Особенности социальной работы с безработными

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Безработица - постоянный элемент развития производства. В определенном смысле можно говорить, что именно производство и порождает безработицу.
Безработными не могут быть признаны:
- граждане, не достигшие 16- летнего возраста;
- граждане, которым в соответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости или инвалидности, кроме инвалидов III группы;
- те, кто в течение 10 дней после обращения в службу занятости отказался от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и не имеющие специальности (профессии)- после двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, в том числе временного характера;

Содержание

1 Введение. 3
2 Роль социальных работников в защите безработных. 4
3 Государственные гарантии безработным в области занятости. 5
4 Социально-психологические аспекты деятельности службы занятости. 6
5 Решение проблем занятости социально незащищенных групп населения. 7
5.1 Проблема занятости инвалидов. 7
5.2 Положение в сфере занятости молодежи и подростковой занятости. 8
6 Заключение. 8
7 Список литературы: 10

Работа содержит 1 файл

соц. работа с безработными.docx

— 114.79 Кб (Скачать)

В решении совокупности проблем, с  которыми сталкивается специалист службы занятости, вступая во взаимодействие с безработным, выделяются несколько  разных подходов.

Первый подход — гуманитарный. Его характерную особенность  можно кратко сформулировать, используя  известную фразу «Клиент всегда прав». В данном случае речь идет о  посетителе службы занятости. Для организации  практической работы специалиста службы занятости это означает не установленный  временной интервал приема посетителя и психологическое обслуживание (снятие стрессового состояния, в  котором находится подавляющее  большинство безработных). Приоритет  в данном случае отдается правам безработных.

Второй подход — формальный. В  данном случае имеется в виду строгое  и формализованное отношение  к посетителям службы занятости. Такой подход базируется на предположении, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии любых вакансий, просто не хотят работать. Как известно, многие социальные нормативы, предусмотренные  действующим законодательством, не имеют строго фиксированных значений, а действуют в определенных пределах, и поэтому решение проблем  возможно в соответствии с жестким  соблюдением действующего законодательства. Здесь речь идет и о начислении пособия, и о проверке правильности заполнения необходимых документов, и о строгости контроля посещения  безработным службы занятости, и  об активности самостоятельного поиска работы, и о «транспортной доступности» предлагаемого рабочего места, и о многом другом. Такой подход акцентирует внимание на обязанностях безработного и исключает психологические и другие услуги со стороны СЗН.

Третий подход — функциональный. Он основывается на оптимальном сочетании  гуманистических и формализованных  моментов в рамках действующего законодательства. Применительно к взаимоотношениям безработного и службы занятости  это означает, что фиксированное  время на прием специалистом посетителя (ищущего работу или безработного) не исключает их психологического взаимодействия. Здесь прослеживаются два варианта.

       Во-первых, инициатива специалиста в плане снятия у посетителя стрессового состояния и психологического напряжения может не уложиться в отведенное для приема время. Поэтому функция социальной и психологической адаптации безработных возлагается на структурное специальное подразделение СЗН. Здесь организуется проведение семинаров для безработных по проблемам межличностных коммуникаций, по правовым и психологическим аспектам трудоустройства, действуют клубы поиска работы, проводится индивидуальное психологическое консультирование и др.

      Во-вторых, с учетом разнообразных форм специальной социально-психологической поддержки безработных применение специалистами психологических знаний и навыков должно быть направлено главным образом на установление рабочего контакта с посетителем. Изучение личности безработного (ищущего работу) и психологическое влияние на его поведение должны войти в инструментарий практической работы инспектора СЗН. Опыт деятельности СЗН показывает, что не всегда и не все посетители при посещении службы занятости и регистрации в качестве безработных преследуют цель обязательного трудоустройства (даже при наличии определенного числа вакансий).

 

      Деятельность профконсультанта должна быть нацелена на формирование у безработных граждан следующих качеств адаптивного поведения:

 

1. способности к изменению собственных  профессиональных установок, направленности  и мотивов деятельности в условиях  неустойчивой социально-экономической  ситуации;

2. психологической готовности к  приобретению новой профессии  (специальности), овладению знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособными  на рынке труда, изучению передового  опыта, внедрению в собственную  деятельность новых технологий;

3. умений преодолевать трудности  в процессе профессионального  становления в условиях отсутствия  должной преемственности в системе  обучения, невнимания к личности;

4. способности к объективной  оценке своих интеллектуальных  и физических возможностей в  процессе самообучения, саморегуляции  и самокоррекции;

5. стремлений максимально эффективно  использовать психотехнические  возможности личностно-ориентированного  общения.

