Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:31, курсовая работа
Онтогенез — процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность — общение с взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность.
Эйген Блейлер показал, что аутическая функция не является первичной ни в онтогенезе, ни в филогенезе («психология животных знает только реальную функцию»), возникает относительно поздно и в дальнейшем развивается вместе с реалистическим мышлением. Тем не менее, у многих детей в возрасте после 2-х лет аутистическое мышление играет ведущую роль. Блейлер объясняет это тем, что, с одной стороны, развитие речи предоставляет благоприятные условия для развития такого мышления, и, с другой стороны, аутизм представляет благодарную почву для упражнения мыслительной способности. Аутистическое мышление, в первую очередь, характеризуется не своей бессознательностью, а тем, что оперирует исключительно тем, что окружает ребенка и с чем он сталкивается.
Все разговоры детей Пиаже делит на две группы:
- эгоцентрическая
речь, в которой ребенок
- социализированная речь, с которой ребенок обращается к другим: просит, требует, задает вопросы и т.д.
Выготским
Л.С. было предпринято экспериментальное
и клиническое исследование с
целью выяснения вопроса о
судьбе и функции детской
В исследовании было установлено, что эгоцентрическая речь ребенка играет специфическую существенную роль в его деятельности. Появление речи, сопровождающей деятельность, всегда свидетельствует об осознании этой деятельности, такая речь является средством мышления, планирующего и направляющего будущую деятельность. Т.е. эгоцентрическая речь, скорее всего, является переходной стадией от внешней речи к внутренней, и она не отмирает к школьному возрасту, как считал Пиаже, а переходит во внутреннюю форму. Выготский Л.С. считает любую речь ребенка социальной (она такова по своему происхождению), он делит ее на эгоцентрическую и коммуникативную. Эгоцентрическая речь возникает путем перенесения ребенком социальных форм коллективного сотрудничества в сферу личных психических функций. Это происходит тогда, когда ребенок начинает разговаривать сам с собой точно так же, как он разговаривал с другими, когда он начинает думать вслух. Таким образом, эгоцентрическая речь является внутренней по своей психической функции и внешней по своей физиологической природе.
2.2 Развитие речи в учении Вильяма Штерна
Штерн
называет свою точку зрения персоналистически-
2.3 Генетическое рассмотрение мышления и речи
Основной факт в генетическом рассмотрении мышления и речи – непостоянство их отношения, которое изменяется в процессе развития и с количественной, и с качественной стороны. То есть, мышление и речь развиваются непараллельно и неравномерно, как в фило-, так и в онтогенезе.
Итак, в отношении между мышлением и речью в их филогенетическом развитии:
1. Мышление
и речь имеют различные
2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга.
3. отношение
между мышлением и речью не
является постоянной величиной
на всем протяжении
4. Антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь – в совершенно других (фонетика речи, эмоциональная функция и зачатки социальной функции речи).
5. Антропоиды
не обнаруживают характерного
для человека отношения –
6. В
филогенезе мышления и речи
можно констатировать
Келер показал, что зачатки мышления появляются у животных независимо от развития речи (первичная фаза в развитии мышления). Современные (Выготскому) исследования показали, что у шимпанзе также имеется «до некоторой степени человекоподобная» речь и что речь шимпанзе и его интеллект функционируют независимо друг от друга. Бюлер указал, что не только действия шимпанзе абсолютно независимы от речи, но и инструментальное мышление человека гораздо меньше связано с речью и понятиями, чем другие формы мышления.
Келер показал, что «интеллектуальное» поведение шимпанзе определяется прежде всего тем, что находится в его оптическом поле, кроме того, «принципиальная ограниченность представлений» является принципиальной характеристикой интеллектуального поведения шимпанзе
Выводы:
1. В
онтогенетическом развитии
2. В развитии речи ребенка есть доинтеллектуальная стадия, а в развитии мышления – доречевая.
3. До
некоторого момента (~ 2-х лет)
развитие этих линий идет
4. Затем эти линии «пересекаются», мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной.
Информация о работе Особенности развития речи и мышления в онтогенезе