Особенности развития желаний, эмоций и поведения в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.
Ребенку предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.

Содержание

Введение
1. Чувства и желания в поведении ребенка раннего возраста.
2. Особенности развития эмоций в раннем возрасте.
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

к.р.психология.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

Департамент образования  Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Государственное образовательное учреждение

среднего и  профессионального образования

«Ноябрьский колледж  профессиональных и информационных технологий»

Ямало-Ненецкого  автономного округа

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине психология

студентки II курса (гр. 1151-з)

специальности 050144 дошкольного  образования

Лель А.В.

 

 

 

 

 

Проверила Дюдина З. В.

 

 

 

2013 г.

 

Особенности развития желаний, эмоций и поведения в раннем возрасте.

План:

Введение

  1. Чувства и желания в поведении ребенка раннего возраста.
  2. Особенности развития эмоций в раннем возрасте.

Заключение

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

  Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

Ребенку предстоит овладеть способностью рефлексировать на все  привходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.

Малыш не только учится жить. Он уже  живет, и любые внешние влияния, в том числе и воспитательные воздействия взрослых, приобретают  разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в какой мере они соответствуют сложившимся у него ранее потребностям и интересам. При этом во многих случаях воспитательные влияния, требования, которые взрослые предъявляют к ребенку, неизбежно оказываются для него противоречивыми. Так, например, малышу всячески прививают интерес к предметам, игрушкам, действиям с ними. Это приводит к тому, что игрушки приобретают для ребенка большую притягательную силу. И в то же время от него требуют, чтобы он, считаясь с другими детьми, уступал игрушку, признавал права сверстника.

Должно пройти немало времени, прежде чем ребенка сложатся психологические черты, позволяющие увязывать между собой разнородные побуждения, подчинять одни из них другим, более значимым.

 

 

 

 

1. Самой главной особенностью поведения детей в раннем возрасте, является то, что малыши действуют не задумываясь, под воздействием импульсов, чувств и желаний, которые возникли непосредственно в момент перед действием. Желания и чувства возникают благодаря окружению ребёнка, будь то предметы или люди. Всё что попадает в область зрения ребёнка вызывает в нём ответные чувства и желание действовать. Поведение малыша очень зависимо от внешних обстоятельств и поэтому его очень легко переключить с одних желаний и эмоций на другие. То есть, если малыш заплакал, то его можно увлечь игрушкой, игрой, словом.

В раннем возрасте у малыша начинают формироваться устойчивые представления  о различных предметах и действиях. В связи с предметами или действиями у детей раннего возраста начинают возникать стремления, желания, чувства, даже если малыш не видит предметы перед собой, а действия только озвучили на словах.

Связь представлений о предметах  и действиях с чувствами и  желаниями делает поведение ребёнка  осмысленным и целенаправленным, а впоследствии мало зависимым от ситуаций. Благодаря этим связям создаётся основа для развития речи и выполнения определённых действий, которые направлены на обозначенные словами цели.

Так как поведение малышей определяется их желаниями и чувствами, то огромное значение в развитии детей имеет воспитание у них чувств, направленных на то, чтобы уметь считаться не только со своими желаниями, но и признавать интересы других людей.

Именно в младенческом возрасте начинают формироваться чувства  привязанности к близким людям. Став постарше, ребёнок старается получить похвалу от дорогих ему людей и расстраивается, если им недовольны.

 Со второго года  жизни малыш уже начинает общаться  с другими детьми, круг общения  становится больше. И свои симпатии  или тревоги он переносит на  весь свой круг общения. 

2. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром.

Эмоциональное общение  – одна из ведущих линий развития маленького ребенка.  И в жизни взрослого человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока ещё маленький мир, именно с их помощью даёт понять окружающим, что он сейчас ощущает.

Первые эмоции ребенка, которые он испытывает непосредственно  после рождения, носят отрицательный  характер по физиологическим причинам. Это связано с резким изменением средовых факторов, к которым он привык в утробе матери. Чуть позже, выражаясь в крике и плаче, эти отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и являются сигналом для окружающих о неблагополучии ребенка (голод, недомогания, мокрые пеленки, желание спать). В этот период ярко обнаруживает себя реакция страха, которая может быть вызвана резким изменением среды, положения, громкими звуками. Физиологическая природа данных эмоций – безусловные рефлексы. На данном этапе удовлетворение витальных потребностей создает лишь предпосылку для появления у малыша чувства радости.

Постепенно с увеличением  отрезка бодрствования, взаимодействия со взрослыми, который не только обеспечивает уход, но и наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями, проявляет любовь и заботу по отношению к нему, начинают развиваться положительные эмоции.

Как отмечает Г.А. Урунтаева, первая социальная эмоция – улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склоненное лицо появляется у малыша приблизительно на третьей-четвертой неделе. К трем-четырем месяцам положительные эмоции складываются в «комплекс оживления». В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции малыша являются главным коммуникативным средством. До шести месяцев общение вызывает у ребенка только положительные эмоции; негативные эмоциональные переживания взрослого, обращенные к нему, не воспринимаются. И только  во втором полугодии своей жизни ребенок начинает дифференцировать эмоциональные состояния взрослого, чутко реагируя на его мимику, интонацию, действия. На этой основе начинает формироваться симпатия и любовь к близким, как ответная реакция на их теплоту и заботу.

На первых месяцах  реакцию радости вызывает общение  со взрослым, а уже после четырех  месяцев её способна вызвать игрушка. Удовольствие доставляет и собственная  двигательная активность и различные  звуковые эффекты.

Свидетельством начала формирования познавательной потребности является появление чувства удивления. Возникающего при непосредственном воздействии необычного раздражителя.

К трем годам начинают появляться эстетические чувства: радость  может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением и т.д. Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш пытается отличить действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.

Б. Волосова отмечает, что  эмоции детей второго года жизни  тесно взаимосвязаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности. Источником проявления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умений, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.

Начинает проявляться  эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является привлечение внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка малыш двух-трех лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает формироваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрационных симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей этого возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.

Особое значение приобретает  слово, включенное в протекание эмоциональных  процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений  становится основой для дальнейшего  развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепленное мимикой и интонацией, а затем и без них. Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения, заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребенка.

В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда, которое свидетельствует о формировании  у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения.

Таким образом, в раннем возрасте ребенок проходит путь от примитивных эмоций, вызванных удовлетворенностью или неудовлетворенностью витальных потребностей, до закладывания основ высших чувств – любви и симпатии к близким, взрослым в основе которых лежит подражание. В  ходе ситуативно-личностного общения со взрослым у малыша развивается способность к различению эмоций. Итогом формирования эмоции в раннем возрасте является возникновение чувств удивления, что способствует развитию познавательной активности.

 

Заключение

 

Человек как субъект  практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

1. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.- М.,1978.

2. Дошкольная педагогика/ под ред. В.И. Логиновой, П.И. Саморуковой.-М., 1983.

3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.- М.,2003.

4. Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.

 


Информация о работе Особенности развития желаний, эмоций и поведения в раннем возрасте