 

  1. Решение проблем занятости социально  незащищенных групп населения.

    1.  Проблема занятости инвалидов.  

       В соответствии  с федеральными законами «О  социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» и  «О занятости населения в Российской  Федерации» государство обеспечивает  инвалидам получение профессионального  образования и профессиональной  подготовки в соответствии с  индивидуальной программой реабилитации  и дополнительные гарантии занятости  путём разработки и реализации  целевых программ содействия  занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, проведения обучения по специальным программам, установления квот для приёма инвалидов на работу (в размере не менее 3% среднесписочного состава в организациях с численностью работников более 30 человек).

     Одним из основных  направлений поддержки инвалидов  является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной  частью государственной политики  в области социальной защиты  инвалидов. Высшее образование становится для этой категории граждан доступнее, в учреждениях среднего профессионального образования перечень специальностей, предлагаемых им для освоения, расширяется, прежде всего за счёт современных профессий, конкурентоспособных на рынке труда.

Специализированные предприятия  при наличии в их составе не менее 30% инвалидов пользуются налоговыми и иными льготами.

    1.   Положение в сфере занятости молодежи и подростковой занятости.

Учитывая достаточно высокий уровень  незанятости среди молодежи, территориальные  органы службы занятости разрабатывают меры по обеспечению их трудоустройства, к числу которых относятся:

- квотирование и создание (с  участием службы занятости) рабочих  мест;

- организация при областных  центрах занятости и действующих  учебных заведениях всех уровней  различного рода курсов для  обучения молодежи профессиям, способствующих  развитию самозанятости;

- организация подготовки неработающей  молодежи по профессиям, в которых  ощущается потребность на региональном  рынке труда;

- увеличение сроков обучения  в учебных заведениях, занимающихся  профессиональной подготовкой с  целью коррекции трудового потенциала  выпускников в соответствии с  потребностями регионального рынка  труда;

- организация для молодых людей,  не имеющих возможности быстро  трудоустроиться, общественных работ  в сельском хозяйстве, торговле, а также в различных фондах  и общественных организациях.

  1. Заключение.

    По сравнению с 2011 г. количество безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, в 2012 г. уменьшилось на 133 000 человек и составило 1,2 млн. (27,4% от общего количества безработных). По данным Росстата, в числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодёжь до 20 лет, 49,7% – от 20 до 24 лет, 17% – от 25 до 29 лет.

   Около 68% безработных  в 2012 г. искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины: среди безработных мужчин к помощи в службы занятости прибегали 28,9%, среди безработных женщин – 35,6%. Наиболее популярным способом поиска работы по-прежнему остаётся обращение к помощи друзей, родственников и знакомых: его используют 59,5% безработных.

    Женская безработица в России в 2012 г. традиционно оказалась ниже, чем мужская. Доля женщин составила 46% от общего количества безработных. При этом уровень безработицы среди женщин составил 5,5%, среди мужчин – 6,1%.

Ниже рейтинг  запросов работодателей на поиск  персонала (% от всех запросов):

1.Менеджер по продажам (9,03%) 
2. Инженер (4,98%) 
3. Квалифицированный рабочий (4,57%) 
4. Бухгалтер (3,88%) 
5. Продавец (3,37%) 
6. Торговый представитель (3,23%) 
7. Неквалифицированный рабочий (2,49%) 
8. Водитель (2,09%) 
9. Секретарь (1,98%) 
10. Юрист (1,68%) 
11. Региональный представитель (1,67%) 
12. Менеджер по работе с клиентами (1,56%) 
13. Врач (1,54%) 
14. Программист (1,52%) 
15. Медицинский представитель (1,52%) 
16. Менеджер по логистике  (0,83%) 
17. Дизайнер (0,79%) 
18. Оператор ПК / оператор call–центра (0,75%) 
19. Супервайзер (0,72%) 
20. Менеджер по закупкам (0,70%)

Данные Росстат  по России.

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы:

 

  1. Internet
  2. http://www.gks.ru
  3. http://www.sibfo.ru/
  4. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование.

 


Информация о работе Особенности социальной работы с безработными