Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:40, реферат
Социальная реадаптация освобожденных из мест заключения - сложный и многогранный процесс. Он охватывает комплекс вопросов их нравственной, психологической, практической подготовки к жизни в обществе, освоения ими новых социальных ролей, постановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению данной категории граждан в русло честного согласующегося с законом существования. А также разумеется активного управления этим процессом со стороны государственных и общественных организаций.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
1. Психология осужденного…………………………………………..5
2. Особенности психологии осужденного………………………......6
3. Труд как фактор воздействия на личность …………………..….11
Заключение………………………………………………………………..13
Нахождение в
исправительном учреждении, наличие
режима, изменение стереотипа, резкое
ограничение и изменение
Как правило, в
условиях лишения свободы и вследствие
этого лишения многих благ, которыми
повседневно и незаметно
Отметим и психологические
особенности у особо опасных
рецидивистов. У них часто проявляется
крайняя
Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях должны использоваться обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.
Стратегическая задача исправительного учреждения -- оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В последнее время эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы. Развращающее влияние криминализированной среды здесь, как правило, не только не преодолевается, но получает некоторые дополнительные стимулы, в частности бесконтрольность досуга, скученность, ничем не искоренимое господство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному поведению и т. д. Лагерные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями администрации. О трудовой мотивации администрация в подавляющем большинстве не задумывается. Автор полностью согласен с М.И. Еникеевым, который считает, что наша тюрьма (под этим собирательным понятием следует понимать все места лишения свободы, в том числе и те, которые называются лагерями) стала «академией» преступности*. Большинство сотрудников колоний и тюрем... попросту не знают, что такое перевоспитание, в чем оно заключается и как его осуществлять... По существу осужденных помешают за колючую проволоку, и только.
Режимом обычно
называют точно установленный распорядок
труда, питания, отдыха и т. д. В то
же время это и система
Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Процесс перевоспитания немыслим без появления такого периода. Он характерен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения, В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний, связанных с подобным изменением отношений, а часто и мировоззрения.
Период, предшествующий освобождению заключенного. Ожидание освобождения часто переживается очень тяжело, оно связано с переживанием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и т. д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности и т. д.
У осужденных комплекс
отрицательных психических
Нахождение в
исправительном учреждении, наличие
режима, изменение стереотипа, резкое
ограничение и изменение
Как правило, в условиях лишения свободы и вследствие этого лишения многих благ, которыми повседневно и незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысливание осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те отношения и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали определенное раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотношения в своей семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего отношения к людям.
Отметим и психологические
особенности у особо опасных
рецидивистов. У них часто проявляется
крайняя
Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях должны использоваться обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.
Стратегическая задача исправительного учреждения -- оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В последнее время эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы. Развращающее влияние криминализированной среды здесь, как правило, не только не преодолевается, но получает некоторые дополнительные стимулы, в частности бесконтрольность досуга, скученность, ничем не искоренимое господство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному поведению и т. д. Лагерные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями администрации. О трудовой мотивации администрация в подавляющем большинстве не задумывается. Автор полностью согласен с М.И. Еникеевым, который считает, что наша тюрьма (под этим собирательным понятием следует понимать все места лишения свободы, в том числе и те, которые называются лагерями) стала «академией» преступности*. Большинство сотрудников колоний и тюрем... попросту не знают, что такое перевоспитание, в чем оно заключается и как его осуществлять... По существу осужденных помешают за колючую проволоку, и только.
Режимом обычно
называют точно установленный распорядок
труда, питания, отдыха и т. д. В то
же время это и система
Озлобленность осужденных нередко возникает как следствие восприятия наказания только как мести. А это приводит к негативному пониманию мер воздействия -- нежеланию искать в мерах воздействия какой-либо иной смысл, кроме кары, направленной против данного осужденного. При определении дисциплинарного воздействия всегда необходимо заранее учитывать воспитательное воздействия данного вида взыскания как на конкретного осужденного, так и на весь коллектив. Воспитательная цель наказания будет достигаться только в тех случаях, когда наказание не ломает воли осужденного, а способствует изменению ее направленности.
Требования, принуждение,
наказание должны сочетаться и с
системой поощрений. Правильно примененное
поощрение способствует укреплению
уверенности осужденного в
Несмотря на большое воспитательное значение карательных элементов режима, он обладает вполне самостоятельной воспитывающей функцией. Действительно, четкий распорядок дня, высокая организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер осужденного, его поведение, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (точность, исполнительность, аккуратность и т. д.). Режим есть средство воспитания дисциплины у осужденных. Одна из основ ликвидации социально-психологических дефектов в личности преступника -- это внедрение в его сознание необходимости дисциплины, определенного поведения в обществе. Под влиянием дисциплинарных требований у осужденных развиваются и укрепляются такие положительные качества, как собранность, подтянутость, ликвидируются расхлябанность, безволие, вырабатывается привычка к определенному положительному образу жизни.
Установление
правил режима должно быть всегда психологически
обоснованным, соответствующим научным
требованиям организации жизни
и деятельности осужденных. В этом
случае они окажут максимальное воздействие
на психику осужденных, разовьют у них
необходимые морально-психологические
качества. Использование данных психологии
позволит так построить режим, чтобы нагрузки
распределялись оптимально и, с одной
стороны, создавали определенную напряженность,
благоприятную для развития личности,
а с другой - не вели бы к срыву психической
деятельности. Следует отметить, что особенно
жестко исправительные учреждения травмируют
неокрепшую психику подростков. Как правило,
здесь возможны тяжкие, необратимые психические
деформации личности. Значительная часть
подростков становится правонарушителями
уже в силу имеющихся у них психических
аномалий и личностных акцентуаций. Эта
психическая дезадаптация в условиях
исправительного учреждения еще более
усугубляется. Вписываясь в криминальную
субкультуру в наиболее сензитивный к
внешним воздействиям период своей жизни,
подростки испытывают глубинные личностные
перестройки -- формируются системообразующие
механизмы антисоциальной личности. Для
подростков особенно пагубна ограниченность
поля возможностей для их развития и самореализации.
Безусловно, пагубна для них и ранняя криминализация.
Информация о работе Особенности психологии осужденных Исправительная психология