Особенности старшего подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:00, статья

Описание работы

Статья посвящена вопросу адаптации старших подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические особенности данного возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми старшего подросткового возраста.

Работа содержит 1 файл

Особенности старшего подросткового возраста.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Особенности старшего подросткового  возраста    

 

Статья  посвящена вопросу адаптации  старших подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические  особенности данного возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми старшего подросткового возраста.

 

Журнал: "Муниципальное  образование:инновации и эксперимент" №2/2011

Раздел: От теории к практике реализации ФГОС второго поколения, стр.30-31

 

Сиденко Е.А.

Ст. преподаватель  АПК и ППРО

г.Москва

E-mail:  sidenko@in-exp.ru

Особенности старшего подросткового возраста

Каковы  психолого-педагогические особенности  старшего подросткового возраста?

 

В предыдущей статье мы рассматривали психолого - педагогические особенности младшего подросткового возраста. В данной статье мы переходим к рассмотрению проблем, связанных с адаптацией старшего подростка в социальной среде.

 

Старший подростковый возраст ставит свои задачи перед  формирующейся личностью подростка. Данный возраст — время реального  перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте.

 

В возрасте 14- 17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно  не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий. Сегодня он клянется, что Петя из соседнего подъезда - его друг на всю жизнь и понимает его, как никто другой (куда уж там вам, родители!), а завтра Петя объявлен врагом номер один, предателем и подлым лицемером.

 

{mosregread}При  этом причиной конфликта вполне  может служить негативное высказывание  Пети в адрес любимой музыкальной  группы своего вчерашнего закадычного  друга. Конфликты, разрывы и  примирения, частая смена настроений и так называемое полярное (черно- белое) мышление очень характерны для старших подростков. «Я – не такой, как вы!» - заявляет старшеклассник дома, противопоставляя себя миру взрослых в целом и родителям в частности. Психологи называют этот возраст порой «крестовых походов». Подросток верит, что он - лучше, он не совершит тех ошибок, которые сплошь и рядом совершают взрослые, он может сделать мир лучше, потому что он честнее, искреннее, а зачастую и мудрее окружающих его взрослых людей. Подросток всем своим поведением как бы заявляет, что все знает лучше взрослых, и отныне будет жить «своей головой», а значит, в воспитательных мероприятиях он не нуждается. Таково его мироощущение, и именно поэтому любое замечание, любой совет воспринимаются в штыки, не говоря уже о нотациях и нравоучениях. Такая позиция подростка, в свою очередь, приводит к попыткам усилить контроль со стороны его родителей, что вызывает новую бурю протеста и получается замкнутый круг. А ведь понимание проблем подростка и способность к диалогу особенно важны на этом этапе, потому что старший подростковый возраст является сензитивным (особо чувствительным) для формирования нравственных убеждений, ценностных категорий и отношения к миру в целом .

 

Л.С. Выготский  считает, что центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Подросток требует, чтобы к нему относились «как к равному».

 

Конфликт несовпадения внешних  условий и внутреннего самоощущения подростка приводит к непониманию  и охлаждению отношений. Родителям  не всегда понятно, что это вдруг  случилось с их ребенком, таким  покладистым и бесконфликтным. Ведь с внешней стороны ситуации ничего не изменилось: ребенок учится в той же школе, живет в той же семье, никто его не обижал, и не было никакой непереносимой психологической травмы. Однако он требует иного к себе отношения, становится агрессивным, а заботу воспринимает как контроль и ограничение свободы. Отношения в семье внешне не изменились – по-прежнему к подростку относятся как к «маленькому», многое он не делает сам, многое - не разрешают родители. Да, подросток по-прежнему не самостоятелен, родители зарабатывают деньги, кормят, одевают, принимают важные решения - до реальной взрослости подростку еще далеко. Но «чувство взрослости», буквально, не дает ему покоя, он – другой, он - новый, он - взрослый! Здесь хочется процитировать слова одного подростка из его разговора с психологом относительно проблем с родителями. «Их проблема в том», - пояснил психологу мальчик, - «что они меня РАНЬШЕ знали». В этих словах заключен весь комплекс подростковых проблем. «Они», эта взрослая оппозиция, знали когда-то другого мальчика, маленького и послушного, а сейчас перед ними совершенно другой человек, хотя зовут его так же и он очень похож на того, прежнего. Вот поэтому, по мнению мальчика, родители и путаются, продолжая по привычке относиться к нему - новому как к тому «послушному сыночку».{/mosregread}

 

Это «чувство взрослости» является новообразованием самосознания - стержневой особенностью личности, её структурным  центром, поскольку выражает новую  жизненную позицию подростка  по отношению к себе, к другим людям и к миру. Оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

 

 

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Свободные, спокойные  движения уступают место угловатости, резкости. Мальчик-подросток ходит чуть ссутулившись, опустив руки в карманы, говорит сквозь зубы. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.

 

Все это  делает область взаимоотношений  подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой.

 

Сложность взаимоотношений подростка и  взрослого заключается еще и  в том, что, с одной стороны, подросток  стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с  новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.

 

Поиски  ответов на вопросы “кто я?”, “что я?” и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны  для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

 

Понимание особенностей периода взросления позволяет  педагогу работать значительно эффективнее.

 

 Литература:

Байярд  Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.—М., 1991

Выготский Л. С. Педология подростка.//Собр. соч  в 6 т., т. 4-й. – М., 1984.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1982.- Т. 2.

Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера  у подростков.—Л.-1983.

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

Сиденко Е.А. К вопросу об адаптации подростка // Инновационные проекты и программы  в образовании. - 2011. - №1.

Эльконин  Д. Б. Возрастные особенности младших  подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

 

Tags:Сиденко  Е.А.

 


Информация о работе Особенности старшего подросткового возраста