Особенности психопрофилактики аддиктивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Деструктивным называется такое поведение личности или группы, которое своим результатом имеет разрушение социальных отношений. Реализация в деструктивном поведении приведет к нарушению внутри и/или межличностных отношений, социальной адаптации, появлению невротических болезней, и, как крайняя степень проявления деструктивного поведения – суициду.

Работа содержит 1 файл

2ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.docx

— 23.72 Кб (Скачать)

2ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

2.1 Организация тренинговых  групп 

       Проведение  программы профилактики в отношении  аддиктивного поведения является актуальным, так как молодежь имеет склонность к употреблению ПАВ.

       Поэтому первичная профилактика потребления  ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей наркотических и токсических  веществ. От нее требуется не только дать учащимся некоторый объем знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции.

       Многочисленные  исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения  поведения недостаточно. Дети и подростки  должны приобрести оптимум знаний для  того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение [20].

            Для работы с подростками в образовательной среде была разработана программа психопрофилактического комплекса по ранней профилактике наркотической зависимости «Твой Выбор», включающая подробное описание занятий, использующая различные методы групповой работы, направленная на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.

           Для того чтобы понять, как ребенок может попасть в программу, следует описать механизм формирования тренинговых групп.

            В тренингах психопрофилактической программы «Твой выбор» могут участвовать подростки 12-15 лет, учащиеся как среднеобразовательных школ, так и различных учебных заведений.

       Программа представляет собой цикл из 29 занятий, реализация которой будет проходить  в течение 4-х месяцев, по 1-2 занятия  в неделю.

       Общее количество времени каждого занятия  составляет - 90 мин.

           Формы набора группы могут быть разными. Тренинговые группы данной программы могут формироваться следующим образом:

            - социальные работники и психологи, зная план программы, могут записать детей, изъявивших желание в ней поучаствовать;

            - при помощи методик "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай) и "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич) выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи, тем самым определив возможных участников данной психокоррекционной программы.

            Упражнения, которые вошли в программу профилактики, направлены на:

           1. Предоставление объективной информации по проблеме употребления ПАВ, информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.

       2. Формирование и осознание ресурсов  личности (нормы поведения и взаимоотношений  друг с другом, понимание и  осмысление проблемы ПАВ; ответственность  за собственную жизнь; умение  понимать окружающих и сопереживать  им, коммуникативная социальная компетентность, восприятие и оказание социальной поддержки, навыки критического отношения к себе и  навыки корректной критики других).

       3. Преодолевание стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ; сформировать установку "ведение здорового образа жизни".

Краеугольным  камнем выбора упражнений в рамках данной программы является их последовательность. Последовательность означает правильный выбор деятельности для каждого момента времени в каждой отдельно взятой группе.

            Вначале проговариваются все правила прохождения тренинга. Тренинг начинается с разминки, в которую включаются упражнения на знакомство, эмоциональное раскрепощение. Далее следуют упражнения на формирование доверия, общение и все это в рамках групповой работы. Важным элементом подготовительной работы является составление перечня всех возможных упражнений.

           Если есть возможность, постарайтесь как можно больше узнать о группе, с которой вы собираетесь работать, еще до начала занятий.

          Состав участников.

           Верхний предел обычно составляет 20 человек. При большем количестве участников на некоторых упражнениях желательно делать малые группы.

           При работе малых групп не нужно забывать: между ними не должно возникать чувства соперничества, ведь смысл тренинга, прежде всего, в формировании команды.

           Условия, которые обязуется соблюдать участник:

           1. Принцип добровольности (человек сам решает, участвовать ему в тренинге или нет).

            2. Пройти тренинг до конца (не разрешается частичное присутствие).

           3. Участвовать в каждом испытании.

           4. Группа не может перейти к следующему испытанию, не пройдя до конца предыдущие.

           5. Каждый участник имеет право «сдаться» и выбыть из тренинга в любой момент.

