Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности психического развития в младшем школьном возрасте.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: провести анализ литературы по данной тематике; выявить возрастные и индивидуальные особенности; рассмотреть развитие познавательных процессов младших школьников; изучить особенности физического и психофизиологического развития в младшем школьном возрасте

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Возрастные и индивидуальные особенности в младшем школьном возрасте.6

2 Развитие познавательных процессов у младших школьников………………11

3 Особенности физического и психофизиологического развития в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………...23

Глоссарий………………………………………………………………………….25

Список используемых источников………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Шаблон на курсовую работу.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     3 Особенности физического и психофизиологического  развития в младшем школьном возрасте 

     В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.              

     По  данным физиологов, к 7 годам кора больших  полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

     Начало  школьного обучения практически  совпадает с периодом второго  физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого   периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого   напряжения и мобилизации его резервов. 12

     Однако, несмотря на отмечаемые в это время  определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.

     В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, Хрипкова А.Г.  и Колесов Д.В. приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте». Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников. 13

     Начало  обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

     Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим, развитие на следующем возрастном этапе.

       Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

     Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

     Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

     В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

     На  протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников.

     Для характеристики младшего школьного  возраста как качественно своеобразного  этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.

    Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6—12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.

     Согласно  концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7—11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.14

     Таким образом, младший школьный возраст  является этапом существенных изменений  в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

     . 

     Заключение

     Целью данной курсовой работы являлось изучение особенностей психического развития в  младшем школьном возрасте.

     В ходе работе был проведен анализ литературы, посвященный данной тематике, на основе которого были реализованы поставленные нами задачи и сделан вывод о важной роли данного периода как стартового этапа в школьной жизни ребёнка.

     Дети  младшего школьного возраста постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку.

     Младшие школьники способны оценить, и ценят  нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Часто они  оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят  лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самосознания, период младшего школьного детства является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности.

     Вступление ребенка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования его личности. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется тот более высокий тип социальной направленности личности, который характерен для каждого, кто живет осознанными коллективными интересами. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников, завоевать уважение и авторитет товарищей.

     Младший школьники по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, сто учитель объясняет на уроке, у них свой, индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанностей, идеалам, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным предметам, к товарищам и учителям, у них различное положение в коллективе сверстников.

     Это естественно: у каждого из маленьких  школьников своя биография, свой жизненный  опыт. Каждый из них представляет собой  индивидуальность – неповторимую личность.

     Благоприятно  сказывается на формировании личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов, это может быть несоответствие уровня притязаний реальному положению дел, стремление, во что бы то ни стало сохранить превосходство.

     Одни  из важнейших условий успешного  формирования ценных качеств личности ребенка – хороший психологический климат в семье и в школе. Диагностика развития личности ребенка играет немаловажную роль для его создания. Ведь зная особенности личности ребенка – его характер, отношение к разным вещам, его внутренний мир и др. – можно подобрать к нему индивидуальный подход.

     Младший школьный возраст – это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот  волнений, переживаний. О них он сам  готов рассказать взрослому, который его слушает. В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития младшего школьника.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
     1      Внимание         сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенные объекты
     2      Воспроизведение      восстановление  в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта
     3      Игра      форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
     4      Кризис 7 лет по Л.И. Божович      период  рождения социального "Я" ребенка
     5      Мышление      важная  ступень человеческого познания, позволяет получать знание о таких  объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания
     6      Память      способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной  системы, выражающееся в способности  длительно хранить информацию и  многократно вводить ее в сферу сознания и поведения
     7      Понятие      одна  из логических форм мышления, высший уровень  обобщения, характерный для словесно-логического  мышления
     8      Психологическая готовность к школьному обучению      единство  психических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. Различаются два вида психологической готовности к школьному обучению - специальная и общая
     9      Самосознание      осознание и оценка человеком (ребенком) самого себя как личности - своего нравственного  облика и интересов, ценностей, мотивов поведения
     10      Учебная деятельность        ведущий  вид деятельности младшего школьника, представляющий собой форму социальной активности, реализуемую посредством учебно-познавательных действий и учебных операций
     11      Учебная задача      один  из компонентов учебной деятельности, включающий систему заданий, при  выполнении  которых ребенок осваивает  наиболее общие  способы (принципы) действия
     12      Учебная операция      один  из компонентов учебной деятельности, входящий в состав способа действий и   составляющий его основное звено

Информация о работе Особенности психического развития в младшем школьном возрасте