненным опытом, с хорошо развитыми специальными и общими способностями активность устремлений угасает в период рейса в меньшей степени, чему способствуют: творческое от-ношение к делу, умение с помощью волевого сознательного усилия отвлекаться от вынужденного однообразия жизни, занимая свой досуг удовлетво-рением какого-либо хобби (чтение, музыка, рисование, вязание и пр.). У многих людей в таких условиях наблюдается смена иерархии потребностей и способов их удовлетворения, когда второстепенное принимается за главное, и наоборот, что может выражаться в неразборчивости средств достижения цели (злоупотребление служебным положением, мелочном потребительстве и др.). 
Важную роль в характере источников удовлетворения потребностей играет возраст. Представителей старшего поколения отличает разумная умеренность в переживании существующих ограничений. Молодые, неопытные моряки склонны переживать из с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, что в ряде случаев приводит к образованию отклоняющихся форм поведения (хулиганству, наркотизму, пьянству и пр.). это ставит проблему воспитания молодых членов судового экипажа в направлении формирования умений удовлетворять свои потребности в рамках общественно допустимых норм. Определяющее значение имеет самовоспитание, развитие таких профессионально важных личностных качеств воли как целеустремленность, смелость, настойчивость в достижении поставленных целей

 

 

Труд, как и всякая другая деятельность человека, исходит из определенных побудительных сил - мотивов.  
Принципиально важно, что мотивы труда, являющиеся частью этой системы, обеспечиваются сознательными установками индивида, преобладающим влиянием социальных факторов, подчиняющих "низшие" - естественные потребности высшим - культурным. 
В мотивах трудовой деятельности отражается отношение человека к труду, проявляющееся в его установках и поведении. Установка на труд - расположенность или готовность к общественно полезной работе - раскрывает то значение, которое индивид придает ей в системе ценностей. Поведение - активное взаимодействие человека с окружающей средой в процессе труда - находится в прямой зависимости от объективных общественных условий - от господствующих производственных отношений, имеющих специфическую форму в каждой социально-экономической формации. Таким образом, основные мотивы трудовой деятельности, детерми-нированы её общественным содержанием. Поэтому ведущее значение для человека в системе индивидуальных мотивов труда занимают такие, как значимость общественного одобрения его результатов, получение признания и уважения со стороны окружающих людей, стремление находиться в сплоченном трудовом коллективе, желание выполнять полезную для общества, ответственную, интересную и разнообразную работу в соответствии со своими способностями. 
Трудиться - значит проявлять себя в деятельности, обогащать и расширять своё бытие, самосовершенствоваться, что в структуре трудовой мотивации выражается ориентацией на содержание труда, на возможности про-движения по службе, повышения квалификации, освоения новых видов дея-тельности, на новизну и творческую инициативу в работе.

Трудовые мотивы тесно связаны с понятием удовлетворенности  трудом - особым психическим состоянием уравновешенности, отражающим оптимальное  согласование потребностей и ожиданий человека относительно работы с конкретными  условиями деятельности. Удовлетворенность  трудом является субъективным показателем  положи-тельного отношения индивида к производственной среде, к данной трудовой ситуации, но может быть и результатом его равнодушия, отсутствия творческого отношения к процессу труда. С другой стороны, признаком положи-тельного отношения к труду может быть также неудовлетворенность существующими условиями деятельности, обусловленная, например, критическим отношением человека к устаревшим формам производства, стремлением его к инновациям, к творчеству, к широким масштабам оценки результатов и условий труда. 
Удовлетворенность трудом в значительной степени зависит от матриального вознаграждения. В условиях товарно-денежного производства трудовая деятельность, являясь источником доходов, обеспечивает человека средствами для удовлетворения его личных естественных и культурных потребностей. Поэтому установка на высокую заработную плату занимает особое место в структуре трудовых мотивов, в проявлениях удовлетворенности трудом, а следовательно, и в отношении человека к выполняемой работе. 
Значительным социально-психологическим фактором, определяющим удовлетворенность или неудовлетворенность человека трудом, является уровень его притязаний, то есть желаемый максимальный успех, которого он рассчитывает добиться в том или ином виде трудовой деятельности. На основе соотношения притязаний с реально достигнутыми результатами формируется отношение личности к труду и к собственному "Я". Рас-хождение между завышенными притязаниями и реальными возможностями человека (его знаниями, опытом, способностями) может служить причиной неудовлетворенности трудом. Но, с другой стороны, может приводить к уси-ленной работе над собой с целью развить свои способности до желаемого уровня, добиться намеченного успеха. Как правило, это свойственно людям с хорошо развитыми волевыми чертами характера, с устойчивыми установка-ми на труд и сформированной системой трудовых мотиваций. 
В течение жизни у каждого человека формируется индивидуальная иерархическая система мотивов, одни из которых являются доминирующими (от латинского dominanta -господствующий) - главенствующими, другие - подчиненными. Доминантный мотив, определяющий обычно тип деятельности, отличается силой и высоким уровнем поведенческой активности личности. Например, трудовая деятельность моряка связана с непрерывным преодолением трудностей, опасностью и риском. В таких условиях доминирующий мотив - желание ходить в море - должен иметь такую силу и такой уровень активности, которые смогли бы обеспечить необходимую мобилизацию психических и физических возможностей человека в любых самых сложных ситуациях. 
Поведение людей, обусловленное тесным взаимодействием как внутренних - личностных, так и внешних - исходящих от окружающей среды факторов, отличается сложным многообразием. С одной стороны, в разных условиях жизни человек может вести себя одинаково, что объясняется преломлением ситуационных воздействий через субъективные особенности системы его ценностных ориентаций. А с другой - одна и та же ситуация может оцениваться им неоднозначно в зависимости от актуального психического и физического состояния, определяющего характер переживаний и специфику восприятия.  
Разнообразие оценок конкретной ситуационной обстановки является не сиюминутной реакцией человека на воздействие внешнего стимула или внутреннего побуждения, а результатом непрерывного их взаимодействия, что приводит к выбору наиболее оптимального решения. Это особенно характерно для людей, имеющих большой жизненный и профессиональный опыт, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития, устойчивыми общественно нормативными установками в системе ценностей.

 
 

Список литературы:

  1. http://www.seaman-sea.ru/psihologiya/303-2009-05-18-18-37-11.html
  2. http://www.seaman-sea.ru/psihologiya/302-2009-05-18-18-34-23.html
  3. http://www.seaman-sea.ru/psihologiya/301-2009-05-18-18-31-11.html
  4. http://www.seaman-sea.ru/psihologiya/300-2009-05-18-18-28-42.html

Информация о работе Особенности условия труда моряков