Особенности старшего подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:23, реферат

Описание работы

Родители, педагоги, медики, работники милиции и другие лица, несущие и осознающие ответственность за молодежь, испытывают одинаковое желание - видеть то, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. К сожалению, многие молодые люди оказываются жертвами вредных привычек или установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников, а также испытывают дефицит важнейших навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, ранние половые связи, наркомания, преступное поведение.

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.docx

— 25.96 Кб (Скачать)

   Старший подростковый возраст характеризуется  также выраженной эмоциональной  неустойчивостью, резкими колебаниями  настроения. Бурные эмоциональные вспышки  в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим  отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко  способствует легкости возникновения  депрессивных состояний (вплоть до суицидального  поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.

   В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам  поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально - смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования  целесообразности действий и поступков.

   Сложность взаимоотношений подростка и  взрослого заключается еще и  в том, что, с одной стороны, подросток  стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой - сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу  и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто  признаваться в этом. Среди реакции  эмансипации выделяется две тенденции:

   Явная эмансипация: непослушание, грубость, патологическое упрямство, прямое игнорирование мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций, алкоголизм, наркомания, правонарушения.

   Скрытая эмансипация: бродяжничество, половая свобода, создание неформальных групп.

   Подростковое  сообщество воспроизводит те нормы  и модели, которые дает ему в  распоряжение общество взрослых. Ибо  различные задачи отрочества (утвердить  половую идентичность, достичь социальной самостоятельности) строятся исходя из предоставляемых взрослым обществом  социальных программ, которые определяют переход к взрослому статусу. С этой точки зрения наше общество создало систему отторжения и  ограничения подростков, фактически изгнанных со сцены социальной жизни, тем самым лишив себя свежести подросткового видения жизни.

   Различного  рода хобби, увлечения выступают  для подростка как средство самовыражения, коммуникации и идентификации, средство достижения престижного статуса  в своей среде. Иногда увлечения  выступают своеобразным типом психологической  защиты.

   В сексуальном развитии подростка  наряду с генетическими факторами  решающее значение имеют полоролевое поведение родителей и первые собственные опыты с сексуальными партнерами. Неудачный или травмирующий первый сексуальный опыт, который может относиться еще к раннему детству, часто ведет к неприятию сексуальности и предрасполагает к нарушениям в этой сфере.

   Поиски  ответов на вопросы "кто я?", "что я?" и осознание своей  особенности, несхожести с другими  небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным  напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

   Внимание  к внешности. Сравнивая себя с "эталоном", подростки находят "недостатки" в своей внешности, что вызывает беспокойство и неуверенность в себе.

   Внимание  к внутреннему  миру. Формирование абстрактного мышления сопровождается у подростка потребностью в отвлеченных рассуждениях о себе, о своем месте среди людей, о смысле жизни. При этом вместе с чувством наслаждения появляется смутное беспокойство, тревога.

   Понимание особенностей периода взросления позволяет  педагогу работать значительно эффективнее.

Информация о работе Особенности старшего подросткового возраста