Особенности психологии коллектива осужденных

Автор: Оксана Балабанова, 07 Декабря 2010 в 22:32, реферат

Описание работы

Тема острога, тюрьмы, зоны всегда была актуальна на Руси. Особенно это проявилось в советское время, когда многим, в том или ином статусе, пришлось столкнуться с этими учреждениями. Причем наряду с настоящими отбросами общества сидели и выдающиеся личности, которыми страна теперь гордится. А сколько популярнейших и, не кривя душой, талантливых произведений литературы, музыки, кино было создано на эту тему.

Слава Богу, пока с этой стороной жизни мне приходилось знакомится только по этим источникам. Но, начав обучение специальности юриста, познакомившись с основами такой науки, как юридическая психология, пришло время смотреть на подобные вещи с научной точки зрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Коллектив осужденных в разные исторические периоды и в

наши дни……………………………………………………………………………4

ГЛАВА 2. Как воздействуют тюремные условия на психику личности и группы.........................................................................................................................16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….21

Работа содержит 1 файл

реферат по юридической психологии.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

     В силу возникающих конфликтов по всем лагерям и на свободе проводились  большие воровские сходки, на которых  обсуждался статус пришлых. Такие съезды проводились в московских Сокольниках (1947 год), в Казани (1955), в Краснодаре (1956 год). На сходках все прибывшие из-за рубежа объявлялись вне воровского закона.

     Между группировками возникали острые конфликты, перешедшие затем в жестокие схватки. Видные воровские авторитеты "военщины", при поддержке так называемых "польских воров", на своей сходке решили, что если их не признают старые воры, то они внесут существенные изменения в неписаные воровские нормы.

     И они объявили их в 1948 году. Отныне этой категории воров разрешалось работать нарядчиками, дневальными, заведующими столовыми и т.д. Война между старыми и "польскими ворами" приобретала различные формы. При случае "польские воры" заставляли придерживающихся старых воровских норм при помощи насильственных мер (так называемого "трюмления") отказываться от прежних идей. Такую категорию воров именовали "отколотыми".

     Таким образом среди воровской элиты  образовались три враждующие группировки. Администрация лагерей вынуждена  была изолировать их друг от друга, поскольку только таким образом удавалось избежать больших человеческих жертв.

     В конце сороковых и в начале пятидесятых годов в очень  трудное положение попали "мужики", которые стали терпеть притеснения  от воров и от враждующих с ними группировок блатарей. Общие кассы  перестали справляться со своими функциями, поскольку в зонах резко увеличилось число авторитетов. С "мужиков" был повышен размер дани до половины заработка. Всякий протест с их стороны резко пресекался ворами и "поляками" руками фраеров. В нескольких ИТЛ произошли открытые выступления "мужиков" против воров и "сук". "Мужики" выдвинули лозунг мести и кровавой вражды, и потому стали называться "беспредельщиками", "махновцами" (т.е. людьми, не признающими воровских законов).

     В лагерях начались массовые беспорядки, поджоги. Начальники многих лагерных пунктов стали обращаться в высшие инстанции с просьбой прислать им специальные группы "паханов" из числа рецидивистов для "наведения порядка".

     Для стабилизации выходящей из-под контроля властей обстановки был предпринят ряд практических мер. Воров-рецидивистов стали переводить на тюремный режим, для них специально выделили крупные  тюрьмы - Тобольскую, Вологодскую, Новочеркасскую, Златоустовскую. Кроме того, началась активная изоляция их в специальные лагеря строгого режима, штрафные подразделения, помещения камерного типа и т.п.

     Власти  всеми силами стремились разложить  воровские группировки. Указом от 13 января 1953 года к ним было допущено применять смертную казнь за бандитизм в лагерях. К концу пятидесятых годов прекратились массовые беспорядки. Принцип работы карающих органов отныне формулировался так: "Каждой возникающей группировке должен быть положен конец в том лагере, где она возникла".

     В лагерях стали вводится советы актива, массовые секции и товарищеские суды. Широко проводилась компрометация авторитетов. В результате многие блатари не выдерживали давления и подписывали письма и заявления с просьбой не считать их больше ворами в законе. Таких на зонах называли "прошляками" или "лопнувшими".  Метод подписки письменных отречений именовался "ломкой".

