Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:00, статья
Статья посвящена вопросу адаптации старших подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические особенности данного возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми старшего подросткового возраста.
Особенности старшего подросткового возраста
Статья
посвящена вопросу адаптации
старших подростков в социальной
среде. Рассматриваются
Журнал: "Муниципальное
образование:инновации и
Раздел: От теории к практике реализации ФГОС второго поколения, стр.30-31
Сиденко Е.А.
Ст. преподаватель АПК и ППРО
г.Москва
E-mail: sidenko@in-exp.ru
Особенности старшего подросткового возраста
Каковы психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста?
В предыдущей статье мы рассматривали психолого - педагогические особенности младшего подросткового возраста. В данной статье мы переходим к рассмотрению проблем, связанных с адаптацией старшего подростка в социальной среде.
Старший подростковый
возраст ставит свои задачи перед
формирующейся личностью
В возрасте
14- 17 лет подростковый опыт уже недостаточен
для взаимодействия с окружающим
миром, а взрослый опыт еще осознанно
не освоен. В связи с этим выделяются
основные особенности старших
{mosregread}При
этом причиной конфликта
Л.С. Выготский считает, что центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Подросток требует, чтобы к нему относились «как к равному».
Конфликт несовпадения внешних
условий и внутреннего
Это «чувство взрослости» является новообразованием самосознания - стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру. Оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Свободные, спокойные движения уступают место угловатости, резкости. Мальчик-подросток ходит чуть ссутулившись, опустив руки в карманы, говорит сквозь зубы. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.
Все это делает область взаимоотношений подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой.
Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.
Поиски
ответов на вопросы “кто я?”, “что
я?” и осознание своей
Понимание особенностей периода взросления позволяет педагогу работать значительно эффективнее.
Литература:
Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.—М., 1991
Выготский Л. С. Педология подростка.//Собр. соч в 6 т., т. 4-й. – М., 1984.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1982.- Т. 2.
Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.—Л.-1983.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
Сиденко Е.А.
К вопросу об адаптации подростка
// Инновационные проекты и
Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
Tags:Сиденко Е.А.
Информация о работе Особенности старшего подросткового возраста