       Таким образом, ожидаемыми результатами реализации программы должно стать:

       1) повышение информативности и  компетентности учащейся молодежи  по проблемам злоупотребления  психоактивными веществами;

       2) Развитие навыков и личностных ресурсов учащейся молодежи, для противостояния употребления ПАВ;

       3) Снижение уровня склонности к аддиктивному поведению (в частности, употребления ПАВ) учащейся молодежью.

           Работа рассчитана на групповое взаимодействие, содержит информационный раздел, имеет направленность на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ, на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ. При проведении профилактической работы очень важно установить в группе доверительные, честные, эмоционально и социально поддерживающие отношения [10].

           Нужно учитывать, что личность ведущего является важнейшим фактором, определяющим успешность тренинга. Развивающий эффект, по нашему мнению, возникает в группе только в результате создания атмосферы эмпатии, искренности. В связи с этим, ведущий должен постоянно контролировать соотношение сплоченности и напряженности в группе. 

                   2.2 Составление психокоррекционной программы 

                                          Пояснительная записка

          Психопрофилактическая программа  на снижение риска употребления  наркотиков среди подростков  «Твой выбор» представляет собой цикл из 29 занятий, реализация которой будет проходить в течение 4-х месяцев, по 1-2 занятия в неделю. Общее количество времени каждого занятия составляет - 90 мин.

           В состав участников входит 20 человек. При большем количестве участников на некоторых упражнениях желательно делать малые группы.

            В тренингах психокоррекционной программы «Твой выбор» могут участвовать подростки 12-15 лет, учащиеся как среднеобразовательных школ, так и различных учебных заведений.

          Целью данной программы является развитие системного подхода и выработка механизмов его реализации в работе по профилактике злоупотребления психоактивных веществ среди подростков.

           При работе с группой подростков мы ставим перед собой следующие задачи:

           - Формирование здорового жизненного стиля, эффективных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотиков и других психоактивных веществ;

            - Формирование и развитие факторов защиты личности от употребления психоактивных веществ:

                     - положительный климат в семье, школе, классе;

                     - стремление помогать людям;

                     - навыки принятия решений;

                     - навыки уверенного отстаивания своего мнения;

       Объект: аддиктивное поведение подростков.

       Предмет: психопрофилактика аддиктивного поведения.

           В процессе занятий используются следующие методы: игровые, беседы, обсуждения, метод групповой дискуссии (круг обсуждения, круг выяснения эмоций), арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, музыкотерапии, имаготерапии, беседы, мозгового штурма.

           Каждое занятие рассчитано на активное участие группы и имеет следующие компоненты:

  1. Введение в занятие, разогрев;
  2. Выявление знаний участников по теме занятия;
  3. Ознакомление с новой информацией;
  4. Упражнения по теме занятия;
  5. Анализ работы по теме занятия;
  6. Упражнения для снятия напряженности;
  7. Домашнее задание.

            Работа рассчитана на групповое взаимодействие, содержит информационный раздел, имеет направленность на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ, на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.  

                     Тематическое содержание практических занятий: 

             Тема занятия                Содержание
1 Вводное занятие. Вхождение в тему. Познакомиться с правилами нашего общения;

Обсуждение проблемы употреб- лении наркотиков, влияния  их на здоровье в игровой форме.

2 Закрепление мотивации  на участие в программе. Правила  и принципы групповой работы. Упражнение  «Имя»;

Ознакомление  ребят с групповыми нормами и  помощь в принятии их;

Разогрев

Упражнение  “Ассоциации”;

Рисование сюжетов из любимой сказки детства, обсуждение;

Выявление знаний участников:

«Как  и для чего люди знакомятся между  собой»;

Упражнение  «Знакомство друг с другом, не имея поначалу общего языка»;

Завершение;

Домашнее  задание.

Информация о работе Особенности психопрофилактики аддиктивного поведения