Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте, понятия суицида, возрастные особенности суицидального поведения, мотивов, причин и поводов.
Для реализации цели мы выдвинули следующие задачи:
1. Определить понятие суицид.
2. Изучить суицид как явление в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть взаимосвязь семейного воспитания и суицидального поведения подростков.
4. Исследовать причины подросткового суицида.
5. Подвести итоги.

Содержание

Введение
1. Суицидальное поведение как социально-психологическое явление
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения
1.2 Условия формирования суицидального поведения
1.2.1 Концептуальные модели формирования суицидального поведения
1.2.2 Причины возникновения суицидального поведения
1.3 Возрастные особенности суицидального поведения
1.3.1 Суицидальное поведение в детском возрасте
1.3.2 Суицидальное поведение в подростковом возрасте
1.3.3 Суицидальное поведение в зрелом возрасте
1.3.4 Суицидальное поведение в пожилом возрасте
1.4 Профилактика подростковых суицидов
2. Практическое исследование подростковых суицидов
2.1 Выявление детей группы риска суицидального поведения
2.2 Проведение профилактической работы с детьми группы риска суицидального поведения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

 

Таблица №2 (девочки 5-7 класс)

 

Требуется особое внимание

Требуется формирование

Антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

9-11

Более 11

Противоправные действия

12-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

15-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

13-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

13-14

Более 14

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

12-14

Более 14

Отношение с окружающими

 

Более


 

Глядя на полученную нами таблицу мы можем сказать, что:

Темы которые требуют особое внимание:

- алкоголь и наркотики 1 человек;

- противоправные действия 1 человек;

- деньги и проблемы с ними 2 человека;

- добровольный уход из жизни 1 человек;

- потеря смысла жизни 1 человек;

- чувство неполноценности, ущербности, уродливости 1 человек;

- отношение с окружающими 1 человек.

Темы при которых требуется формирование антисуицидальных факторов:

- чувство неполноценности, ущербности, уродливости 3 человека;

- отношение с окружающими 5 человек.

И так мы видим, что основными темами, которые являются важными для данного возраста являются:

- чувство неполноценности, ущербности, уродливости;

- отношение с окружающими.

В обоих случаях мы видим, что преобладает тенденция к формированию антисуицидальных факторов.

1. Этап:

Индивидуальная работа с выявленным ребенком.

После анализа полученных результатов в проведении теста, мы выявили ребенка нуждающегося в индивидуальной работе. После чего он был приглашен на беседу, в ходе которой была проведена диагностика.

Тест:........................................

Результат:...........................................

Вывод:...............

Проведение "Цикла потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида. ( смотреть в приложении)

3. Этап:

Вывод: Благодаря проведенному исследованию с учащимися 7 "б" класса, мы получили интересные результаты, которые нам помогают понять, какие темы являются актуальными для подросткового возраста, что может повлиять на совершение суицида. Еще в ходе исследования, был выявлен ребенок с результатом " добровольный уход из жизни", после чего была проведена индивидуальная работа с выявленным ребенком, что помогало еще больше понять подростковый возраст и их переживания.

 


Заключение

 

Рассмотрев особенности суицидального поведения в подростковом возрасте можно сделать следующие выводы. Суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом. Суицид есть “следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта”. Эти конфликты могут быть связанны как с семейными отношениями так и со сверстниками. Дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний. Конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения, алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.

Подростки с аддиктивным суицидальным поведением считают, что их эмоции, переживания уникальны, отличаются от переживаемых чувств других людей, и именно их эмоции невыносимы, поэтому они и приходят к своему роковому решению. Крайне важно, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид – не единственный способ решения проблем.

Следует также донести мысль до подростка, что самоубийство на самом деле не является “изысканной” или “благородной” смертью “мужественного человека”. Естественная смерть рано или поздно приходит к каждому, а выбор не спешить умирать требует большего мужества, чем уход из жизни.

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Для суицидента характерна как заниженная самооценка так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный; эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль.Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.

Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. И хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.

 


Список литературы

 

1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социально и клиническая психиатрия. - 1996. - №4.

2. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.

3. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. - СПб., 1999.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М., 1994.

5. Жезлова Л.Я. Об осоенностях формирования суицидальных тенденций у больных шизофренией в детском и подроттковом возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1978. - № 10.

6. КондрашенкоВ.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

8. Попов Ю.В., Бруг А.В. Сан-П. Научно - иследовательсикй психоневрологический институт им. В. М Бехтерева.

9. Персидская А.Е. Взаимосвязь семейного воспитания и суицидального поведения подростков. Город Чита. Россия.

10. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1984. - № 10.



Информация о работе Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте