Особенности развития речи и мышления в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Онтогенез — процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность — общение с взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность.

Работа содержит 1 файл

защита.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

   Эйген  Блейлер показал, что аутическая функция не является первичной ни в онтогенезе, ни в филогенезе («психология  животных знает только реальную функцию»), возникает относительно поздно и в дальнейшем развивается вместе с реалистическим мышлением. Тем не менее, у многих детей в возрасте после 2-х лет аутистическое мышление играет ведущую роль. Блейлер объясняет это тем, что, с одной стороны, развитие речи предоставляет благоприятные условия для развития такого мышления, и, с другой стороны, аутизм представляет благодарную почву для упражнения мыслительной способности. Аутистическое мышление, в первую очередь, характеризуется не своей бессознательностью, а тем, что оперирует исключительно тем, что окружает ребенка и с чем он сталкивается.

   Все разговоры  детей Пиаже делит на две группы:

   - эгоцентрическая  речь, в которой ребенок разговаривает  сам с собой, ни к кому  не обращаясь, Пиаже считает  ее побочным продуктом детской  активности (Выготский называет такую речь словесным аккомпанементом детской деятельности). Большая половина высказываний ребенка до 6 – 7 лет эгоцентрична, по мере роста ребенка ее коэффициент постепенно падает и к 7-8 годам приближается к нулю;

   - социализированная речь, с которой ребенок обращается к другим: просит, требует, задает вопросы и т.д.

   Выготским Л.С. было предпринято экспериментальное  и клиническое исследование с  целью выяснения вопроса о  судьбе и функции детской эгоцентрической  речи.

   В исследовании было установлено, что эгоцентрическая речь ребенка играет специфическую существенную роль в его деятельности. Появление речи, сопровождающей деятельность, всегда свидетельствует об осознании этой деятельности, такая речь является средством мышления, планирующего и направляющего будущую деятельность. Т.е. эгоцентрическая речь, скорее всего, является переходной стадией от внешней речи к внутренней, и она не отмирает к школьному возрасту, как считал Пиаже, а переходит во внутреннюю форму. Выготский Л.С. считает любую речь ребенка социальной (она такова по своему происхождению), он делит ее на эгоцентрическую и коммуникативную. Эгоцентрическая речь возникает путем перенесения ребенком социальных форм коллективного сотрудничества в сферу личных психических функций. Это происходит тогда, когда ребенок начинает разговаривать сам с собой точно так же, как он разговаривал с другими, когда он начинает думать вслух. Таким образом, эгоцентрическая речь является внутренней по своей психической функции и внешней по своей физиологической природе.

   2.2 Развитие речи  в учении Вильяма   Штерна

   Штерн называет свою точку зрения персоналистически-генетической. Он выделяет три «корня» речи: экспрессивную  и коммуникативную и «интенциональную» (направленность на какой-то смысл) тенденции. Между 1,6 и 2-мя годами «ребенок делает одно из величайших открытий всей своей жизни» – что «всякая вещь имеет свое имя». Из этого Штерн делает вывод, что это открытие символической функции слов является результатом мыслительной деятельности ребенка как таковой. По - Штерну ребенок открывает для себя значение речи сразу и на всю жизнь, в действительности – это сложный генетический процесс. Первые детские слова скорее являются эквивалентом или заместителем указательных жестов. Штерн заявляет, что социальная среда является главным фактором речевого развития ребенка, с другой стороны, он говорит, что влияние этой самой среды ограничивается затормаживанием или ускорением процессов развития, которые подчиняются внутренней имманентной закономерности. Его теория выводит речь из «целостности целостремительно развивающейся личности».

   2.3 Генетическое рассмотрение  мышления и речи

   Основной  факт в генетическом рассмотрении мышления и речи – непостоянство их отношения, которое изменяется в процессе развития и с количественной, и с качественной стороны. То есть, мышление и речь развиваются непараллельно и неравномерно, как в фило-, так и в онтогенезе.

   Итак, в отношении между мышлением  и речью в их филогенетическом развитии:

   1. Мышление  и речь имеют различные филогенетические корни.

   2. Развитие  мышления и речи идет по  различным линиям и независимо  друг от друга.

   3. отношение  между мышлением и речью не  является постоянной величиной  на всем протяжении филогенетического  развития.

   4. Антропоиды  обнаруживают человекоподобный  интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь – в совершенно других (фонетика речи, эмоциональная функция и зачатки социальной функции речи).

   5. Антропоиды  не обнаруживают характерного  для человека отношения – тесной  связи между мышлением и речью.

   6. В  филогенезе мышления и речи  можно констатировать доречевую  фазу в развитии интеллекта  и доинтеллектуальную фазу в  развитии речи.

   Келер показал, что зачатки мышления появляются у животных независимо от развития речи (первичная фаза в развитии мышления). Современные (Выготскому) исследования показали, что у шимпанзе также имеется «до некоторой степени человекоподобная» речь и что речь шимпанзе и его интеллект функционируют независимо друг от друга. Бюлер указал, что не только действия шимпанзе абсолютно независимы от речи, но и инструментальное мышление человека гораздо меньше связано с речью и понятиями, чем другие формы мышления.

   Келер показал, что «интеллектуальное» поведение  шимпанзе определяется прежде всего  тем, что находится в его оптическом поле, кроме того, «принципиальная ограниченность представлений» является принципиальной характеристикой интеллектуального поведения шимпанзе

   Выводы:

   1. В  онтогенетическом развитии мышления  и речи также как и в филогенетическом, обнаруживаются различные корни того и другого процесса.

   2. В  развитии речи ребенка есть  доинтеллектуальная стадия, а в  развитии мышления – доречевая.

   3. До  некоторого момента (~ 2-х лет)  развитие этих линий идет независимо  друг от друга.

   4. Затем  эти линии «пересекаются», мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной.

Информация о работе Особенности развития речи и мышления в онтогенезе