     В результате в 60-х годах руководство  МВД объявило о том, что произошло "окончательное разрушение преступной организации и исчезновение воровских традиций и обычаев". Было обещано показать последнего преступника по телевидению в 1980 году...

     На  самом деле все это было, конечно, не так. Примерно на два десятилетия  традиции эти ушли в подполье, воровское  сообщество проводило коренную реорганизацию  своих рядов. Фраера, которые в период "сучьей" войны поддержали авторитетов и этим заслужили их доверие, стали основной опорой паханов.

     Следующей по авторитету группой являлись "мужики", которые делились на подгруппы:

     1. "Хорошие парни" - те, кто полностью  признают воровские понятия и законы, но не заслужили права находиться в воровском сообществе. Они относятся к категории отрицательно настроенных.

     2. "Центровые ("козырные", "воровские") мужики" - осужденные, имеющие непосредственные  контакты с авторитетами, соблюдающие "кодекс чести арестанта".

     3. Мужики - основная группа. Не нарушающие  тюремных традиций и обычаев,  одни по убеждению, другие из  опасности возмездия.

     4. "Серые мужики" - частично деградировавшие  люди, не следящие за собой.  Среди авторитетов они абсолютно не пользуются уважением, но и не преследуются.

     Третья  категория - осужденные, преследуемые авторитетами за нарушение традиций и обычаев -"гашеные". К ним  относятся провинившиеся воры, фраера ("суки отошедшие"), неплатежеспособные должники (фуфлыжники), "самозванцы", уличенные в краже у товарищей ("крысы"), сотрудничающие с администрацией (стукачи), скрытые гомосексуалисты и те, кто участвовал в секциях профилактики правонарушений ("повязочники").

     Последнюю ступень в этой иерархии занимают пассивные гомосексуалисты ("обиженные", "опущенные"). Со стороны авторитетов они обычно не преследуются, так как уже получили возмездие.

     Следует отметить, что развитие мужеложство  получило в конце сороковых годов, но массовые размеры стало приобретать  с конца шестидесятых. По крайней мере, еще в середине шестидесятых годов в лесных ИТУ проблема гомосексуализма остро не стояла. Каждый лагерный пункт обслуживался проституткой, которых немало завезли во времена Хрущева на Урал, в Сибирь, на Север и Дальний Восток. За плату она была доступна не только расконвоированным осужденным, но и тем, кто выводился на рабочие объекты под охраной. Как правило, раз в неделю она заходила на рабочий объект до выставления постов караула, весь день обслуживала желающих за плату, а после съема охраны покидала территорию.

     Настоящее время. Психология воров, особенно нового их поколения, претерпела существенные изменения, а вместе с тем модифицировались и сами "законы". Случается так, что "вор в законе" не имеет судимости. Столь грубое отступление от воровских традиций связано с тем, что прием осуществлялся за деньги. Подобные случаи вступления в воровское сообщество "за взятку" стали распространенными и способствовали распределению преступников на "новых" и "старых". Новое поколение считает допустимым такой прием, с помощью которого идет пополнение денежных фондов.

     Современные "воры в законе" в отличии  от воров 50-х годов стараются тщательно  маскировать свой антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный. Изменилось и само понятие преступника данного типа. Во-первых, сам он уже не совершает преступлений, а делает это с помощью других лиц ("пехоты"). Во-вторых, его деятельность связана преимущественно с решением организационных вопросов, нередко таких, за которые в 50-е годы сходка приговаривала к смерти. В частности, "вор в законе" стремится устанавливать контакты с работниками правоохранительных органов и иных административных учреждений, он может отступать от любых неформальных норм, лишь бы это шло на пользу ему и его окружению. В-третьих, он отходит даже от занятия кражами. Только четвертая часть изученных "воров в законе" имела отношение к тайному хищению чужого имущества. Остальная масса занималась организацией рэкета, азартных игр и преступлений, связанных с наркоманией. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие "вор в законе" трансформировалось и приняло совершенно иную, причем более социально опасную криминальную окраску.

     Тем не менее сегодня следует различать  две категории "воров в законе":

     - лица, жестко придерживающиеся старых воровских традиций (они получили название "нэпманских воров"),

     - лица, модифицирующие старые положения  блатного "закона", устанавливающие  новые неформальные нормы поведения  применительно к изменившимся  социальным условиям.

