Особенности студенческой семьи и ее отличие от других семей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить социально-экономические особенности студенческих семей В РФ.

Задачи:

На основе изученной литературы проанализировать понятие семьи.
Определить классификацию семей на основе изученного материала.
Отличие студенческой семьи от других семей.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие семьи. Классификация.

Понятие семьи.
Классификация семей.
Глава 2. Особенности студенческой семьи и ее отличие от других семей в РФ.

2.1. Особенности студенческой семьи.

2.2. Отличие студенческой семьи от других семей.

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие семьи. Классификация.

    1. Понятие семьи.
    2. Классификация семей.

Глава 2. Особенности студенческой семьи и ее отличие от других семей в РФ.

2.1. Особенности  студенческой семьи.

2.2. Отличие  студенческой семьи от других  семей.

Заключение

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение

     Брак  и семья относятся к числу  таких явлений, интерес к которым  всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

     Значение, которое в эпоху цивилизации  семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз».

     В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности.

     Объект - семья как малая социально-экономическая группа.

     Предмет – социально-экономические особенности студенческой семьи.

     Цель: выявить социально-экономические особенности студенческих семей В РФ.

     Задачи:

  1. На основе изученной литературы проанализировать понятие семьи.
  2. Определить классификацию семей на основе изученного материала.
  3. Отличие студенческой семьи от других семей.
 
 
 
 

1 Глава. Понятие семьи. Классификация.

    1. Понятие семьи.

     Семья - основанная на браке или кровном  родстве малая группа, члены которой  связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью  и  взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений.[Пед. Энциклопедический словарь. Справочное издание.-3-е изд., стереотип. 528 с.:ил.-М., 2009]. (табличка).

     Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

     Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

     Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. [Коротаев А. В.Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // История и филология древнего и сре¬дневекового Востока / Отв. ред. Васильев, Д.Д., и Волков, С.В. М.: Наука, 1987, с.3-11. ]

     Семья имеет свой жизненный цикл, который  начинается с момента заключения брака, которая проходит через определённый жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах:

  1. Развод
  2. Смерть одного из членов семьи

     Существует 2 основных закона, которым семья  как система подчиняется:

  1. Закон гомеостаза
  2. Закон развития

     Оба эти закона существуют и действуют одновременно

     Закон гомеостаза - любая система стремится  сохранить существующее положение  любым путём. Причем этот закон относится  как к функциональным семьям, так  и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже, чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

     Закон развития - любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

     Грегори Бейтсон предложил классификацию  стадий развития семьи:

     1 - стадия монады - добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью  каждого из людей, которые потом  создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.

     2 стадия - стадия диады. Пара начинает  жить вместе и сталкивается  с проблемами. Основные задачи развития на этой стадии - проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Семья должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей. Дистанция между двумя в диаде очень близкая

     3-я  стадия - триады, когда появляется  ребёнок. Это делает семейную  структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов - дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни. Воспитательная функция - основная особенность стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей:

  1. Семья с младенцем
  2. Семья с дошкольником
  3. Семья со школьником до 12 лет
  4. Семья с подростком - юношей (12-21год)

     4-я  стадия - квадрата, появление 2-го  ребёнка. Новый член семьи выталкивает  1-го ребёнка. Синдром детронизации - младший свергает с трона  старшего, лишая его полномочий  единоличного обладания папой  и мамой. Порождается сильная  ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший ребенок оказывается перед ситуацией, когда младший ребенок получает всё, а старший - ничего. Здесь надо вновь договориться, кто кого воспитывает и о том, что старший ребенок должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

     5-я  стадия выхода детей во внешний  мир. Она начинается, когда в  семье появляется первоклассник.  Это серьёзная стадия, т.к. происходит  проверка семьи как системы  на эффективность использованных  правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

     6-я  стадия взрослеющих детей подросткового  возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себя, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Семья , где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

     7-я  стадия - пожилой диады - все дети  вышли из семьи (синдром пустого  гнезда). Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность.

     8-я  стадия - пожилой монады - после смерти  одного из супругов. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Интенсивное сопротивление повзрослевших детей, нарушение эмоционального взаимодействия. Проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Освоение ролей бабушек и дедушек. Основная проблема этого возраста - удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

    1. Классификация семей.

     Существует  множество различных вариантов  состава, или структуры, семьи:

  • «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
  • «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
  • «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
  • «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.

      А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

  • нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
  • расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

     Авторы  указывают, что, когда надо подчеркнуть  наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более  жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о  составной, или сложной нуклеарной, семье.

     В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами  могут находиться дети от данного  брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А.И., Медков В.М.)

     А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

  1. Структурный состав:
  • полная семья (есть мать и отец);
  • неполная семья (есть только мать или отец);
  • искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
  1. Функциональные особенности:
  • гармоничная семья;
  • дисгармоничная семья.

     Существуют  различные классификации типов  распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три  типа распределения семейных ролей:

  • централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
  • автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
  • демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

     Типы  семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М.) разделяют на:

  • партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
  • матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и
  • эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Информация о работе Особенности студенческой семьи и ее отличие от других семей в РФ