     Между ними ведется борьба, в основе которой стоит неприемлемость "старыми" новых воровских установок. Они обвиняют новое поколение "законников" во лжи, корысти, называют их "сторожами" расхитителей и пытаются подорвать их авторитет в среде уголовных элементов. "Новые" стремятся путем подкупа и угроз привлечь на свою сторону наиболее авторитетных представителей старой группировки, а нередко уничтожают их физически.

     В ИУ лидеры придерживаются особых норм поведения, обусловленных спецификой условий нахождения осужденных в  изоляции. Они должны:

     - общаться только с лицами себе  подобными либо приближенными  к воровской касте;

     - все недозволенное в ИУ делать  через посредников, для чего  иметь так называемую "пристяжь" (своего рода слуг). Ее составляют  лица, выполняющие за "вора" черновую  работу, отдельные поручения ("шестерки"), берущие его вину на себя ("громоотводы"), выполняющие карательные функции ("быки", "солдаты");

     - иметь нелегальный канал связи  с внешним миром ("дорогу"), по которому осуществляется доставка  запрещенных предметов, продуктов питания, денег;

     - ведение контрразведывательной  работы в отношении сотрудников  уголовного розыска, что нередко  достигается с помощью коррумпированных  связей.

     И так далее.  

 

ГЛАВА 2. Как воздействуют тюремные условия на психику личности и группы. 

       Рассмотрим  теперь вкратце, что представляет из себя современное исправительное учреждение (далее ИУ) в России, в какие  условия попадает в них заключенный (будем считать, что «по первой ходке»).

       Тюрьмы  предварительного заключения, следственные изоляторы (СИЗО) — там находятся, а если говорить точнее, влачат жалкое существование, люди, суд над которыми еще не состоялся и которые могут быть еще признаны невиновными. Но, как это ни странно, наказание для них уже началось в виде тяжелого тюремного режима, который часто даже тяжелее, чем в обычных ИУ. Нередки случаи, когда человек идет на самооговор, лишь бы скорее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения. Что же его ожидает там ?

       Низкий  уровень материального благополучия в нашем обществе доводится в местах лишения свободы до крайней нищеты. Каждый седьмой осужденный заболевает туберкулезом и другими хроническими болезнями. Медицинское обслуживание ничтожно. Бедность материальная усугубляется бедностью духовной, нищетой межлюдских отношений, повседневным унижением достоинства человека.

       Весь  уклад жизни осужденного определяется режимом ИУ. Каждому виду заключения соответствует свой режим.

       Налицо  неравенство в возможности реализовать  свои права. Администрация имеет  и осуществляет право принудительного воздействия на заключенного. Осужденный формально имеет право находиться под защитой закона, добиваться осуществления своих законных прав, но все это часто остается только в теории.

       Личность  новичка проверяется жестоким и  примитивным ритуалом "прописки". Индивид оказывается перед выбором: принять или не принять навязываемый ему статус. Решение должно быть быстрым, а действия чрезвычайно интенсивными.

       Вообще, психике осужденного на фоне унылой, тягостной и однообразной повседневности присущи особая экспрессивность, демонстративность, взвинченность поведения.

       Первые 2—3 месяца — период первичной адаптации — отличается тем, что в этот период происходит болезненная ломка ранее сформированных взглядов на жизнь, то, что раньше казалось само собой разумеющимся (в смысле удовлетворения привычных потребностей) переходит в разряд несбыточной мечты, новая микросреда враждебна, часто возникают конфликты. Чувство безнадежности, обреченности постоянно присутствует в сознании. У заключенного обесценивается собственное "Я". Он постоянно испытывает угрозу собственному существованию.

       Следующий период связан с ценностной переориентацией  осужденного, принятием им норм и  ценностей данной среды (возможно не всех), выработкой стратегии и тактики  поведения в новых условиях. Изыскиваются возможности выживания. Рано или поздно осужденный подчиняется "законам тюрьмы".

       "Законы" эти просты и жестоки, санкции  их примитивны — издевательство, увечье, побои, лишение жизни.

       Какова  причина возникновения этих «законов»? На фоне повсеместного контроля, строгой регламентации всех отправлений жизнедеятельности заключенные, чтобы вернуть самооценку, начинают раздвигать установленные формальными законом и инструкциями рамки поведения, перекраивать установленные порядки. Вопреки установленной законами организации отбывания наказания начинается самоорганизация.

Информация о работе Особенности психологии коллектива осужденных